"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки
Глинкина Анастасия Дмитриевна – студентка магистратуры Смоленского государственного университета.
Аннотация: В данной статье рассмотрены вопросы отсутствия речи у детей и характеристика данной группы детей. Определяется неоднородность группы «безречевых» детей. Выявлена необходимость комплексной коррекцирнной работы с детьми различных групп, описанных в статье.
Ключевые слова: Отсутствие речи, «безречевые» дети, неговорящий ребенок, нарушение речи, расстройства речи.
В настоящее время количество детей, имеющих нарушения развития, растет с каждым годом. Данные учёных свидетельствуют о том, что среди рождающихся детей уменьшилось число здоровых младенцев. Вероятно, поэтому появляется все меньше детей, речь которых развивалась бы без отклонений от нормы [4, с. 3].
Известно, что активное познание мира ребенком происходит в процессе активного взаимодействия с взрослыми и в процессе речевой и неречевой деятельности. В процессе общения ребёнок вступает в контакт, получает информацию и объясняется с людьми. Поэтому проблема развития речи применительно к «безречевым» детям приобретает особую актуальность и социальную значимость. В психолого-педагогических исследованиях подчёркивается, что взаимодействие с окружающими людьми с помощью общения является неотъемлемой частью благополучного психического развития ребёнка. От сформированности навыка общения ребёнка зависит его дальнейшая социализация и адаптация.
Неговорящий ребенок не имеет возможности полноценно общаться и мыслить, так как отсутствие речи не обеспечивает полноценного формирования языковых функций: регулирующей, коммуникативной, познавательной, что приводит к задержке познавательных процессов, а так же эмоциональных и личностных особенностей, таким образом, неговорящий ребенок не может осуществлять полноценную мыслительную деятельность.
К сожалению, в настоящее время практически отсутствуют данные о «безречевых» детях, а так же малоизученным остаётся вопрос о коммуникации на невербальном уровне. Проблема формирования коммуникативной деятельности у таких детей требует дальнейшей разработки, определения новых подходов к организации, средствам, формам и приёмам обучения. Уровень развития ребенка раннего возраста определяет путь его дальнейшего развития. Несмотря на то, что в настоящее время практически отсутствуют данные о безречевых детях, а так же мало изучен вопрос о коммуникации на невербальном уровне - доказано, что недостаток стимулирующего воздействия взрослого на малыша может привести к необратимым последствиям в формировании той базы, на которой в дальнейшем строится вся его психическая деятельность. Таким образом, чем раньше начата активная работа по стимуляции развития ребенка, тем выше обучающий эффект.
Принято считать, что после 3 лет ребенок практически полностью овладел обиходным словарем, без труда общается с окружающими, а так же высказывает свои мысли. Речь для него становится основным средством общения и орудием мышления.
Особенно тяжелым оказывается положение «безречевых» детей, практически лишенных возможности говорить и быть понятыми [5, с. 12].
Безречевые дети – это условное обозначение разнородной группы детей, которые в силу разных причин лишены возможности речевого общения [5, с. 21].
Дети, у которых отсутствует речь, имеют комплексное органическое нарушение, что значительно затрудняет проведение коррекционной работы.
В такую группу входят дети:
При каждом из нарушения отмечаются различные нарушения речи:
По данным Голубевой Л. П., речевой аппарат у неговорящего ребёнка вял, пассивен, от того, что слишком долго находился в состоянии бездействия.
Общим для детей, у которых нет речи является отсутствие мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации, разлаженность поведения, повышенная истощаемость, недостаточность целенаправленной деятельности, периодические приступы плача, постоянное беспокойство. Все это мешает полноценному развитию речи и взаимодействию ребенка с окружающим миром [2, с. 4]. Для оказания своевременной помощи необходимо полное обследование специалистов и комплексная коррекционная работа. Это поможет сформировать у ребенка азы общения и развить психические функции, провести профилактику вторичных нарушений, развить личность ребенка в целом.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что:
Список литературы