"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки

УДК 373. 1 (575.2) (043. 3)

Деятельности кураторов по нравственному воспитанию личности студентов в вузе

Сулайманкулова Жамила Калыбаевна – кандидат педагогических наук, отличник образования, и.о. доцента кафедры Педагогики и психологии Бишкекского гуманитарного университета им. К. Карасаева.

Аннотация: Статья написана о работе кураторов в студенческих группах и о воспитательной деятельности вуза. Куратор вуза должен быть не только источником профессиональной информации, но и носителем нравственной и социально-психологической культуры. Он выступает посредником между студентом и культурой, поскольку уровень общей культуры студента во многом определяется культурой тех кураторов, которые общаются со студентами и оказывают влияние на их становление и формирование не только как специалистов, но и как будущей интеллигенции.

Ключевые слова: Куратор, студенческая группа, воспитательная деятельность, профессиональный, информация, нравственное воспитание, культура, интеллигенция.

Показателями эффективности воспитательной системы в нравственном воспитании и развитии личности в образовательном пространстве вуза, являются количественные и качественные показатели нравственного воспитания, уровень нравственной воспитанности студентов, их социальной активности и социальной зрелости группы. При этом немаловажное значение имеет совокупность взаимоотношений между педагогами и студентами, а также профессиональная культура, уровень профессионально-значимых качеств преподавателей, прогнозирование и планирование воспитательной деятельности в целом. Важнейший компонент в структуре воспитательной системы вуза — это кадры, которые состоят из: управленцев и организаторов, работников воспитательных структур, кураторов, профессиональных психологов и педагогов, преподавателей, работников культуры и искусства. [1, с.100].

На наш взгляд, кураторская деятельность в воспитательной системе современного вуза является принятие её как нормы в структуре профессиональной деятельности преподавателей, массовость, характер коллективного субъекта, обеспеченность нормативно-организационной базой, реализация функций по сохранности физического и психического здоровья студентов. На этапе перехода воспитательной системы от кризиса к становлению эта характеристика проявляется в интеграционных процессах по созданию коллективного субъекта через совместную деятельность по выработке, согласованию и реализации общей воспитательной цели, установлению субъект-субъектных отношений в многообразной учебной и внеучебной деятельности.

Куратор группы должен быть не только источником профессиональной информации, но и носителем нравственной и социально-психологической культуры. Он выступает посредником между студентом и культурой, поскольку уровень общей культуры студента во многом определяется культурой тех кураторов, которые общаются со студентами и оказывают влияние на их становление и формирование не только как специалистов, но и как будущей интеллигенции. Главным воспитывающим фактором в вузе должно стать гуманистическое взаимодействие между куратором и студентами, как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Воспитательная работа со студентами, наряду с учебной и научной, входит в обязанности любого преподавателя высшей школы. Работа кураторов в студенческих группах и работа с кураторами - одно из главных направлений воспитательной деятельности вуза. Студенты, поступившие на первый курс, в первое время нуждаются в наставнике, руководителе. [3, с.50].

Специфика воспитательной работы в вузе связана с тем, что в нем обучается большое число иногородних студентов. Актуализируется проблема социальной адаптации личности к особенностям проживания в новых условиях. Значение этой проблемы нельзя недооценивать. Ведь речь идет о молодых людях, не обладающих социальным опытом и сложившимся характером, но вынужденных искать ответ и выбирать поведенческие реакции в новых для себя жизненных ситуациях. Поэтому, сложности перехода из школьного в студенческое состояние, усугубляются у иногороднего большинства студентов психологическим стрессом, сопряженным с отрывом от семьи, переселением из родительского дома в общежитие, на частные квартиры, разрывом сложившихся дружеских связей и необходимостью устанавливать новые. [4, стр. 5],

Задача кураторов - оказать необходимую помощь в адаптации первокурсников к новым условиям, к вузовской системе образования, включать их в культурную, интеллектуальную и общественную жизнь ВУЗа и города. Куратор (от лат. Curator - попечитель) - лицо, которому поручено наблюдение за какой-либо работой, за кем-либо, чем-либо, или лицо которому поручено наблюдение. Бытует мнение, что куратор необходим только на первых курсах для помощи в адаптации первокурсников к обучению в вузе. Однако в связи с необходимостью возрождения воспитательной работы со студентами кураторы утверждены и работают на всех курсах. Куратор - он же преподаватель, в обязанности которого входит руководство студенческой группой и вне-учебной жизнью студентов, связанной с вузом. [2, с.120].

Функции куратора разнообразны:-информирование студентов относительно учебных и внеучебных мероприятий института, в которых они должны принять участие; - организация жизни студенческой группы, помощь в проведении различных мероприятий; - создание благоприятного психологического климата, непосредственное участие в жизни группы в качестве формального лидера; - решение оперативных задач, возникающих в связи с академическими трудностями студентов, осуществление связи с кафедрами, деканатом, администрацией института; - контроль за посещаемостью и успеваемостью студентов, контроль за выполнением функций старосты. [5, с.65].

Для эффективности деятельности кураторов, администрацией учебного заведения ежегодно выделяются средства на оплату, разработан журнал куратора. Вся воспитательная деятельность вуза, в том числе и деятельность кураторов студенческих групп, строится на основе плана по социальной и воспитательной работе на учебный год. Требования к кураторам вузов растут. Они должны активизировать мышление студентов, способствовать углублению их самостоятельной работы, развитию творческих способностей, нравственному развитию личности. Годы учебы в вузе - это время наиболее интенсивного развития интеллектуальных, нравственных сил и возможностей человека. Здесь происходят становление личности, формирование мировоззрения студента, жизненных идеалов и убеждений.

Студенческая группа – это коллектив, с которым студенты учатся вместе четыре года. Студенческая жизнь каждого студента-это не только подготовка к будущей деятельности, но и ступень самой жизни, ее значительная часть. И от того, насколько удачно сформировался коллектив, зависят успехи студента в учебе, общественной жизни, отношение к делу, которому он решил посвятить себя.

В настоящее время состояние воспитательной системы, определяемое, согласно системному подходу, естественной циклической сменой этапов ее функционирования (становления, стабильного развития, окончательного оформления, кризиса), характеризуется усилением дезинтеграционных явлений, связанных с поиском новых целей и ценностей, нарушением стабильности, нарастанием индивидуальных и групповых различий, дефицитом новизны, не соответствием обновления жизни современного вуза и воспитательной системы, что позволяет констатировать наличие этапа кризиса и низкую результативность воспитательной системы вуза в современных условиях. [2, с.85].

Компоненты воспитательной системы, известные в педагогической теории, такие как цель, коллектив и др., в силу своих сущностных характеристик, не способны на этапе кризиса воспитательной системы вуза удовлетворять требованиям к системообразующему компоненту и способствовать ее переходу к этапу становления, исключая процессы разрушения системы. На этапе перехода воспитательной системы от кризиса к становлению системообразующей может быть совместная деятельность субъектов, в том числе и кураторская деятельность, интегрирующая все компоненты воспитательной системы.

Воспитательные возможности образовательного процесса и внеучебной деятельности в вузе рассматриваются как целостная система подготовки специалиста-профессионала. Такие мероприятия, как предметные недели, проводимые в вузе, содействуют профессиональному становлению будущих специалистов.

Созданная в вузе система традиционных творческих дел и мероприятий, направленных на воспитание любви к родному вузу, городу, Родине, помогает решать и проблемы гражданского воспитания студентов.

Будучи интеллектуальным резервом нации, студенчество представляет собой группу, которая формируется из различных слоев общества. Пребывание в ней дает молодому человеку объективную возможность изменить свой прежний социальный статус, обрести свое собственное «я».

На основе анализа практического опыта воспитательной деятельности вузов и научных трудов психологов, педагогов и социологов, эффективность воспитательных воздействий и восприятие их студентами могут быть значительно повышены при выполнении ряда психолого-педагогических условий:

Следует подчеркнуть, что в процессе данной работы студент выступает активным участником продолжающего процесса взаимодействия с куратором. Кроме того, студентам предлагается высказывать свое мнение по поводу реализованного взаимодействия, дать оценку своей деятельности, высказать пожелание куратору.

Список литературы

  1. Байденко В.И.Болонский процесс: Структурная реформа высшего образования Европы.М., 2002г.
  2. Богданова Р.У. Многовариантный институт кураторство в ВУЗе.СПб., 2007г.
  3. Байгазиев С. Гумандуу педагогика. –Бишкек, Алтын тамга, 2006. –628 б.
  4. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – М., 2001.
  5. Рахматулина З.Я. «Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения» Уфа, 2004.