gototopgototop

"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки

Проблемы состояния окружающей среды и проживания населения в районах мусорных полигонов в современной России

Носков Иван Александрович – студент Юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Железцов Максим Леонидович – студент Юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Терновсков Владимир Борисович – кандидат технических наук, доцент кафедры Безопасность жизнедеятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Аннотация: В данной работе рассматриваются проблемы мусорных полигонов в России, общих мер государства по переработке отходов, а также опыт развитых стран в решении данных вопросов.

Ключевые слова: Окружающая среда, экология, отходы, мусорный полигон, переработка отходов, токсичность.

I. Введение

Проблема утилизации отходов и дислокации их мест хранения – крайне насущная и актуальная проблема для России, которая в последние 10 лет обострилась до критического уровня из-за стремительного роста мусорных полигонов и отсутствии значимых прорывов в его утилизации, а также вследствие нарастающего недовольства среди населения, проживающего недалеко от свалок и просто неравнодушных граждан, участвующих в протестных акциях.

Эта проблема есть следствие неэффективного подхода и неорганизованности местного самоуправления и федеральной власти в отношении данного вопроса в нашей стране. Также Москва, как один из наиболее технически развитых регионов нашей страны с наибольшим количеством населения, способна к разработке новых методов утилизации и хранения мусорных отходов, что помогло бы и регионам, которые также страдают от этой проблемы, создав для них некий образец, по которому можно работать. Но в итоге, она усугубляет проблему политикой создания новых мест скопления мусора, вследствие огромно концентрации людей и производства на своей территории.

В данной работе будут рассмотрены история проблемы, пути её разрешения, а также ключевые её аспекты.

II. Основная часть

1. Последствия многолетнего скопления мусора на определённой территории

Рост мировой и российской экономики, появление новых технологий, необходимость обеспечение быстрорастущее население человечества ресурсами – эти и многие другие причины приводят к увеличению антропогенного воздействия человека на природу. Одним из видов данного явления служит увеличение мусорных свалок, и их сохранение в течение многих лет.

Обычные бытовые отходы в России зачастую просто вывозятся на полигон за городом, где данные отходы и лежат в течение долгого времени. Известны случаи и создания свалок недобросовестными людьми, не убирающими за собой мусор за городом.

Эта проблема несёт в себе эпидемиологическую опасность. Долгое нахождение мусора на одной территории провоцирует увеличение выбросов токсичных веществ. Это приводит к заражению земли, животных, проживающих рядом, рядом располагающихся водоёмов. Даже при условии ликвидации такой свалки, земля будет не пригодна для жизни в течение долгого времени [5.]

На сегодняшний день данную проблемы усугубляет и факт наличия данных свалок вблизи мест проживания населения, которые вынуждены жить в столь опасных условиях. Воздух в таких районах может быть попросту ядовитым и отравлять людей. Вдобавок, данные полигоны наносят и существенный эстетический вред облику территории, на которой он располагается.

2. История прошлых программ

Наиболее близким нам является история решения проблемы переработки мусора в СССР, где на данный вопрос впервые обратили внимание в 1952 году, в Постановлении №1661, которое своими положениями регламентировало сбор и переработку вторсырья, также распределило обязанности по организации сбора отходов на жилищные управления и на жилищно-коммунальные органы ведомств [6]. Дальше стали издаваться другие документы на эту тему и на улицах начала появляться спецтехника для сбора мусора.

Регулярный сбор отходов производился изначально специальными мусоровозами и двумя работниками. Подобные машины подъезжали к домам и люди сами должны были сдавать им свои отходы. Система не была удобна, из-за отсутствия графика приезда сборщиков и невозможности некоторым семьям оставлять кого-то дома для сдачи мусора в нужный момент. Поэтому вскоре были созданы мусорные баки, в которых мусор хранился до приезда машины.

Сбор специфического мусора в СССР был ориентирован на гражданское сознание и стимулирован дополнительными выплатами. Также, экологическое воспитание и образование людям преподносили с детства. Это является важным механизмом в решении мусорного вопроса, а именно общественно-политическом. Существовало несколько основным классификаций мусора, который принимался в пунктах сбора: макулатура, стеклотара, металлолом и также утили (всё, что не входило в перечисленные классификации).

Есть разные мнения по поводу эффективности сбора мусора в СССР, но всё же система была построена так, что было выгодно обеим сторонам: и государству, которое благодаря вторсырью получало ресурсы для очередных циклов производства, так и обычному народу, для которого создавались условия, в которых он мог избавляться от отходов и получать вознаграждение.

3. Современное положение проблемы

Мусорная проблема обострилась последние годы. Это неоспоримый факт и результат неэффективной политики в данном вопросе. Огромное количество внушительных мусорных свалок, особенно в Подмосковье, – это серьезнейшая экологическая проблема, которая уже выливается в многочисленные протесты жителей. Были попытки создания планов решения этой проблемы, но ни один не доходил до полноценной общеобязательной реформы столь необходимой стране и обществу.

Постоянные откладывания запуска мусорной реформы с 2016 года показывают неорганизованность региональных отделений, которые не могли долгое время создать территориальные схемы, показывающие реальное положение дел с мусором в регионе (на данный момент они разработаны, но до сих пор согласованность с населением под вопросом). Люди не знают куда им сдавать мусор, как его разделять, эта проблема должна начать решаться, и реформа 2019-2020 годов должна будет задать положительные тенденции, к примеру видны уже положительные моменты, такие как переход Подмосковья на раздельный сбор мусора.

4. Монополизация и коррумпированность в сфере утилизации

Создание региональных операторов (главной корпорации региона по переработке) проходит под большими вопросами. Некоторые регионы, к слову, даже не начали процесс формирования региональных операторов. Многие предполагают, что из-за хорошей рентабельности такого бизнеса, возможна нездоровая конкуренция за место регионального оператора.

Говоря об общей ситуации с обычными фирмами, транспортирующими и утилизирующими мусор, можно сказать, что компании, занимающиеся вывозом многие годы сотрудничают с администрациями и предприятиями, которые обеспечивают их стабильным потоком отходов, это наталкивает на мысль о практически невозможной вероятности появления новых предпринимателей в данной сфере [12].

5. Законодательное регулирование проблем утилизации

В Российской Федерации [8] ключевым нормативно правовым актом, регулирующим утилизацию отходов, является Федеральный закон «об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N89 Ф3. Данный акт содержит основные принципы обращения с отходами, принципы регулирования данных процедур, а также меры ответственности за нарушение данного нормативно правового акта. [1]

К дополнительному нормативно правовому акту относят статью 12 часть 30 Федерального закона «о лицензировании отдельных видов деятельности» (в данном случае – деятельность по утилизации и сбору отходов, которая, согласно данному закону, требует наличие специальной лицензии). Также к этому добавляется статья 22 закона «о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения; статья 18 закона «Об охране атмосферного воздуха»; а также приказ Минприроды России «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» и другие нормативно правовые акты. [2]

При этом серьёзных изменений в законодательстве по данной проблеме в России не произошли. При всех тенденциях изменения производства, технологий, появления новых видов токсинов и международных стандартах, отношение в России к ним осталось, как и раньше.

Также данное законодательство, на наш взгляд, слабо ограничивает полигонное захоронение, в то время как во многих странах, которые успешно решили основные проблемы с мусором, действуют данные нормы, ограничивая и стимулируя производителей разрабатывать из отходов альтернативные источники энергии (более подробно об этом в 9 части статьи). Законы же России не создают серьёзных стимулов производителям по осуществлению переработки мусора и превращения его в альтернативный источник энергии (к примеру, в США законом созданы такие условия, что утилизация является самым дешёвым способом обращения с отходами). [4? c. 21-24]

Однако, на наш взгляд, все приведённые нормативно правовые акты, в целом, призваны достойно охранять здоровье человека, пресекать возможности незаконной деятельности в области обращения с отходами.

Ключевой проблемой на данный момент служит ситуации, описанные в 4 пункте основной части данной статьи, а именно монополизация и незаконность многих служб по работе с отходами.

6. Проблема Москвы, как источника отходов для мусорных полигонов России

Москва является одним главных источников мусора для различных мусорных полигонов в стране. Её огромное население, потребление и производство, при старых технологиях и методах приводят к тому, что на сегодняшний день в Подмосковье сосредоточено порядка 45 мусорных полигонов. Крупнейшие из них, Щербинка и Тимохово превышают по площади 100 гектаров. [9]

Пространство всех этих полигонов преимущественно забито именно мусором из Москвы. Более того население Подмосковья увеличивается, а следовательно, заселяется больше регионов и в районе мусорных полигонов, что провоцирует ненависть и ухудшение здоровья жителей.

Совсем недавно появились новости о строительстве нового полигона более чем в 1000 километров от Москвы в Архангельской области. Правдивость данного сообщения на данный момент неоднозначна, но если это правда, то это знак того, что ситуация с вывозом и переработкой московского мусора становится критической.

При этом Москва является экономическим центром страны и городом с одной из самых развитых инфраструктур. Ресурсы Москвы могли сделать её и центром России по переработке отходов, дающий импульс и пример остальным регионам. Однако на деле ситуация выходит иная – высокие возможности Москвы порождают огромное количество мусора от неё, который только ухудшает экологическую ситуацию в стране.

7. Протестная деятельность населения и политика государства к ней

С 2017 года по всей стране наблюдаются вспыхивающие протестные акции в самых разных регионах страны. Самые масштабные акции происходили в Московской области, которая аккумулирует в себе около 11% от всей массы мусора в России.

Самым резонансным подмосковным митингом был митинг в Волоколамске, где 1 апреля 2018 года собралось 7000 человек, учитывая, что в городе проживают 20000. Причиной недовольств выступил полигон “Ядрово”, регулярные мусорные выбросы с которого влияют на самочувствие населения города (57 детей были доставлены в больницы с плохим самочувствием и тошнотой). Народ перекрывал дороги машинам, везущим мусор на полигон, требовал введения чрезвычайной ситуации. Результатом стало увольнение главы Волоколамского района и введение режима чс, но, правда, только на самом полигоне [13].

Мусорная проблема влияет не только на Подмосковье, но и другие регионы, например, на Архангельскую область [10], где на едином дне протеста в конце 2018 года собралось около 30 тысяч человек. Причиной столь массовых протестов стала возможность строительства нового полигона, который предназначался бы для своза мусора с Москвы, с которым сама Москва уже не справляется, как сказано в 6 пункте статьи.

Главным поводом возмущения практически везде – это было поведение региональных властей, чья политика, как мы видим, является очень спорной. Вопрос о смене региональных лидеров поднимается на таких мероприятиях с завидной регулярностью. Таким образом, мы видим, как экологическая ситуация смогла спровоцировать серьезные политические волнения.

8. Способы минимизации вреда населением, проживающим в районах мусорных полигонов

Однако, населению, которое проживает в загрязнённых из-за мусорных полигонов районах необходимо достойно жить. Чтобы это обеспечить необходимо проводить ряд приведённых далее предписаний:

  1. Постоянное усердное соблюдение гигиены
  2. Частая уборка дома или квартиры, забота о их герметичности
  3. Употребление кальция (молочных продуктов, овощи и фрукты) [11]

Становится очевидным, что проживание в таких районах попросту опасно, и требует немедленных действий государства. Проходить они должны в форме гуманитарной помощи, в запрете строительства и проживания в таких регионах.

9. Опыт развитых стран в решении рассматриваемых вопросов

Описанные в статье проблемы существует не только в России, но многие другие страны смогли найти эффективные способы борьбы с ними, на которые стоит обратить внимание и России.

Статистика говорит о том, что почти все отходы России идут на захоронение в полигонах, в то время как во многих европейских странах почти 100% отходов перерабатываются либо используются в качестве альтернативных источников энергии. [12]

В США действует законодательство, устанавливающее нормы обязательных отходов, использованных в качестве вторичного сырья, во многих штатах полигонное захоронение запрещено в принципе.

Похожая система имеется и в Японии, где любое предприятие обязано считаться с законом, ограничивающий их. В ней, как и в других развитых странах (в частности, Швеции и Финляндии) мусороперерабатывающие заводы могут находиться в черте города. Высокий уровень технологий, обеспечивающий минимально возможный вредный выброс в атмосферу это позволяет сделать.

В Европейском союзе законодательство также конкретно и понятно регламентирует способы обращения с отходами, охватывая почти все возможные вопросы, связанные с отходами. Постановления ЕС по данным вопросам имеют прямое действие и не нуждаются в корректировках, и почти в полной мере обеспечиваются на территории всех стран, входящих в данное межгосударственное объединение. [4, c.23-27]

III. Заключение

Таким образом на основании проделанного анализа авторами формулируются следующие выводы о проблеме мусорных полигонов, состояния окружающей среды в местности, где они находятся, проживания населения в этих районах, а также способах решения озвученных проблем:

  1. Проблема мусорных полигонов в России обостряется и приводит к тяжёлым последствиям
  2. Необходимо улучшение и лучшая проработка законодательства, с целью его ужесточения в вопросах полигонных захоронений и создания стимулов для развития мусороперерабатывающей отрасли
  3. Усиление контроля со стороны властных структур за коррупцией и монополизацией в сфере утилизации
  4. Создание условий, в которых Москва превратится из важнейшего экспортёра мусора в ключевой центр его переработки
  5. Осуществление гуманитарной помощи государством для лиц, проживающих рядом с мусорными полигонами, а также постепенное осуществление принудительного запрета на проживание населения в таких районах.

Российское государство должно проводить грамотную политику в этом вопросе, опираясь на благоприятный опыт прошлых лет и современный опыт развитых стран.

Список литературы

  1. Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ// "Собрание законодательства РФ" – 1998. – N 26. – ст. 3009.
  2. Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ (последняя редакция)// "Собрание законодательства РФ" –2011. – N 97. – ст. 2716.
  3. Постановление «О мероприятиях, обеспечивающих обезвреживание и утилизацию мусора, вывозимого на свалки и сельскохозяйственные поля в окрестностях Москвы, Ленинграда и городов республиканского (РСФСР) подчинения» от 26.12.1956 N 1661// “Свод законов РСФСР” – 1988. – т. 7, c.368.
  4. Б.Б. Бобович «Управление отходами» - учебное пособие, 3-е издание ООО «Издательство Форум» 2019 г. - стр.21, 23-27.
  5. «Мусорные свалки – острая экологическая проблема» (электронный ресурс) [Электронный ресурс]. – URL: http://demontazh.su/novosti/musornyie-svalki-–-ostraya-ekologicheskaya-problema.html.
  6. «Отходы - в доходы, или почему в СССР было мало мусора» [Электронный ресурс]. – URL: https://strana-sssr.net/статьи/как-жили-в-ссср/отходы-в-доходы-или-почему-в-ссср-было-мало-мусора.html.
  7. «Мусорная реформа в России: «фирмы за ничтожную часть лепили халтуру». Почему вопрос со свалками встал так остро [Электронный ресурс]. – URL: https://www.mk.ru/social/2018/06/18/musornaya-reforma-v-rossii-firmy-za-nichtozhnuyu-chast-lepili-khalturu.html.
  8. «Нормативно-правовое регулирование переработки и утилизации твердых бытовых отходов в Российской Федерации» - стр. 11-12 [Электронный ресурс]. – URL: http://elib.spbstu.ru/dl/2/v16-1195.pdf/download/v16-1195.pdf
  9. «Крупнейшие мусорные полигоны Подмосковья» [Электронный ресурс]. – URL: https://riamo.ru/article/12175/krupnejshie-musornye-poligony-podmoskovya.xl.
  10. “Каждый третий житель Волоколамска вышел на митинг против свалки” [Электронный ресурс]. – URL: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2018/04/01/755513-miting-protiv-svalki.
  11. «Токсичность веществ и их воздействие на организм» [Электронный ресурс]. – URL: https://works.doklad.ru/view/pYyz5QQ5WOY/2.html.
  12. “Утонуть в отходах. Есть ли альтернатива у мусорных свалок и полигонов” [Электронный ресурс]. – URL: http://www.forbes.ru/biznes/365323-utonut-v-othodah-est-li-alternativa-u-musornyh-svalok-i-poligonov.
  13. Ядрово протеста [Электронный ресурс]. – URL: http://expert.ru/russian_reporter/2018/06/yadrovo-protesta.
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Отправить статью

...

Форма оплаты

Номер статьи, присвоенный редакцией
Количество страниц в статье
Количество экземпляров журнала
Доставка: РФСНГ
Скидка (%)
Заказать свидетельство о публикации
1. Стоимость публикации каждой страницы статьи составляет 200 рублей.
2. Стоимость каждого экземпляра журнала, включая его изготовление и доставку, составляет 300 рублей для России и 600 рублей для стран СНГ.
3. Стоимость печатного свидетельства о публикации составляет 100 рублей

Реквизиты для оплаты через банк