gototopgototop

"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки

Недостаточная прозрачность российских государственных корпораций

Шаталова Алина Игоревна – студент магистратуры Финансово-экономического факультета Финансового университета при Правительстве РФ.

Аннотация: Появление и функционирование российских государственных корпораций сопряжено с неоднозначными оценками и критикой. Одной из проблемных сторон деятельности государственных корпораций является их недостаточная информационная прозрачность. В данной статье раскрыты результаты оценки транспарентности российских государственных корпораций с применением методики международного рейтингового агентства Standard&Poor’s. Выявленные результаты подтвердили гипотезу о недостаточной прозрачности государственных корпораций, в связи с чем были сформулированы рекомендации по повышению эффективности практики раскрытия информации.

Ключевые слова: Государственные корпорации, информационная прозрачность, транспарентность, раскрытие информации, отчетность.

Появление и развитие российских государственных корпораций относится к 2007 году, когда было принято большинство федеральных законов, регламентирующих деятельность этой новой организационно-правовой формы. Данная форма некоммерческой организации является объектом бурных споров в связи с неоднозначностью своего образования [2, с. 7]. Одной из проблем, выделяемых в рамках деятельности госкорпораций, является их недостаточная транспарентность [1, с. 103]. Федеральные законы, включающие положения по созданию и функционированию государственных корпораций, содержат требования к порядку и объему обязательного раскрытия информации. Учитывая, что бывшая государственная корпорация «Роснано» была реорганизована в акционерное общество, можно предположить, что подобная трансформация возможна и для иных госкорпораций, а, следовательно, допустимо проведение параллели между практикой раскрытия информации этими двумя организационными формами.

Оценка информационной прозрачности российских акционерных обществ не демонстрирует высокую эффективность. Исследование, проведенное рейтинговым агентством Standard&Poor’s в 2010 году, оценило транспарентность 90 крупнейших российских компаний (80% исследуемых организаций – акционерные общества) и показало несовершенную практику раскрытия информации о деятельности организаций. По итогам исследования индекс прозрачности составил 57,5%. При оценке рассматривалась информация по трем блокам: (1) структура собственности и права акционеров, (2) финансовые и операционные данные, (3) порядок корпоративного управления [3].

Несмотря на утверждения о недостаточной транспарентности госкорпораций, аналитическая оценка их информационной прозрачности по всем спектрам раскрываемых данных не проводилась. В связи с этим было принято решение о применении методики Standard&Poor’s, использованной в отношении акционерных обществ в 2010 году. Методика подразумевает применение анкеты, включающей в себя 75 критериев, характеризующих финансовые и операционные данные, а также сведения о составе и процедуре работы Наблюдательного совета и менеджмента. Эффективность раскрытия оценивалась по факту наличия данных в раскрываемой информации государственными корпорациями по каждому критерию анкеты. Из параметров оценки был исключен первый блок (структура собственности и права акционеров) по причине отсутствия у госкорпораций акционерного капитала. Источниками информации выступили официальные сайты госкорпораций и годовые отчеты за 2017 год Агентства по страхованию вкладов, ВЭБ.РФ, Ростеха, Росатома и Фонда содействия реформированию ЖКХ.

В отношении финансовой информации было выявлено следующее: отсутствие раскрытого аудиторского заключения по бухгалтерской отчетности АСВ, недоступность примечания к финансовой отчетности Фонда содействия реформированию ЖКХ, а также полное отсутствие форм финансовой отчетности Ростеха и Росатома. Сведения, характеризующие финансовые данные ВЭБ.РФ, не имеют столь грубых недочетов. В отличие от остальных госкорпораций, помимо РСБУ ВЭБ.РФ применяет МСФО. Общим недостатком, характерным для всех рассматриваемых организаций, является отсутствие данных по сделкам с дочерними компаниями и их условиям.

В рамках оценки прозрачности операционной информации было обнаружено, что все госкорпорации подробно раскрывают сведения о направлениях деятельности, объеме оказываемых услуг и стратегии развития. Однако, только ВЭБ.РФ публикует показатели эффективности своей деятельности – значения показателей рентабельности. Кроме этого, нефинансовая отчетность в соответствии с международными стандартами GRI раскрывается только госкорпорациями ВЭБ.РФ и Росатом.

Годовые отчеты всех рассматриваемых госкорпораций содержат недостаточные сведения по устройству корпоративного управления. Так, они ограничиваются лишь перечнем органов управления и составом их членов. Госкорпорации не предоставляют подробную информацию о профессиональных компетенциях членов Наблюдательного совета и Правления, о дате вхождения в состав органа управления, тематике рассмотренных вопросов и принятых решениях, характере посещаемости заседаний. Хотя федеральные законы, регламентирующие деятельность госкорпораций, утверждают лиц, ответственных за принятие решения о вознаграждении, однако порядок расчета данного вознаграждения и его составные части не раскрываются. Частично раскрывается лишь общий уровень вознаграждения членов Правления (такую практику применяет ВЭБ.РФ), но сведения о вознаграждении каждого члена органа управления не предоставляет ни одна из изучаемых госкорпораций.

Таким образом, предположение по поводу недостаточной транспарентности государственных корпораций оправдалось – неполнота раскрываемых данных обнаружена в отношении финансовой и операционной информации, сведений по корпоративному управлений. Вследствие этого государственным корпорациям необходимо учесть международные рекомендации по обеспечению информационной прозрачности. Учитывая, что практика раскрытия информации в первую очередь строится на основании принятых нормативно-правовых актов, может быть рекомендовано ужесточение законодательных требований к публикуемым государственными корпорациями данным.

Список литературы

  1. Морозова Е. В. Проблемы и противоречия развития государственных корпораций России в современной экономике //Транспортное дело России. – 2010. – №. 3. – С. 103.
  2. Сильвестров С. Н., Зельднер А. Г., Ширяева Р. И. Государственные корпорации: проблемы и перспективы //Экономические науки. – 2010. – Т. 69. – №. 8. – С. 7.
  3. Степанов С. и др. Исследование информационной прозрачности российских компаний в 2010 г. Умеренный рост прозрачности за счет компаний электроэнергетического сектора [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nes.ru/dataupload/files/science/6484.pdf (дата обращения: 10.05.19) (дата обращения 10.05.2019).
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Отправить статью

...

Форма оплаты

Номер статьи, присвоенный редакцией
Количество страниц в статье
Количество экземпляров журнала
Доставка: РФСНГ
Скидка (%)
Заказать свидетельство о публикации
1. Стоимость публикации каждой страницы статьи составляет 200 рублей.
2. Стоимость каждого экземпляра журнала, включая его изготовление и доставку, составляет 300 рублей для России и 600 рублей для стран СНГ.
3. Стоимость печатного свидетельства о публикации составляет 100 рублей

Реквизиты для оплаты через банк