"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки
Профессиональные трудности тренеров по плаванию фитнес-клубов города Ба Риа – Вунг Тау
Фам Фи Хунг – преподаватель педагогического колледжа Ба Риа Вунг Тау; аспирант Московского педагогического государственного университета.
Фам Дык Хау – преподаватель Хошиминского педагогического технического университета.
Аннотация: Проведён опрос среди тренеров по плаванию, работающих в фитнес-клубах г. Ба Рия – Вунг Тау. Выявлены и классифицированы профессиональные трудности (проблемы, затруднения) тренеров по плаванию, показаны пути их преодоления.
Ключевые слова: Фитнес-клуб, тренер по плаванию, профессиональные трудности тренера по плаванию.
Введение. Плавание является жизненно важным навыком. В специальной литературе отмечается достаточно низкий уровень плавательной подготовленности населения Веьтнама [1].
Основным путем решения этой проблемы служит массовое обучение плаванию различных контингентов населения [2, 3].
В ответ на такой запрос государства и общества число фитнес-клубов с бассейнами в нашей стране стремительно возрастает. Соответственно растёт и количество фитнес-тренеров и инструкторов водных фитнес-программ. Условия фитнес-клуба накладывают свою специфику на характер профессиональной деятельности тренера (инструктора) по плаванию, которая отличается от деятельности тренера спортивной школы. Это во многом обусловлено тем, что немаловажной целью фитнес-клубов как коммерческих организаций является получение прибыли за счёт привлечения и удержания платёжеспособных клиентов. Кроме того, услуги фитнес-клуба не предполагают достижение высоких спортивных результатов, они [услуги], помимо освоения навыков плавания, направлены на оздоровление организма, формирование здорового образа жизни и коррекцию фигуры занимающихся.
Поскольку вузы и факультеты физической культуры целенаправленно не готовят фитнес-тренеров и инструкторов водных программ, лица, получившие образование по направлению или профилю подготовки «Физическая культура» и принятые на работу в фитнес-клубы и центры, неизбежно испытывают трудности, связанные с их профессиональной деятельностью в индустрии фитнеса. Исходя из этого, мы решили провести исследование, посвящённое выявлению профессиональных трудностей тренеров по плаванию, работающих в условиях фитнес-клуба.
Методы и организация исследования. Основными методами исследования стали анкетирование (которое носило анонимный характер) и последующая математическая обработка его результатов.
Контингент опрошенных – 25 тренеров по плаванию, работающих в фитнес-клубах Бария – Вунгтау, из них: 12 % опрошенных имеют стаж работы в данной области более 10 лет, 20% – от 6 до 10 лет, 36% – от 3 до 5 лет, 32 % тренеров – менее 3 лет.
Все опрошенные имеют опыт работы по плаванию с детьми дошкольного и школьного возраста, 24 % тренеров – грудного возраста, 92 % тренеров – со взрослыми.
Результаты исследования и их обсуждение. В табл. 1 представлены ответы тренеров по плаванию на вопрос о трудностях (проблемах, затруднениях), возникающих в процессе их работы.
Как видно из табл. 1, большинство тренеров испытывают трудности в работе и общении с капризными, избалованными детьми и конфликтными клиентами фитнес-клуба, что указывает на наличие у опрошенных коммуникативных трудностей (92 % респондентов). У 76 % тренеров возникают методические трудности в работе с «трудными» клиентами (детьми и взрослыми с паническим страхом воды, детьми с отклонениями в состоянии здоровья). 24 % тренеров считают руководителей своего фитнес-клуба не компетентными, 16% респондентов не довольны размером бассейна и не уверены в чистоте воды в чашах бассейна и в клубе в целом.
Таблица 1. Ответы тренеров по плаванию, работающих в фитнес-клубах на вопрос о профессиональных трудностях (проблемах, затруднениях), возникающих в процессе работы (n=25).
№ п/п |
Трудность (проблема, затруднение) |
Количество ответов |
1 |
«Невоспитанные, капризные, избалованные дети» |
23 |
2 |
«Неадекватные, конфликтные клиенты (члены клуба)» |
21 |
3 |
«Наличие у детей отклонений в состоянии здоровья» |
14 |
4 |
«Дети и взрослые с паническим страхом воды» |
9 |
5 |
«Неквалифицированные руководители» |
6 |
6 |
«Когда родители детей вмешиваются в тренировочный процесс» |
4 |
7 |
«Непунктуальные члены клуба» |
3 |
8 |
«Безразличие занимающихся к ошибкам, которые рано или поздно дают о себе знать» |
2 |
9 |
«Отсутствие сервиса для клиентов» |
2 |
10 |
«Грязно в клубе (состояние воды)» |
2 |
11 |
«Нарушение правил безопасности на рабочем месте и в клубе в целом» |
1 |
12 |
«Игнорирование этического кодекса по отношению к персоналу» |
1 |
13 |
«Глупые (нелогичные, несовременные) правила клуба» |
1 |
14 |
«Безразличие родителей к результатам детей» |
1 |
15 |
«Упорство клиентов, не понимающих истинные плюсы от занятий плаванием» |
1 |
16 |
«Маленький бассейн» |
1 |
В целях подтверждения валидности полученных данных респондентам был задан вопрос о том, что им не нравится в работе тренером по плаванию в фитнес-клубе (табл. 2).
Таблица 2. Ответы тренеров на вопрос о том, что им не нравится в работе по плаванию в фитнес-клубе (n=25).
№ п/п |
Недостатки работы (не нравится) |
Количество ответов |
1 |
«Ранний приезд к 5.00 или поздний выезд из клуба в 20.00 часов (дежурство)» |
18 |
2 |
«Сезонность – крайне нестабильная заработная плата (большой диапазон)» |
16 |
3 |
«Конфликтные клиенты» |
15 |
4 |
«Задержка заработной платы и аванса» |
13 |
5 |
«Неквалифицированные руководители» |
1 |
6 |
«Предвзятое отношение к кому-либо со стороны начальства» |
1 |
7 |
«Сплетни» |
1 |
8 |
«Безответственность или неуважение к тренерам и обслуживающему персоналу со стороны клиентов» |
1 |
9 |
«Отсутствие у клиентов справок о состоянии здоровья и разрешения врача посещать бассейн» |
1 |
10 |
«Некомпетентность большинства сотрудников» |
1 |
11 |
«Отсутствие зоны отдыха для тренеров» |
1 |
12 |
«Уборка бортика (воды) во время дежурства или после аквааэробики» |
1 |
72 % сотрудников бассейна отметили, что в их работе им не нравится дежурство, что связано с ранним приездом на работу к 05:00 и поздним выездом с работы в 20:00 часов.
16 человек из 25 (64 %) указали на такой недостаток в их работе, как сезонность, которая влияет на уровень заработной платы и её стабильность. Конфликтные клиенты не нравятся 60 % тренеров, в то время как трудности, связанные с ними, возникают у 92 % опрошенных. 52 % респондентов недовольны задержкой заработной платы. П о 4 % голосов набрали такие ответы, как: «уборка бортика (воды) во время дежурства или после аквааэробики», «отсутствие зоны отдыха для тренеров», «некомпетентность большинства сотрудников», «отсутствие справок о состоянии здоровья и на разрешение посещать бассейн», «неквалифицированные руководители», «предвзятое отношение к кому-либо», «сплетни», «безответственность или неуважение к тренеру или коллегам со стороны клиентов».
Заключение. По результатам проведённого исследования нами были определены пути преодоления профессиональных трудностей тренеров по плаванию:
- методических: рекомендуется обучение новым и современным методикам по работе с грудничками, детскому фитнесу;
- коммуникативных трудностей: необходима организация психологических тренингов;
- пути преодоления корпоративных трудностей: обучение или повышение квалификации некоторых сотрудников фитнес-клуба или их замена на более компетентных; урегулирование взаимоотношений между руководителями и подчинёнными;
- пути преодоления трудностей, связанных с сервисом и местом работы: сменить клининговую компанию, внести коррективы в работу инженерной службы в связи с колебаниями температуры воды в большой чаше бассейна и недостаточно качественной очисткой воды.
Список литературы
- Chỉ thị số 17/CT-TTg ngày 16/5/2016 của Thủ tướng Chính phủ về tăng cường chỉ đạo, thực hiện phòng, chống tai nạn thương tích và đuối nước cho trẻ em, học sinh;
- Quyết định số 234/QĐ-TTg ngày 5/2/2016 của Thủ tướng Chính phủ phê duyệt Chương trình phòng, chống tai nạn, thương tích trẻ em giai đoạn 2016-2020;
- Сазонова И.М., Косьяненко Д.А. Организационные и методические особенности работы начинающего тренера по плаванию: методические рекомендации. Волгоград: ВГАФК, 2015. 38 с.