"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки

Проблемы патриотического воспитания и экономическое сознание молодежи Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Марданов Ким Ринатович – студент магистратуры Института цифровой экономики Югорского государственного университета.

Аннотация: В статье рассматриваются основные проблемы патриотического воспитания молодежи и предлагаются пути их решения.

Ключевые слова: Молодежь, патриотизм, воспитание.

Патриотизм – это любовь к своей стране, преданность своей Родине, стремление служить его интересам [1]. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина- патриота страны, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время,[2] роль школы в этом плане неоценима.

Процесс формирования патриотизма является историческим и остается актуальным и в наше время. В разное время в своих работах этой проблемой занимались К. Туровский, В. Тяпинский, С. Полоцкий, Ф. Скорина, Ф. Богушевич, К. Калиновский, Я. Купала, Я. Колас, М. Богданович, В. Ластовский и др. В советское время различные аспекты патриотического воспитания нашли отражение в работах А.С. Макаренко, Ю.К. Бабанского, Н.И. Болдырева, В.И. Журавлева, Т.А.Ильиной, Б.Т. Лихачева, В.А. Сластенина, Г.И. Щукиной и др.

В 2012 году на одной из встреч Президента Российской Федерации с представителями общественности В.В. Путин подчеркнул: «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого всё равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и её будущее. Нам необходимо в полной мере использовать лучший опыт воспитания и просвещения, который был и в Российской империи, и в Советском Союзе.» [1].

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре за развитие патриотического воспитания детей и молодежи отвечает Координационный совет по патриотическому воспитанию граждан при Правительстве автономного округа. В состав которого входят представители общественных объединений ветеранов боевых действий, военной службы и труда, а также представители исполнительных органов власти автономного округа.

Формирование патриотизма у детей и молодежи начинается еще на школьном этапе. Хорошим примером патриотического воспитания в школе является создание патриотических движений «Юнармия». Юнармейцев можно назвать пионерами современного мира. В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, развитие Юнармии является одним из ключевых направлений патриотического воспитания. Как ни странно интерес молодежи к данному движению растет в геометрической прогрессии так в 2017 году количество юнармейцев составило 1487 человек, в 2018 году 2817 человек, а на конец февраля 2019 года количество юнармейцев составило 5 514 человек.

Но проблема развития патриотического воспитания в автономном округе заключается в том, что после окончания школы дальнейшее сопровождение молодых людей в патриотическом воспитании останавливается. В новых условиях социально-экономического развития общества применяются старые и несистемные (разрозненные) методы нравственно-патриотического воспитания, что приводит к проведению множества мероприятий, но к минимальному эффекту от их проведения.

Таким образом, предлагается создать единую систему методов нравственно-патриотического воспитания, позволяющие наиболее полно учесть интересы и потребности молодежи для увеличения формирования активной гражданской позиции молодежи и повышения эффективности нравственно-патриотического воспитания.

Помимо организационных проблем существенным недостатком современного патриотического воспитания можно считать отсутствие действенного воздействия на экономическое сознание молодежи. Такое направление как экономический патриотизм слабо представлено в содержании соответствующих программ.

В условиях все возрастающей конкуренции на мировых и внутренних рынках, которая начала перерастать в торговые войны, наиболее актуальной ставится формирование установок на поддержание отечественного производителя, национальной валюты и т. д. При этом нужно нейтрализовать радикализм антиглобализма, к которому склонны молодые люди.

Экономический патриотизм должен стать важнейшим направлением патриотического воспитания. Только в таком случае будет сформирован весь спектр направлений патриотического воспитания молодежи автономного округа, обеспечена его эффективность.

Список литературы

  1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе.- М., Айрис- пресс, 2002-224 с.
  2. Агапова И.А., Давыдова М А. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы. – М.: ВАКО, 2006,-368 с. – (Педагогика. Психология. Управление).
  3. В.В. Путин: «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте». 13 сентября 2012 года. – [Электронный ресурс]. – URL: https://ruskline.ru/news_rl/2012/09/13/vladimir_putin_my_dolzhny_stroit_svoyo_buduwee_na_prochnom_fundamente (дата обращения 15.05.2019).