"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки

Гендерные стереотипы и их влияние на уровень заработной платы женщин, занятых в промышленном производстве, в XIX в.

Егорова Анна Михайловна – студент аспирантуры Армавирского государственного педагогического университета.

Аннотация: Статья посвящена гендерным стереотипам, которые свойственны женскому труду. Актуальность исследования связана с неравенством мужчин и женщин в сфере труда, профессиональной сегрегацией полов в сфере трудоустройства. Возникает вопрос социальной справедливости, повышения эффективности использования трудовых ресурсов. Гендерная сегрегация заключается в устойчивом разделении мужчин и женщин по разным сферам деятельности, т.е. когда представители каждого пола по определенным причинам заняты в разных видах деятельности. Рынок труда XIX ярко отражал ситуацию, при которой женщины и мужчины были неравномерно распределены между различными видами деятельности.

Ключевые слова: Гендерные стереотипы, профессиональная сегрегация, женский труд, разделение труда, заработная плата.

В настоящее время определенным императивом, связанным с развитием общества, является наличие социальной справедливости, то есть соблюдения определенного перечня прав человека и преодоления всех типов дискриминации, в том числе и гендерной. Как известно, научная единица «гендер» непосредственно связана с такими философскими и социальными категориями, как равенство, справедливость («гендерного равенства», «гендерной справедливости»). Гендерное равенство – это уравновешенная оценка в обществе вклада женщин и мужчин в развитие социума. Гендерная справедливость – это процесс справедливого отношения в обществе к обоим полам, что требует определенных мер для компенсации и социальных упущений, невыгодного положения, мешающее мужчинам и женщинам находится в равных позициях относительно друг друга в обществе. Само понимание гендерных равенства и справедливости приходит в сознание, основой части, населения Европы и США только в XX веке, в период Нового времени его еще не было. Историческое развития представлений о равенство, справедливость, с точки зрения гендерного анализа, – это не только процесс переосознания роли мужчины и женщины, но и выявление возможных причин (объективных и субъективных) полоролевого дисбаланса, имеющегося как в традиционных обществах, так и в формирующихся, в Новое время, индустриальных обществах. «Гендер» - это одно из фундаментальных понятий, связанных с гендерологией, социологией и другими общественными науками, которое включает социальные характеристики, сформированные в обществе относительно поведения представителей обоих полов. Гендер складывается через социализацию, разделение труда, принятие, сложившихся в обществе норм, ролей и стереотипов в определенном обществе.

Теория стереотипизации начинает складываться к 20-м гг. XX в. (1922 г.), после публикации исследования американца Уолтера Липпмана «Общественное мнение» где рассматривалось понятие «стереотип», то есть это предвзятые мнения, управляющие всем процессом восприятия людьми процессов, явлений. Они скрывают определенные объекты (знакомые или нет, при этом едва знакомые воспринимаются как хорошо известными, а незнакомые — чуждыми. Они возбуждаются знаками, варьируются от истинного индекса до неопределенной аналогии [1]. Вышеуказанная теория появилась в период обострившегося внимания ученых, публицистов к изучению массового сознания, в своей работе У. Липпман обозначил проблему влияния уже существующего в сознании знания о предмете на восприятие этого предмета и указывал на устойчивость стереотипа, объясняя появление определенных социальных ценностей (некой социальной группы) как функцией защиты [2]. В Европе, как и в США, ученые заинтересовались этой теорией стереотипов. Так, уже в 60-70 гг. XX в., ими были определены еще несколько проблем в изучении социальных стереотипов.

Российские исследователи так же не остались в стороне от изучения этой проблематики («Психологическое исследование социальных стереотипов» Агеева В.С.) [3]. Генденые стереотипы (gender stereotype) — это один из видов социальных стереотипов, он основывается на установленных в обществе представлениях о москулинном и феминном. [4]. В социологии стереотип определяется как совокупность упрощенных обобщенных представлений, своеобразные «штампы мысли», в основе создания такого социального стереотипа лежит психологический феномен обобщения и схематизации опыта. При этом синонимами стереотипа называются предубеждения, предрассудки и клише. Стереотип задает норму, то есть упрощенный или усредненный до предела образец социально-одобряемого или социально-допустимого поведения. Шаблоны предшествуют самому действию: каждый индивид (группа, поколение), вступая в социальный мир, обязан выбрать из готового набора стереотипов. Социальные стереотипы действуют в тех ситуациях, когда сложное явление упрощается до знакомого и привычного образца, взятого из арсенала исторической памяти, известного чужого примера и пр., вплоть до мифических схем. Опознание (отнесение к известной схеме) в таких процессах, очевидно, заменяет понимание. В то же время стереотип может выступать и в качестве руководства к действию: люди не только опознают привычные образы, но и стараются следовать им, чтобы быть понятыми другими и собой. Таким образом, усвоение стереотипов и следование им облегчает ориентацию людей в обыденной жизни. Необходимо подчеркнуть два отличия стереотипов от других социальных регуляторов.

Во-первых, стереотипы эмоционально окрашены. Это облегчает бессознательное усвоение людьми стереотипов в раннем возрасте, когда еще не развиты рациональные структуры сознания. Поэтому на обыденном уровне стереотипы часто называют предубеждениями. Именно эта эмоциональная компонента затрудняет преодоление и искоренение стереотипов с помощью рациональных доводов. Например, все мы знаем, что даже хорошо образованные люди могут разделять расистские, националистические, гендерные и прочие стереотипы.

Во-вторых, стереотипы содержат позитивные и негативные оценочные суждения (правильно/неправильно). Причем оценочные компоненты стереотипов связаны не столько с реальностью, сколько с ее идеологическим оформлением. Гендерные стереотипы определяются как набор представлений (убеждений, мнений, суждений) о качествах, признаках, нормах поведения, которые свойственны «настоящим» мужчинам и женщинам. Гендерные стереотипы строятся по принципу двоичной или «бинарной оппозиции»: то, что приписывается мужчинам, не приписывается женщинам. Гендерные стереотипы фиксируются в языке, а затем начинают работать в сознании по схеме «правильное или неправильное». Таким образом, стереотип нередко задает программу поведения. Одним и тем же действиям, качествам и признакам даются разные оценки в зависимости от пола. В основе гендерных стереотипов лежит фундаментальное разделение и противопоставление в культуре мужского и женского начал, или архетипов женщины-матери-защитницы и мужчины-воина-покровителя. Вероятно, первоначально такая картина отражала реальное положение дел в первобытном обществе. Однако уже первая попытка построения картины мира, придала мужскому и женскому началам определенный символический смысл. Как мы помним пифагорейцы считали, что окружающий мир основан на десяти парных основаниях перечислим некоторые из них: «дух — материя», «порядок — хаос», «свет — тьма», «правое — левое», «добро — зло», «мужское — женское» и др.

Нетрудно заметить, что первое слово представленных словосочетаний, к которым отнесено мужское начало, обозначает в нашей культуре позитивные качества, а во вторые слова то, что считается негативным (по крайней мере, по сравнению с первым словом). Из анализа представленной теории картины мира пифагорейцев заметен некий бинаризм вообще свойственен нашему мышлению. Однако символическая картина мира фактически вошла в плоть и кровь нашей культуры. В качестве примера сошлюсь только на многовековую борьбу с «левшами», которая не имеет под собой никакого рационального основания, но имеет основание символическое — левши ассоциировались с темным миром зла. То же произошло и с женским началом.

Гендерные стереотипы — это стереотипы, которые касаются содержания мужского и женского труда. Так, женской сферой деятельности считается обслуживающая, исполнительская. Мужская сфера деятельности — это инструментальная, творческая, организаторская. Проблема гендерного разделения труда, под которым понимается распределение занятий между женщинами и мужчинами, базирующимися на традициях и обычаях, сказывается на формировании стереотипа о мужских женских профессиях. Значительно влияет на жизнь женщины и вступление в брак: домашние хлопоты, рождение и воспитание детей, обеспечение уюта в доме — все это традиционно ложится на плечи женщины. При этом домашний труд женщины не принято считать ни трудом, ни заслугами, поскольку это ее «прямые обязанности» и оценке они не подлежат. И в связи с этим утверждать, что и в трудовом процессе часто переплетаются гендерные и экономические отношения. Оба эти начала ярко проявляются в изучаемый нами исторический период. Владельцы фабрик определили работницам задачи, подобные тем, что выполнялись женщинами дома, тем самым, создав феномен «женской работы», а затем рационализировали обесценивание этой работы на основании законов и стереотипных представлений о роли женщины в обществе.

Гендерное разделение труда сохраняло прочные позиции: в странах Западной Европы, США и Российской империи, каждая промышленная отрасль характеризовалась доминированием либо женщин, либо мужчин, при этом здесь стоит говорить о профессиональной сегрегации как об устойчивой тенденции трудоустройства мужчин и женщин по строго определенным профессиям, отраслям в науке называется гендерной профессиональной сегрегацией (или профессиональной сегрегацией по признаку пола).

Интересен и тот момент, что сложившиеся гендерные стереотипы, царившие в Новое время, влияли не только на выбор профессии, но и на уровень заработной платы. Женский труд оплачивался значительно хуже, чем мужской, несмотря на равный объем выполненной работы, качество и рабочее время [5]. По данным о заработной фабричных рабочих в Майгеме (1893 г) [6] было выделено три группы работников (по уровню заработной платы): в первой (с самая низкой заработной платой) входило 29,8% рабочих, во вторую (со средней) – 49,8%, в третью (высокий уровень заработной платы) – 20,4%, при этом в первую группу входило 99,2% женщин (от общего числа работников), во вторую – 0,7%, в третью – 0,1%. Тогда как с мужчинами статистика другая: 29,8% (мужчин от общего числа) – самая низкая зарплата, 49,8% - средняя зарплата, 20,4% - высокая зарплата.

Нужно обратить внимание и на то, что подобная тенденция характерна и для женщин, занятых в кустарном и ремесленном производствах.

На основании вышеизложенного можно сказать, что основной причиной подобной ситуации является наличие стереотипа о том, что труд мужчины более ценен, более эффективен, что он является кормильцем в семье (при этом никто не брал в расчет тот факт, что очень часто женщины являлись единственными кормильцами в семье, или то, что на женщине был двойной гнет: 1) семья, дети, ежедневная домашняя работа; 2) выполнение профессиональных обязанностей). Здесь, с точки зрения гендерологических исследований, на передний план выходит так называемый миф о «непрофессиольности» женщины.

Подводя итог, можно сказать следующее: гендерные стереотипы – достаточно весомый фактор, влияющий на развитие общество в целом, его производственной сферы. Гендерные стереотипы (особенно в условиях аграрного и индустриального обществ) влияют и на правовое регулирование отношений внутри этого общества.

Список литературы

  1. Яков В.А. К вопросу о стереотипизации в социологии//Философия науки. 1960. №2., с. 50
  2. Шихирев П.Н. Исследование стереотипа в американской социальной науке//Вопросы философии. 1971. № 9, с. 29-30
  3. Агеева В.С. Психологические исследования социальных стереотипов// Вопросы психологии. 1986. № 1., с. 98
  4. Словарь гендерных терминов/Под ред. А.А. Денисовой/Региональная общественная организация «Восток — Запад: Женские Инновационные Проекты». — М.: Информация XXI век, 2002., с.21
  5. Бебель А. Женщина и социализм/Политика, 1959, с. 61
  6. Worishoffer, Die soziale Lage der Fabrikarbeiter in Mannheim.
Интересная статья? Поделись ей с другими: