"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки
УДК 339.5
Степанова Юлия Робертовна – студент по специальности «Таможенное дело» Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского.
Научный руководитель: Ахмедзянов Рустам Равильевич – кандидат экономических наук, доцент кафедры «Таможенное дело» Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского.
Аннотация: Таможенные пошлины являются важным инструментом внешнеэкономической деятельности государства и представляют собой систему мер, процедур и правил перемещения товаров через таможенную границу с целью защиты и стимулирования развития национальной экономики. В современной экономической ситуации большое значение имеет регулирование ввоза иностранной продукции на отечественный рынок, поэтому в данной статье рассмотрена теория и практика уплаты таможенных платежей при импорте товаров.
Ключевые слова: Таможенные пошлины, таможенные ставки, таможенные органы, внешнеэкономические отношения, импорт товаров, таможенный тариф.
Таможенные платежи – это пошлины, налоги и сборы, взимаемые таможенными органами с участников внешнеэкономической деятельности при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
Таможенные платежи выполняют самую главную функцию – фискальную, т.е. являются постоянным источником пополнения доходной части федерального бюджета. Это один из важнейших видов косвенных налогов, который взимается государством с товаров и транспортных средств при ввозе и вывозе по ставкам, предусмотренных таможенным тарифом. [1]
Таможенными платежами выполняется важная роль в защите экономических интересов государства. Они уплачиваются при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации и в случаях, установленных таможенным законодательством (например, ввозные таможенные пошлины взимаются с предметов личного потребления, поступающих в международных почтовых отправления в адрес лиц проживающих в России, а также с аналогичных товаров, ввозимых физическими лицами, прибывающими в нашу страну).
Таможенные платежи защищают отечественную промышленность и сельское хозяйство. Поскольку таможенная пошлина является косвенным налогом, то она влияет на будущую стоимость товара. С увеличением стоимости ввозимого товара повышается конкурентоспособность аналогичных товаров, производимых национальными товаропроизводителями, а во внутренней торговле обеспечивается поэтапный переход на мировые цены на сырьё и энергоносители. Чем выше уровень таможенных платежей, тем надёжнее они защищают национальные фирмы.
С точки зрения внешнеторгового баланса страны за счёт взимания и гибкого управления ставками таможенной пошлины оптимизируется соотношение между объёмами экспорта и импорта товаров. Установление различных ставок таможенных пошлин на различные товары создаёт предпосылки к более обоснованной структуре импорта товаров или же предотвращает нежелательный экспорт товаров, внутренние ценных которых ниже мировых, а также позволяет выбирать приоритетные области экспорта, импорта и регулировать общий поток товаров.
Согласно пункта 1 статьи 46 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза к таможенным платежам относятся [2]:
Ввозные пошлины исчисляются исходя из размера ставок, которые действовали на момент регистрации декларации таможенным органом. Основанием для начисления ввозных пошлин служит Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза (ЕТТ ЕАЭС) – это свод ставок пошлин, которые применяются к товарам, при ввозе их на таможенную территорию Евразийского экономического союза из третьих стран. [3]
По итогам 2018 года сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составила 6063,2 млрд. рублей, что на 1487,5 млрд. рублей или на 32,5% больше по сравнению с 2017 годом, и больше по сравнению с 2016 годом на 1656, 2 млрд. рублей или на 37,6%.
В том числе:
Динамика перечислений таможенных и иных платежей, администрируемых Федеральной таможенной службой России, в доход федерального бюджета в 2016 – 2018 годах представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Динамика перечислений таможенных и иных платежей, администрируемых ФТС России, в доход федерального бюджета.
Структуру таможенных платежей, перечисленных в доходную часть федерального бюджета страны можно проследить в таблице 1.
Таблица 1. Структура таможенных платежей, перечисленных в доходную часть федерального бюджета, млрд. рублей.
Таможенные платежи |
2016 г. млрд. рублей |
2017 г. млрд. рублей |
2018 г. млрд. рублей |
Изменения (+/-) по отношению к 2018 г. |
|
2016 г. |
2017 г. |
||||
НДС |
1762,8 |
1900,8 |
2255,5 |
+492,7 |
+354,7 |
Ввозные таможенные пошлины |
489,8 |
506 |
578,6 |
+88,8 |
+72,6 |
Вывозные таможенные пошлины |
2054,1 |
1968,3 |
3025,7 |
+971,6 |
+1057,4 |
Акциз при ввозе товаров |
58,8 |
76 |
95,2 |
+36,4 |
+19,2
|
Таможенные пошлины, налоги, уплачиваемые физ. Лицами |
5,6 |
7,4 |
16,3 |
+10,7 |
+8,9 |
Таможенные сборы |
16,9 |
18,4 |
20,3 |
+3,4 |
+1,9 |
Иные платежи |
18,9 |
98,8 |
71,6 |
+52,7 |
-27,2 |
Исходя из данных таблицы 1 можно сделать вывод, что наибольший удельный вес в структуре таможенных платежей занимает вывозная таможенная пошлина. На её долю в 2018 году приходится 49,9%.
Наименьший удельный вес занимают таможенные сборы, так в отчётном году на их долю пришлось 0,33%.
В 2018 году наблюдался рост по сравнению с 2017 годом поступлений почти по всем категориям товара, кроме товаров доставляемых перевозчиком, и товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, что обусловлено в первую очередь увеличением стоимостных объёмов ввоза товаров для личного пользования и количественным ростом объёмов ввоза транспортных средств для личного пользования.
В целом в 2018 году заметно увеличение поступления таможенных платежей в федеральный бюджет страны. Большая часть таможенных платежей за исследованный период пришлась на вывозные таможенные пошлины, что можно объяснить тем обстоятельством, что в структуре экспорта Российской Федерации большую долю занимают сырьевые товары.
В качестве заключения проведенного исследования правового регулирования и администрирования исчисления, уплаты и взыскания таможенных платежей при импорте товаров можно сформулировать перспективные направления развития в данной сфере:
Проведённый анализ таможенного администрирования позволяет прогнозировать возможное перераспределение полномочий между таможенными и налоговыми органами: к функциям таможенных органов по-прежнему будет отнесён контроль уплаты ввозной таможенной пошлины; налоговые органы могут получить функцию контроля уплаты косвенных налогов на ввозимые на таможенную территорию товары.
Список литературы