"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки

Порядок перемещение культурных ценностей через границу РФ в связи с проведением года Турции в России

Румынская Мария Вадимовна – студент магистратуры Российского государственного университета имени А. Н. Косыгина.

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы связанные с порядком перемещения культурных ценностей, которые в свою очередь являются главным источником изучения всемирной истории. Перекрестный обмен предметами народного достояния стимулирует развитие мировой цивилизации, о чем свидетельствует большое количество примеров полезности «взаимоузнавания» народов. В рамках текущего года предполагается вывоз ценностей культуры из Российской Федерации в Турцию. Подчеркиваются проблемы и трудности административного порядка данного события.

Ключевые слова: Перемещение культурных ценностей, год Турции, граница РФ, культурные ценности, мировая культура, культурные связи, культурное наследие, ввоз и вывоз культурных ценностей, обязательная экспертиза.

Ценности культуры являются главным источником изучения всемирной истории. Созданные человеком, они реально отражают его духовную и творческую жизнь, развитие цивилизации, а в своей совокупности составляют национальное достояние человечества.

Международный оборот предметов искусства и коллекционирование остаются важнейшим фактором сохранения и популяризации мирового культурно-исторического наследия.

Налаживание и укрепление экономических связей обеспечивает возможность для различных народов знакомиться с достижениями в разных социальных областях друг друга, а также содействует обогащению национального достояния народов, участвующих в культурных обменах, при уважении самобытности каждой из них.

Перекрестный обмен предметами народного достояния стимулирует развитие мирового наследия, о чем свидетельствует большое количество примеров полезности «взаимоузнавания» народов. Перенимание одним народом лучших культурных достижений другого – без оглядки на политические и географические границы, на различия быта, мировоззрения и жизненного уклада – позволяет рассматривать обмен предметами искусства как объективную историческую закономерность.

В этой связи для укрепления социально-экономических связей и создания условий для лучшего понимания двух народов 2019 год объявлен перекрестным годом культуры и туризма в России и Турции.

8 апреля 2019 года Министрами России и Турции на торжественной церемонии в Большом театре состоялось открытие перекрестного Года культуры и туризма России и Турции.

По словам Владимира Мединского: «Через культуру, через туризм, через взаимное общение, знакомство с историей, языком, традициями, люди лучше узнают друг друга, начинают лучше слышать и лучше понимать. Это оказывает плодотворное влияние на отношения между государствами» [3].

Министр культуры и туризма Турции Мехмет Эрсой, в свою очередь, отметил, что: «Двусторонние связи между Россией и Турцией произрастают своими мощными корнями из многовековых глубин наших исторических и культурных связей. Эти корни взросли на очень благодатной почве. Мощная политическая воля, которую нам демонстрируют два наших лидера, позволяют этим связям динамично развиваться и укрепляться во всех сферах сотрудничества» [3].

Вместе с тем, несмотря на вышеизложенные положительные аспекты обмена культурным и художественным опытом, не стоит забывать о необходимости сохранения культурного наследия России, поскольку в рамках проведения перекрестного Года культуры и туризма России и Турции предполагается вывоз культурных ценностей из Российской Федерации в Турцию.

В частности, программа помимо концертов, постановок и цирковых представлений включает в себя организацию выставок из экспонатов российских музеев на территории Турции. Завершится культурный год в декабре в Стамбуле выставкой из собрания Третьяковской галереи [3].

Кроме того, данное событие вызовет интерес турецких ценителей искусства, антикваров, коллекционеров к российским культурным ценностям.

Основным документом, регламентирующим ввоз и вывоз культурных через границу Российской Федерации, является Закон РФ от 15 апреля 1993 года № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» [1] (далее также «Закон»).

В соответствии с преамбулой Закона он имеет целью сохранение культурного наследия многонационального народа Российской Федерации и направлен на развитие международного культурного сотрудничества, взаимное ознакомление многонационального народа Российской Федерации и народов других государств с культурными ценностями друг друга, предотвращение незаконных вывоза и ввоза культурных ценностей, содействие возвращению незаконно вывезенных и незаконно ввезенных культурных ценностей.

Законом установлен порядок вывоза различных категорий культурных ценностей, а также запрет на вывоз определенных категорий культурных ценностей.

Так, в соответствии со статьей 35.1 Закона не подлежат вывозу без обязательства их обратного ввоза следующие культурные ценности:

  • культурные ценности, имеющие особое значение, за исключением случаев вывоза таких культурных ценностей физическим лицом - их автором;
  • культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, иных государственных и муниципальных организациях Российской Федерации, осуществляющих постоянное хранение культурных ценностей;
  • культурные ценности, включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации, Музейного фонда Российской Федерации, в национальный библиотечный фонд, в том числе находящиеся в частной собственности;
  • археологические предметы.

Нарушение указанного запрета, и об этом необходимо помнить, влечет привлечение к уголовной ответственности, по статье 190 Уголовного кодекса Российской Федерации [2] и наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или за период до пяти лет или без такового.

Наличие персональной уголовной ответственности лица, отвечающего за вывоз и возврат культурных ценностей, позволит минимизировать риск повторения ситуации со «скифским золотом» Крыма. (напомним, что в 2014 году из четырех крымских музея были отправлены на выставку в нидерландский музей Алларда Пирсона чуть более тысячи артефактов из коллекции «скифского золота». Среди самых ценных экспонатов – скульптура змееногой богини – прародительницы скифских царей, китайские лакированные шкатулки, сережки в виде мужских фигурок, сосуды в виде милых барашек, грифон на бронзовом навешье, золотые украшения, посуда и многое другое. Указанные культурные ценности до настоящего времени не возвращены в крымские музеи, что, безусловно, является колоссальной потерей целого пласта культурной истории полуострова).

Для вывоза большинства культурных ценностей Законом предусмотрен разрешительный порядок.

Пунктом 1 статьи 35.2 установлено, что вывоз культурных ценностей осуществляется физическими лицами для личного пользования на основании заключения (разрешительного документа) на вывоз культурных ценностей, а физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, и юридическими лицами - на основании лицензии на вывоз культурных ценностей.

Законом, в частности, утверждены:

  • порядок получения лицензии на вывоз культурных ценностей;
  • порядок получения заключения (разрешительного документа) на вывоз культурных ценностей;
  • порядок получения заключения (разрешительного документа) на временный вывоз культурных ценностей;
  • перечень целей временного вывоза культурных ценностей;
  • перечень документов, необходимых для выдачи заключения (разрешительного документа) на временный вывоз культурных ценностей;
  • перечень оснований для отказа в выдаче заключения (разрешительного документа) на временный вывоз культурных ценностей;
  • порядок продления срока временного вывоза культурных ценностей.

Нарушение порядка вывоза культурных ценностей, то есть незаконный вывоз культурных ценностей, является уголовно-наказуемым деянием (статья 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Статьей 11.2 Закона определены общие требования к экспертизе культурных ценностей.

Экспертиза культурных ценностей проводится в следующих целях:

  • отнесение (неотнесение) исследуемых движимых предметов к культурным ценностям;
  • отнесение (неотнесение) исследуемых культурных ценностей к культурным ценностям, имеющим особое значение;
  • определение подлинности и состояния сохранности культурных ценностей, подлежащих обязательному возврату и возвращенных в Российскую Федерацию после временного вывоза;
  • отнесение (неотнесение) исследуемых движимых предметов к культурным ценностям, в отношении которых правом Евразийского экономического союза установлен разрешительный порядок вывоза. В.К. Рощин более предметно рассмотрел проблемы экспертизы культурных ценностей при перевозе через границу и рассмотрел основные этапы этого процесса.

Экспертиза культурных ценностей проводится по заявлению физического или юридического лица, а также по обращению уполномоченного органа, таможенного или иного правоохранительного органа.

Обязательная экспертиза культурных ценностей проводится в отношении:

  • заявленных в качестве культурных ценностей движимых предметов, в отношении которых правом Евразийского экономического союза установлен разрешительный порядок вывоза;
  • культурных ценностей, подлежащих обязательному возврату и возвращенных в Российскую Федерацию после временного вывоза.

Экспертиза культурных ценностей проводится на договорной основе экспертами по культурным ценностям.

По результатам проведения экспертизы культурных ценностей эксперт по культурным ценностям составляет письменное экспертное заключение по форме, утвержденной уполномоченным органом, в трех экземплярах, один из которых передается заявителю, один хранится у эксперта в течение года с даты составления экспертного заключения и один направляется экспертом по культурным ценностям в уполномоченный орган в течение трех рабочих дней с даты составления экспертного заключения.

Экспертное заключение должно содержать следующие обоснованные выводы:

  • об отнесении (неотнесении) исследуемых движимых предметов к культурным ценностям;
  • об отнесении (неотнесении) исследуемых движимых предметов к культурным ценностям, в отношении которых правом Евразийского экономического союза установлен разрешительный порядок вывоза;
  • об отнесении (неотнесении) культурных ценностей к культурным ценностям, имеющим особое значение;
  • о подлинности и состоянии сохранности культурных ценностей, подлежащих обязательному возврату и возвращенных в Российскую Федерацию после временного вывоза.

Таким образом, Законом установлены серьезные административные ограничения для свободного вывоза культурных ценностей через границу Российской Федерации.

Несмотря на важность и неоспоримую пользу культурного обмена между странами в рамках проведения перекрестного года культуры и туризма России и Турции, необходимо строго соблюдать законодательство Российской Федерации в области перемещения культурных ценностей. Это позволит обогатить культуру России культурными достижениями Турецкого народа, но при этом сохранить культурное наследие и самобытность нашей Родины.

Список литературы

  1. Закон РФ от 15 апреля 1993 года № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (ред. от 28.12.2017). [Электронный ресурс] СПС Консультант Плюс.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 23.04.2019). [Электронный ресурс] СПС Консультант Плюс.
  3. Официальный Интернет-сайт Министерства культуры Российской Федерации. Раздел «Новости Министерства». Дата и время размещения новости - 8 апреля 2019 г. / 21:24. >https://www.mkrf.ru/press/news/ministry_kultury_rossii_i_turtsii_otkryli_perekrestnyy_god_kultury_i_turizma.
Интересная статья? Поделись ей с другими: