gototopgototop

"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки

УДК 801.81

Общность в сновидениях манасчи

Абдубалиева Бактыгул Жумакадыровна – кандидат филологических наук, доцент кафедры Кыргызской литературы и манасоведения Иссык-Кульского государственного университета им. К.Тыныстанова.

Аннотация: В статье исследуется процесс сновидения великих сказителей-манасчи, выявляется их общность. Сновидения, внушение «свыше» являются традиционной чертой в приобретении сказительского ремесла. Поскольку сновидения большинства сказителей связываются с числом 40, выясняется место числа 40 в устном народном творчестве и связанные с этим понятия, бытующие в народе. Человечество с особым интересом рассматривает природу сновидения, предпринимаются попытки раскрытия их тайны, вопросом сновидения посвящаются труды современных ученых.

Ключевые слова: Сказители, сновидения, народ, Манас, сорок, эпос, мастерство, кыргыз, анализ.

Великие сказители-манасчи, выступая перед широкой аудиторией слушателей маленькой страны кыргызов, переходя из айыла в аил из одного региона в другой, оттачивали свое мастерство. Все манасчи отмечают, что овладели сказительским ремеслом после сновидения и внушения свыше.

Волшебные сны, загадочные видения сопровождали великих сказителей всю их жизнь. После сновидения и получения внушения сказители чувствовали ответственность, усиливались стремления к учебе у наставников. Хотя сказители приобретали ремесло манасчи после сновидения, они становились полноценными сказителями только после всенародного признания, в результате сочетания таланта и длительного художественного поиска.

Вопросу сновидения в ремесле манасчи посвящали свои исследования ученые В.М.Жирмунский, М.О.Ауэзов, К.Рахматуллин,Т.Саманчин, Б.М.Юнусалиев, Р.Кыдырбаеа, Б.Кебекова. К.Абакиров, Ж.Орозобекова и др.

«В процессе исследования сказительского ремесла, в первую очередь, бросается в глаза одна из ведущих проблем, связанная с «волшебным» сном манасчи, такое объяснение бытует издревле. Корни его глубоки, их суть и значение переплетаются с понятиями фетиша, анимизма, тотемными представлениями, тесно связано с психологическим состоянием человека. Исходя из этих критериев, волшебный сон, внушение для манасчи не может не вызывать огромный интерес вообще как для слушателей, так и для исследователей.

О процессе сновидения в современном литературоведении имеется достаточное количество исследований, рассматривающих проблему с различных аспектов. Определены, написаны, высказаны различные мнения. Поэтому научно-теоретический анализ волшебных сновидений теряет свою актуальность, вызывает горячие споры в научной среде [10, с.47-48]. Многие манасчи один и тот же сон видят по нескольку раз, находятся в сильно возбужденном состоянии, подвергаются болезням и излечиваются после постепенного приобщения к сказительскому ремеслу. Манасчи С.Каралаев перед вступлением к сказительству видел волшебный сон, после чего потерял дар речи, определенное время находился в состоянии умалишенного человека. Бродил по горам, по долинам, питался растительной пищей, уходя из аила, не различая места пребывания, и оказывался душевнобольным, иногда выкрикивал «Манас, Манас»… Зарезав единственного коня в качестве жертвоприношения получив благословение народа, стал сказывать эпос.

Тыныбек Жапиев начал сказывать «Манас» с 14 лет, учился, постигал тайны ремесла у известных современников: манасчи Чонбаша (Нармантай), Келдибека, Акылбека, Балыка месяцами находясь рядом с ними. Обладая пытливым умом, развитой памятью, не пропускал мимо ушей ни одного слова мастеров-сказителей, постепенно показывал свое ремесло народу, истинному ценителю эпоса. Имея дар сказительства от природы, Тыныбек впитал в себя мастерство многих сказителей благодаря неустанному труду, всецело отдаваясь ремеслу. Сам Тыныбек отмечал: «Только неустанной учебой у знатоков эпоса, при поддержке и благодаря советам народа стал сказителем-манасчи», - свидетельствует о сложном поиске великого манасчи. Народная поговорка гласит: «Если народ говорит, зря не скажет». По воспоминаниям современников, Тыныбек с детства был близок стихотворчеству, песнетворчеству. Вступление на путь художественного творчества, посвящение себя всецело ремеслу манасчи он связывает с волшебным сновидением.

Сказитель Сагынбай Орозбаков после сновидения излечился от болезни оспа. “Владение ремеслом манасчи Сагынбай объяснял поддержкой духов, сновидением, внушением «свыше», один и тот же сон виделся им дважды с присутствием персонажей эпоса. Только после такого сновидения стал сказителем-манасчи. Совершенствование сказительского мастерства осуществлялось при поддержке неизвестных сил, внушения «свыше», - объяснял манасчи” [9, с. 198].

Манасчи Шаабай Азизов вспоминает как он рос болезненным мальчиком, стал здоровым после приобщения к сказительству. Жусуп Мамай -манасчи из китайских кыргызов, до вступления к ремеслу сказителя мучился неизвестными болезнями, разговаривал сам с собой, не узнавал знакомых, не отвечал на приветствие. В народе распространилась молва: «Жусуп стал бесноватым». Родственники забеспокоились: «Неужели он останется навечно душевнобольным?». У алтайского народа шаманы (камы), священники (абысы) страдали бесноватой болезнью и только после вступления на путь шаманства излечивались от эпилепсии.

Во все времена человечество проявляло большой интерес к природе сновидения, совершались многочисленные попытки, чтобы разгадать тайны столь уникального явления. По какой причине человек видит сон, отчего внушение «свыше», откуда примета: «Дело пойдет на лад, если сны наладятся». Каждый народ анализировал сны в силу своих способностей познаниям мира, имел свою культуру разгадки сна. Хороший сон рассказывали не каждому встречному, толковать сон поручалось спозаранку мудрому старцу рода. Разгадка сна не поручалось людям завистливым, держащим всегда камень за пазухой. В народе говорилась: «У сна шея тонка, голова огромна». При истолковании сна в лучшую сторону дело шло на лад, при разгадке в худшую сторону, дело осложнялось с препятствиями, что не всегда давало положительный результат. Ученые определили, что и животные видят сны, 15% народов мира видят сны в черно-белом изображении, во время сна усиливается чувственное восприятие. Секреты сновидения очень разнообразны, пораждают многочисленные верования, предположения, мнения.

Остановимся на общности сновидений выдающихся манасчи: Келдибека, Тыныбека, Чоюке, Сагынбая, Саякбая, Шаабая Азизова. Все сказители видели во сне Манаса вместе с его витязями; получали предупреждения, если не будут сказывать эпос, получат увечья. У каждого сказителя сон, связанный с внушением «свыше», имеет общность и индивидуальные черты:

  1. Все сказители видели Манаса вместе 40 витязями.
  2. Все пережили сильное возбуждение, страдали лунатизмом.
  3. Сны, связанные с числом 40: 40 витязей, 40 юрт, 40 чашек кумыса или айрана.
  4. Вливание в рот песка или проса.

Манасовед Ж.Орозобекова, исследую процесс сновидения сказителей-манасчи, делает такие выводы: «Просматривается следующая общность, свойственная всем волшебным снам. Видения во сне персонажей эпоса, проса и песка приобретают символическое значение. Просо олицетворяет нескончаемый поток стихотворных строк эпоса «Манас», песок объясняет хлопоты, поиски человека, стремящегося стать сказителем-манасчи, события волшебного сна убеждают простого слушателя в их реальности.

Рассказывая о сновидении, манасчи надеется на покровительство духов, Всевышнего, чувствует себя свободно и уверенно среди персонажей эпоса. По нашим наблюдениям волшебные сны приходят сказителям по нескольку раз, С психологической точки зрения первый сон глубоко проникает в сознание будущего сказителя, что создает возможность его повторения. Это объясняется физиологическим состоянием человека. Манасчи воспринимает это явление с присущей ему точки зрения» [10, с. 49-50].

Будущие сказители эпоса приобретали внушение свыше через сновидение по следующим возрастам: Келдибек в 17 лет, Тыныбек в 18 лет, Чоюке, став семейным, С.Орозбаков в 15 лет, С.Каралаев в 14 лет, Ш.Азизов в 7 лет, ученик Шаабая Азизова молодой манасчи Тилек Асанов 13 лет.

«Древние римляне верили вещим снам, волшебным предзнаменованиям. В этом отношении они близки древним кыргызам. В 44 г. до н.э. 15 января был убит Цезарь перед вступлением в поход для покорения Востока. «Я видел дурной сон, не ходи сегодня в сенат! – взмолилась жена. При входе в сенат ему передали записку: «Сейчас тебя убьют!». Цезарь даже не соизволил прочесть записку. Это был человек, не боящийся даже смерти. «Посмотрю, что начертано судьбой», - думал он [11, с. 325-326].

Великий манасчи Жусуп Мамай приобщился к сказительскому ремеслу через сновидение, через внушение «свыше». Свою жизнь провел в кыргызском автономном окурге Кызыл-Суу КНР, внес большой вклад в обогащение культурного наследия китайского народа. Его сказ состоял из деяний 8 поколений эпоса: «Манас», «Семетей», «Сейтек», «Кененим», «Сейит», «Асылбача-Бекбача», «Сомбилек», «Чигитай».

Его интерес к сказу проявился очень рано. Едва научился читать, как единственным занятием для него становится чтение и заучивание «Манаса». По рассказам близких родственников, до 30 лет только закрыв глаза для сна, начинал сказывать эпос. Если в дом приходили гости, Жусупа отдаляли от них, оберегали, держали под постоянным присмотром.

Сбылись предсказания вещих снов Ж.Мамая: всю свою жизнь он посвятил эпосу «Манас», оставил запись эпоса, состоящую из 8 частей, включающую 232 тысячи стихотворных строк. Его сказительское ремесло включало сказы других малых эпосов, как «Эр Тоштук», «Курманбек», «Толтой», «Багыш», «Кыз Сайкал», «Мамаке Шопок», «Кобок Баатыр», «Жети Каган». Жусуп Мамай внёс большой вклад в дело сохранения наследия малых эпосов, в обогащение художественного искусства кыргызского народа.

После сновидения сказители совершали паломничество к мавзолею Манаса. Манасчи Келдибек не сумел совершить паломничество в условленное сном время, что отразилось в том, что он остался без наследников. Манасчи Чоюке обогащал свое сказительское ремесло, пребывал в Таласе шесть лет, поклоняясь местам, связанным с именем Манаса. Свое высокое мастерство в передаче образов Манаса, Бакая, Алманбета, Чубака, Сыргака, Семетея манасчи Тыныбек связывает со сном, в котором его наставником выступает один из персонажей эпоса Кулчоро.

Сновидения, связанные с числом 40, относятся ко многим манасчи. Сказитель Чоюке входит в 40 юрт и выпивает 40 чашек кумыса. Перед манасчи Келдибеком проходит рядами 40 витязей Манаса. Во сне Ш.Азизова Чоюке показывает ему 40 витязей, пробует айран в 40 юртах. Отец Жусупа Мамая просил его не начинать сказ «Манаса», пока не исполнится ему 40 лет. Тилек Асанов отмечает, что при исполнении им эпоса 40 витязей выражают свою поддержку взглядами и криком. Наличие числа 40 в сказаниях манасчи определяет их общность.

У кыргызов число 40 имеет особое значение: 40 дней после родов, купание ребенка в воде из 40 ложек, надевают ребенку рубашечку на сороковой день после рождения, сороковины – поминки на сороковой день после смерти, сорок витязей Манаса, 40 чильтенов (незримо живущие среди людей существа, обладающие сверхестественной силой), в народе было расспрастранено поверие не отмечать 40-летний возраст. Число 40 у кыргызов является загадочным священным числом.

Преподаватель средней экспериментальной региональной школы Улуу-Чат (КНР) Бостон тегин Токобай Турсунбай в статье «Поиски о понятиях числа в эпосе «Манас» по варианту Жусупа Мамая» о числе 40 отмечает следующее: «Понятие 40 (сорок) встречается в бытовой жизни древних кыргызов в устном народном творчестве в каменных надписях. Число 40 обладает особым значением, корни которого уходят далеко в глубь истории. Оно тесно связано с верованием, мировосприятием кыргызского народа. Прочно утвердилось во многих видах деятельности, в обычаях, традициях. К примеру, древние знатоки скаковых лошадей, прежде чем пускать своего коня на скачки, держали его 40 дней под землей. Баатыр собирает вокруг себя дружину из 40 джигитов, девушки ждали своего возлюбленного 40дней, в эпосе «Манас» говорится о кыргызах из 40 родов, «40 чашек кумыса», меч, удлиняющийся на 40 локтей, «сорок богатырей», «сорок витязей», «сорок джигитов», «сорок тигров», «сорок львов», «сорокалетний Кыргыл чал», словосочетаний, понятий со словом «сорок» в эпосе великое множество. Число 40 не связывается с религиозной верой.

1.Счет в порядке чисел обозначает родовые деления в кыргызской этнонимике. В истории принято считать, что «кыргызский народ сложен из сорока племен»: из 20 внутренних и 20 внешних. Об этом говорят знатоки кыргызских родов и родословий: Усейин ажы, Толок Торокан, Сапарбек Закиров; подтверждается в научных трудах историков: Белек Солтонкелди, Осмоналы Сыдыка, Анвар Байтура.

2.Число сорок обозначало безграничность, множество. В понятии народов Алтая число сорок имеет значение «множество», «бесчисленность», такое обозначение перешло к тюрко-язычным народам, куда относятся кыргызы, число сорок стало вершиной числового обозначения. Такое понимание подтверждается строками из эпоса «Манас»:

Кырылып журуп ар кайда,

Кырк уруу келип топтолду.

Уруктап үрөн бутактап,

«Кырылбай жооӊду кыргын», - деп,

Кырк уруулуу кырк жүзгө,

«Кыргыз деп Мамай ат койду.

 

Оставшиеся от разгрома,

Объединились сорок племен.

«Размножайтесь по ветвям,

Не давайте себя уничтожению».

Сорока племен из сорока сотен,

Мамай назвал народ «кыргызами».

3.Число сорок приобрело священное, волшебное свойство, как предопределение «свыше», которое занимает особое место во взглядах шаманизма, выступающее в образе волшебных сил, пророка Кызыра, сорока чильтенов покровителей у всех тюркских народов. Такое понятие распространено у всех тюркских народов, и особенно в фольклоре кыргызского народа.

4.Число 40 символизирует дружбу и единство. Широко бытуют в народе поговорки: «Залог счастья в единении», «Где установилось согласие, счастье само приходит». В эпосе «Манас», связываясь с числом сорок, понятие дружба приобретает совершенную форму. Сорок витязей из разных племен объединились вокруг Манаса под одно знамя, чтобы отомстить врагам – калмыкам за совершенное ими зло:

Кыргыл баштап жыйырмасы,

Дагы келип калышты.

Олуя Бакай, Чон жинди,

Кыргыл чал менен жыйырманы,

Эсепке муну алыптыр.

Кыргыл баштап кырк киши,

Санына толуп калыптыр.

Кырк чоросу Манастын,

Ошол экен баарысы.

 

Пришли еще 20 витязей

Под представительством кыргызов.

Мудрец Бакай и Манас

Вместе с Кыргыл старцем

Вошли в общий список.

Сорок человек во главе с Кыргыл старцем

Дополнили общий список.

Сюда вошли сорок витязей Манаса,

Определили весь состав дружины.

Число сорок приобретает образность, используется при счете в различных верованиях, сочетаясь с религиозными представлениями” [6, с. 56-59]. Как отмечает Бостон тегин Токобай сын Турсунбая, число сорок прочно вошло в сознание народа, употребляясь в бытовой жизни народа, считается особо загадочным числом в устном народном творчестве. Слова и понятия, определяющие культуру кочевого народа, восприятие окружающей действительности, природных явлений, связываются с числом сорок. По наблюдениям кочевого народа, продолжительность летней жары ровно сорок дней. Зимняя стужа также длится сорок дней, число связывается с природными явлениями.

Сновидение, получение внушение «свыше», загадочные явления, связанные с числом 40, встречаются в литературе казахского народа. Например, живший в VIII-IX вв. мыслитель, поэт Коркут Ата, владевший провидческим даром, повествует о том, как во сне было предсказано ему срок жизни в 40 лет.

Интерес к природе сна проявляется с древнейших времен, в силу сложности и загадочности явления высказываются многочисленные мнения, порой противоречащие друг другу. Поскольку не раскрыты тайны сновидения, остаются загадкой секреты снов сказителей-манасчи.

Остановимся на точке зрения известного манасоведа К.Абакирова о сновидениях манасчи и внушениях «свыше», имеющих важное значение в научном плане. «Известно, что все известные сказители связывают свое ремесло со сновидением и внушением «свыше». Такая «причина» не встречается у сказителей, рассказывающих эпос путем заучивания. Это объясняется особой требовательностью слушателей, восприятием самого произведения, его персонажей с особой почтительностью как эпическую художественную правду. В народном сознании закрепилось понятие, что не каждому дано владеть ремеслом сказителя эпоса «Манас». Эпос доступен только для тех, кто обратил к нему все свое внимание и прочно утвердился в желании стать манасчи, кто хранит эту любовь в глубине своей души, сновидение поэта-сказителя, галлюцинация, восприятие событий эпоса, как правды жизни, вполне закономерно. Исключая отдельные положения, вопрос внушения «свыше» сказителям через сновидения видится в этом. [1, с. 57-58]. Такое мнение заслуживает поддержку и признание. Развивая дальше свою мысль, манасовед К.Абакиров выступает против необоснованных противоречивых мнений отдельных групп исследователей, связывающих эпос с Тенгрианством (Т.Токтогазиев, К.Иманалиев, О.Осмонов и др.), рассматривает эпос «Манас» как неразрывую связь с историей народа. Такое справедливое мнение ученого на научной основе является ценным аргументом для манасоведения.

Список литературы

  1. Абакиров К. Формирование и развитие науки манасоведение. – Урумчи: Изд-во «Шинжан, центр исследование «Манас», 2016. – 376 с.
  2. Акматалиев А. Духовный мир «Манас» и Айтматов. – Бишкек: Изд-во РАPIRUS, 2012. – 310 с.
  3. Аникин В.П. Русский фольклор. – М.: «Высшая школа», 1987. – 285 с.
  4. Алахан С., Абакиров К. Великий «Манас» и его фальсификаторы. – Бишкек: изд-во Турар, 2013. – 437 с.
  5. Байгазиев С. Национальное и мировое значение великого эпоса «Манас». – Бишкек: Изд-во Алтын-Принт, 2013. – 64 с.
  6. Джусуп Мамай и традиции сказительство эпоса «Манас» кыргызского народа: Третья международная научная конференция, посвященная памяти Джусупа Мамая (1918-2014). Сборник докладов и статей // Отв. ред. Т.К.Чоротегин. – Бишкек: Изд-во Max Print, 2016. – с. 56-59
  7. Жирмунский В. М. Сравнительно-историческое изучения фольклора // Сб. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике. – М.: Выс.школа, 1986. – С. 536 – 545.
  8. Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Избр. тр. - Л.: Наука, 1977. – 407 с.
  9. История кыргызской литературы: «Манас» и манасчи. Фольклористика. Том II. – Бишкек, 2004. – 659 с.
  10. Орозобекова Ж.К. Курсовые лекции по манасоведению. – Бишкек: Изд-во Газета.KG, 2014. – 226 с.
  11. Тургуналиев Т. Цивилизация древних кочевех кыргызов (по эпопее «Манас») Мировая цивилизация. – Бишкек: Изд-во Турар, 2016. – 399 с.
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Отправить статью

...

Форма оплаты

Номер статьи, присвоенный редакцией
Количество страниц в статье
Количество экземпляров журнала
Доставка: РФСНГ
Скидка (%)
Заказать свидетельство о публикации
1. Стоимость публикации каждой страницы статьи составляет 200 рублей.
2. Стоимость каждого экземпляра журнала, включая его изготовление и доставку, составляет 300 рублей для России и 600 рублей для стран СНГ.
3. Стоимость печатного свидетельства о публикации составляет 100 рублей

Реквизиты для оплаты через банк