gototopgototop

"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки

УДК 327.8 (575.2) (04)

Механизм противодействия коррупции в системе государственных закупок в России

Жунуспаев Кайрат Турусбекович – научный сотрудник Института экономики имени Дж Алышбаева Национальной академии наук Киргизской Республики.

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности мониторинга государственных закупок в контексте борьбы с коррупцией при оптимизации государственных закупок. Особое внимание уделяется мониторингу эффективности государственных закупок и обращается внимание на наиболее существенные изменения в действующем законодательстве Российской Федерации. Автор попытался анализировать современные взгляды исследователей. Сделан вывод, что надзор за государственными закупками является эффективным средством борьбы с коррупцией в рамках существующей системы контрактов на государственные закупки. В будущем общественный мониторинг государственных закупок может показать конкретные результаты.

Ключевые слова: Государственные закупки, коррупция, надзор, контрактная система, мониторинг, общественный контроль.

В современной России, коррупцию можно считать одной из наиболее серьезных проблем, угрожающих национальной безопасности и социально-политической стабильности российского государства. Государственный закуп является одним из наиболее благоприятной сферы для осуществления коррупции. Предоставление заказов товаров и выполнение проектов, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд государства, всегда тянуло на себя внимание чиновников – коррупционеров. Необходимость мониторинга случаев государственных закупок неоднократно привлекало внимание высших руководителей РФ, в том числе президента.

Таким образом, борьба с коррупцией в сфере государственных закупок является очень важными научными исследованиями и дающее понять существующие и определить перспективную поддержку для решения этой проблемы. В российской юридической литературе тема борьбы с коррупцией в сфере государственных закупок в области науки посвящена значительное количество статей, монографий, диссертационных работы. Однако, с учетом текущей ситуации и оперативных изменений в нормативно-правовой базе в сфере государственных закупок, необходимо постоянно обновлять и совершенствовать научные знания в этой области. В этой статье мы попытаемся ответить на вопрос о том, как федеральные органы власти и общественные организации контролируют и влияют на уровень государственных закупок в сфере борьбы с коррупцией.

Целью правового регулирования системы государственных закупок для всех заинтересованных сторон, участвующих в процессе государственных закупок, это создание справедливого и прозрачного процесса госзакупа. В 2014 году был переход к системе контрактного госзакупа. В данном периоде вступил в силу федеральный закон - №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и именно, в связи с этим законом был осуществлен переход на контрактный госзакуп.

Одной из основных причин перехода к системе контрактов в системе государственных закупок можно четко назвать оптимизацию борьбы с коррупцией и рассмотрение различных злоупотреблений в сфере государственных закупок. Мониторинг государственных закупок позволяет вам отслеживать условия в вашей контрактной системе, выявлять существующие и будущие риски и находить возможные решения проблем. Повышение эффективности мониторинга государственных закупок способствует тому, что новый закон поручает федеральному органу исполнительной власти управлять договорной системой в сфере закупок. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года № 728 агентством является Министерство экономического развития Российской Федерации. Статья 97 Федерального закона № 44 (часть 1 которой вступила в силу 1 января 2017 года) контролирует государственные закупки и продолжает собирать, систематизировать и оценивать информацию.

Ранее в ФЗ-44 упоминался тот факт, что надзор за государственными закупками должен регулироваться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в договорной системе в сфере закупок. Однако эта возможность была передана федеральному органу исполнительной власти. Это нововведение также является многообещающей мерой для усиления борьбы с коррупцией в системах государственных закупок. Однако отечественные исследователи имеют разные взгляды на этот вопрос. Итак, А.Ю. Ковалева считает, что исключение региональных властей из мониторинга государственных закупок может создать препятствия для краткосрочного прогноза развития систем закупок в конкретных регионах. В отличие от Д.М. Ильюшина он считает, что это изменение - шаг к оптимизации надзора за государственными закупками.

С нашей точки зрения, представляется разумным передать функцию надзора федеральной исполнительной власти, поскольку это помогает минимизировать коррупцию и другие злоупотребления местных органов власти, которые могут сочетаться с региональными коммерческими структурами, участвующими в государственных закупках. Другим важным способом мониторинга коррупции в сфере государственных закупок является вовлечение общественности в этот процесс. Общественный контроль всегда считался одним из наиболее эффективных антикоррупционных механизмов. Федеральный закон 212 «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» рассматривает общественный надзор как форму общественного контроля. Общественный мониторинг включает контроль за процессом государственных закупок общественных организаций, в том числе Общественных палат Российской Федерации, региональных и муниципальных общественных палат, различных общественных и надзорных органов, общественных объединений и других общественных организаций.

Участие общественности в мониторинге государственных закупок может своевременно выявлять потенциальные коррупционные риски и определять тот факт, что органы государственных закупок могут злоупотреблять своим служебным положением. Так как общественные организации не являются частью региональной или муниципальной системы управления, они обладают большей независимостью в своих действиях, в том числе в оценке коррупции в процессе государственных закупок.

Поэтому мы считаем, что мониторинг государственных закупок является одним из наиболее эффективных антикоррупционных механизмов в этой области. Позитивное влияние является показателем надзора федеральных органов исполнительной власти, что создает препятствия для коррупции в деятельности региональных органов власти. Эффективным средством преодоления коррупции в сфере государственных закупок является то, что государственный надзор включает в себя государственные закупки в общественных местах и общественных организациях.

Поэтому автор отмечает, что признание неэффективности действующего законодательства в области регулирования государственного заказа, включая его коррумпированности, для подписанного на сегодняшний день закона «О федеральной контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, и услуг», все еще остается нерешенной ключевой проблемой, связанной с борьбой с коррупцией и ее предупреждением. Считается, что предлагаемый законопроект содержит большое количество коррупционного характера, и для исключения такой коррупции требуются квалифицированные эксперты для проведения антикоррупционной экспертизы.

В итоге хочется сказать, что анализ антикоррупционных механизмов для эффективного использования бюджетных средств в рамках национального заказа показывает, что только путем разработки комплексного подхода, включая сбалансированное использование различных инструментов и методов борьбы с коррупцией, можно достичь практических показателей снижения коррупции. На всех этапах антикоррупционного процесса есть заявки. Краткосрочные эффекты могут быть достигнуты, ограничившись определенной областью влияния или измерения, и со временем структура и механизмы извлечения незаконных доходов от коррупции могут быть изменены путем преобразования в части, которые в настоящее время охватываются неконтролируемыми и контрпродуктивными инструментами.

В рамках продолжающейся реформы системы государственных закупок предпринимаются действия по созданию системы мониторинга результатов исполнения контрактов, но в положениях законопроекта, регулирующего обеспечение выполнения контрактов и контроль над ними, содержатся факторы, связанные с коррупцией, что в будущем исключит действительность правовых положений.

Список литературы

  1. Гайдукова М.А. Государственные и муниципальные закупки: история развития и современность \\ Международный научно – исследовательский журнал: Юридические науки. 2015. №11 (42). С.94.
  2. Ильюшин Д.М. Новый подход к организации мониторинга закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд\\ Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. 2014. №36. С. 12 – 13.
  3. Ковалева А. Ю. Мониторинг государственных и муниципальных закупок \\ ARS ADMINISTRANDL. 2014. № 3. С. 31.
  4. Петров Д.А. Контрактная система в сфере закупок и публичные закупки как способы государственного воздействия на экономику \\Конкурентное право. 2013. № 3. С. 2-5.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Отправить статью

...

Форма оплаты

Номер статьи, присвоенный редакцией
Количество страниц в статье
Количество экземпляров журнала
Доставка: РФСНГ
Скидка (%)
Заказать свидетельство о публикации
1. Стоимость публикации каждой страницы статьи составляет 200 рублей.
2. Стоимость каждого экземпляра журнала, включая его изготовление и доставку, составляет 300 рублей для России и 600 рублей для стран СНГ.
3. Стоимость печатного свидетельства о публикации составляет 100 рублей

Реквизиты для оплаты через банк