gototopgototop

"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки

УДК 34

Ответственность государственных служащих Республики Беларусь

Лежинский Денис Валерьевич – студент Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации.

Аннотация: Целью данной статьи является анализ законодательства Республики Беларусь, регулирующего ответственность государственных служащих, путем теоритического исследования. В результате проведенного исследования были проанализированы виды ответственности государственных служащих Республики Беларусь, сделаны выводы о соответствии законодательства Республики Беларусь международным правовым нормам в сфере регулирования ответственности государственных служащих.

Ключевые слова: Республика Беларусь; государственная служба; ответственность государственных служащих.

Ответственность государственного служащего определяют сущность его служебной деятельности, так как правительство принимает на государственную службу гражданина для возложения на него соответствующих его должности должностных обязанностей. Несоблюдение или ненадлежащее выполнение государственными служащими собственных прямых обязанностей, а также несоблюдение ими правил установленных административных операций считаются причинами происхождения их конфликтов с гражданами и ухудшением функционирования государственной службы, а также подрыву ее авторитета в глазах населения страны.

Ответственность государственного служащего в Республике Беларусь определена в ст. 56 Закона Республики Беларусь № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь». [2]

В данной статье определяются нарушения, которые может совершить государственный служащий и которые могут привести к несению им ответственности какого-либо вида. К ним относятся:

  • неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине государственного служащего возложенных на него служебных обязанностей,
  • превышение должностных полномочий,
  • нарушение трудовой и исполнительской дисциплины,
  • несоблюдение установленных настоящим Законом и иными законодательными актами ограничений, связанных с государственной службой.

В зависимости от типа и тяжести нарушения, государственный служащий Республики Беларусь несет один из видов ответственности:

  • дисциплинарную ответственность;
  • административную ответственность;
  • уголовную ответственность или иной вид ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

При этом законом регулируется ответственность государственных служащих за выполнение неправомерных действий, которые выполняются по указанию вышестоящих органов власти. В ст. 58 указано, что в случае выявления факта несоответствия указаний обязанностям, требованиям и ограничениям государственного служащего, данная информация должна быть передана в соответствующие органы. В ином случае государственный служащий будет нести ответственность в полной мере с лицом, отдавшим данные указания.

На основании ст. 57 к государственному служащему могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания:

  • замечание;
  • выговор;
  • предупреждение о неполном служебном соответствии;
  • понижение в классе государственного служащего на срок до шести месяцев;
  • увольнение с занимаемой должности в соответствии с законодательством о труде и иными законодательными актами.

Порядок применения дисциплинарных взысканий, а также основания для их наложения на государственного служащего определяются соответствующие органами власти, которые обладают данными полномочиями.

Присутствуют кроме того должностные обязанности, которые присущи определенному виду государственной службы и связаны с определенной спецификой должностных обязанностей государственного служащего. Они регламентированы в должностных направлениях, а также локальных нормативных актов того учреждения, в котором проходит службу государственный служащий.

Прямые обязанности государственного служащего считаются логичным продолжением его прав и в совокупности с ними делают возможным сделать систему государственного управления наиболее действенной.

Ответственность государственных служащих наступает за несоблюдение законности и служебной дисциплины, несоблюдение или ненадлежащее выполнение ними собственных должностных обязанностей. «Служебная дисциплина на государственной службе — неотъемлемое для служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного распорядка, установленных согласно с законами, другими нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и служебным договором [3, с. 16-18].

Служебный распорядок государственного органа может быть определен нормативным правовым актом государственного органа, в котором устанавливается режим службы и время отдыха служащих. Служебный распорядок государственного органа утверждается представителем нанимателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа этого государственного органа власти.

Государственные служащие могут нести дисциплинарную, административную, уголовную и материальную ответственность.

Главным видом ответственности государственных служащих считается дисциплинарная ответственность, так как соблюдение служебной дисциплины и укрепление государственной дисциплины относятся к главнейшим обязанностям служащего. За несоблюдение или же ненадлежащее выполнение государственным служащим возложенных на него прямых обязанностей, могут налагаться органом либо управляющим, имеющими право назначать государственного служащего на государственную должность государственной службы, установленные дисциплинарные взыскания.

Для государственных служащих установлена материальная ответственность. Она исполняет право-восстановительную функцию и наступает за должностной проступок, который привел к материальному ущербу органам государственной власти. Материальная ответственность состоит в возмещении виновным служащим причиненного им имущественного убытка либо ущерба. Сама собой материальная ответственность не исключает привлечения виновного лица и к дисциплинарной ответственности.

Именно высокий статус и немалая значимость государственно-волевых решений, которые берет на себя госслужащий, обуславливают тот высокий уровень ответственности, которую правительство накладывает на него.

На основании проведенного анализа можно определить, что ответственность государственных служащих Республики Беларусь подчиняется международным правовым нормам в сфере регулирования ответственности государственных служащих.

Дисциплинарная и иные виды ответственности накладываются на государственных служащих в соответствии с уровнем их проступка. При этом необходимо отметить, что в Республике Беларусь предусматривается ответственность работника за совершение неправомерных действий по указанию вышестоящего руководства, если государственный служащий понимал, что данные действия не правомерны, но сокрыл информацию от специализированных органов.

Список литературы

  1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // режим доступа [URL] - http://www.pravo.by (дата обращения 25.05.2019);
  2. Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» Принят Палатой представителей 13 мая 2003 года Одобрен Советом Республики 29 мая 2003 года // Режим доступа [URL] - http://www.pravo.by (дата обращения 25.05.2019);
  3. Гришковец А. А. Правовое регулирование госслужбы // Государство и право. – 2009. - № 4.
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Отправить статью

...

Форма оплаты

Номер статьи, присвоенный редакцией
Количество страниц в статье
Количество экземпляров журнала
Доставка: РФСНГ
Скидка (%)
Заказать свидетельство о публикации
1. Стоимость публикации каждой страницы статьи составляет 200 рублей.
2. Стоимость каждого экземпляра журнала, включая его изготовление и доставку, составляет 300 рублей для России и 600 рублей для стран СНГ.
3. Стоимость печатного свидетельства о публикации составляет 100 рублей

Реквизиты для оплаты через банк