"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки

Эмпирический анализ представлений о лидерстве в семье

Баринова Ольга Алексеевна – студентка второго курса магистратуры Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского.

Аннотация: Статья посвящена анализу представлений о лидерстве в семье в российском обществе. Приводятся данные эмпирических исследований, описывающих отношение общества к феномену семейного лидерства. Анализ противоречий и основных тенденций в отношении к семейному лидерству в условиях изменения современного российского общества проводится путем опроса более ста человек.

Ключевые слова: Лидер, муж, жена, лидерские качества.

В современном обществе семья и институт брака претерпевают значительные изменения. Во многом это связано с влиянием экономических отношений в обществе, социальных норм и эмансипацией женщин. В современной семье меняется не только традиционная роль женщин вследствие их массового участия в профессиональной деятельности, но и роли мужчин. Женщина в традиционной семье заботится о детях и доме, терпима и полностью зависит от своего мужа. По мнению социологов, в западном индустриальном обществе традиционное распределение ролей в семье практически исчезает и заменяется партнерством в браке. К сожалению, такой тип брака часто заканчивается разводом, одной из причин которого являются неразрешенные конфликты, по поводу распределения руководящих функций в семье [4].

По нашему мнению, семейное благополучие во многом зависит от того, насколько согласованно действуют супруги, насколько каждый из партнеров согласен и готов исполнять определенные роли в семье. Поэтому важно выяснить, как супруги воспринимают ситуацию распределения лидерских функций, готовы ли они к перераспределению семейных обязанностей, отчего зависит лидерство в семье.

Данное исследование осуществлялось нами с целью установить, какое представление о лидерстве в семье преобладает в современном обществе. Сбор эмпирического материала производился с октября по декабрь 2018 года. Эмпирическая база исследования составила 110 человек в возрасте от 19 до 74 лет. Обработка результатов производилась с помощью программы IBM SPSS Statistic 19. Предметом исследования является анализ представления о лидерстве в семейных отношениях. В качестве гипотезы исследования выступило предположение о необходимости лидера в семье.

Большинство опрошенных – 58,3% респодентов жентаты или замужем, 38,9 % не женаты или не замужем, и 2,8% опрошенных респондентов находятся в разводе. Среди опрошенных, наибольший процент – 34,9% респондентов, имеющих стаж семейной жизнии более 20 лет. 28,8% опрошенных респондентов имеют стаж семейной жизни от 1 года до 5 лет, 22,7% респондентов имеют стаж семейной жизни от 11 до 20 лет и наименьший процент опрошенных респондентов – 13,6%, имеющих стаж семейной жизни от 6 до 10 лет. При этом, 54,6% опрошенных респондентов не имеют детей, 25% респондентов имеют одного ребенка и 20,4% опрошенных респондентов имеют двоих детей.

Большинство опрошенных респондентов независимо от пола, возраста, семейного положения и стажа семейной жизни, придерживается мнения, о необходимости лидера в семье. При этом подавляющая часть опрошенных респондентов, указывает, что роль лидера в семье должен исполнять именно мужчина. Также, большинство респондентов отметили, что лидером в семье должен быть человек, который участвует в жизни каждого члена семьи, обладает лидерскими качествами и способен привести семью к разрешению тех или иных проблем в различных ситуациях.

Из 110 опрошенных респондентов 69 человек в свободной форме ответили на открытый вопрос о том, как они понимают лидерство в семье и как можно охарактеризовать семейного лидера. По мнению респондентов лидерство необходимо в семье для ее укрепления, отсутствия двоевластия и разногласий в семье, а также для продвижения семьи в различных проблемных ситуациях.

Чаще всего в ответах респондентов встречалось упоминание о важности несения ответственности за принятие решений для семейного лидера [5]. Понятие ответственности фигурирует в большем количестве ответов респондентов и является связующим звеном для всех остальных функций, которые, по мнению респондентов, должен исполнять семейный лидер. По мнению большинства опрошенных респондентов, нести ответственность за принятие решений должны в семье мужчины. Тогда как остальные функции, такие как представление семьи во внешней среде, регулирование отношений и урегулирование конфликтов в семье, установление основной линии поведения семьи и ее целей, координация деятельности членов семьи, забота и попечительство о ее членах, внедрение в семью основных ценностей и норм поведения, а также поощрение и наказание членов семьи в разных ситуациях могут исполнять оба супруга.

Некоторые респонденты использовали метафорические сравнения для описании семейного лидера. По их мнению, лидер является «вожаком», ведущим семью к определенной цели, также лидера можно описать с помощью понятий «стержень семьи», «капитан корабля» и «костяк социальной ячейки общества».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что по мнению респондентов, поделившихся своим мнением о семейном лидерстве, лидер в семье необходим, при этом лидером в ней должен быть человек, обладающий лидерскими качествами, способный нести ответственность за принятие решений, координацию деятельности членов семьи, заботящийся о материальном обеспечении семьи и ее благополучии, защищающий ее от внешних проблем и дающий своей семье уверенность в будущем. Поставленная нами гипотеза о необходимости лидера в семье в ходе эмпирического исследования подтвердилась.

Список литературы

  1. Аверин, Ю.П. Теоретическое построение количественного социологического исследования / Ю.П. Аверин. – М.: Университет, 2015. – 440 с.
  2. Большой толковый психологический словарь. Т. 1 (А О): Пер. с англ. А. Ребера - М.: ACT; Вече, 2001. - 560 с.
  3. Гурко, Т.А. Теоретические подходы к изучению семьи / Т.А. Гурко. – М.: Институт социологии РАН, 2012. – 210 с
  4. Карцева, Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества / Л.В. Карцева // Социологические исследования. – 2013. – №7. – С.48-54.
  5. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. – М.: Омега-Л, 2013. – 567 с.
Интересная статья? Поделись ей с другими: