"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки

УДК 376

Роль пространственных представлений в формировании предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР)

Иванова Наталья Викторовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Специальной педагогики и психологии Смоленского государственного университета.

Пащенко Ирина Юрьевна – студент магистрант Психолого-педагогического факультета Смоленского государственного университета.

Аннотация: В статье раскрывается значение пространственных представлений во всестороннем развитии детей, а также – в формировании предложно-падежных конструкций у дошкольников с ОНР. Учитываются результаты экспериментального изучения уровней сформированности предложно-падежных конструкций у дошкольников с ОНР. Описывается значимость восприятия ребёнком трёхмерного пространства с учётом таких понятий, как «право-лево», «сверху-снизу», «спереди-сзади».

Ключевые слова: Пространственные представления, предложно-падежные конструкции, ориентировка в пространстве, развитие ребёнка, общее недоразвитие речи (ОНР).

Значимую роль во всестороннем развитии ребенка играют пространственные представления, которые являются весьма сложным психическим процессом.

В некоторый момент развития у ребенка происходит стремительное формирование определенного психологического аспекта, неразрывно связанного с восприятием ребенком пространства, координатных представлений, чувства времени и т. д.

Данные формирующиеся функции у ребенка сопряжены в большей степени с работой правого полушария головного мозга, от которого зависят зрительно-моторные координации, возможность соотнести движение с вертикальной и горизонтальной координатами, возможность объединить в одно целое и запомнить общую конфигурацию всех элементов, то есть воспринять целостный образ. Левое же полушарие решает наибольшие по сложности проблемы, которые сопряжены с тонким анализом и речевым опосредованием. [4]

Совместная координация двух полушарий, а также пространственная система координат, которая формируется в сознании детей постепенно, в следствие перемещения объектов относительно него и непосредственно перемещения его самого в пространстве в процессе лежания, сидения, ползания, стояния, хождения и др. – представляет собой основу для формирования пространственных представлений. [5]

Развитию пространственных представлений у ребёнка способствует формирование у него двигательной активности, что считается наиболее важным признаком его благополучного развития.

Б.Г.Ананьев отметил: «Восприятие пространства есть сложная интермодальная ассоциация, образующаяся из взаимодействия различных анализаторов внешней и внутренней среды человеческого организма».

Ребёнок в раннем возрасте ориентируется в пространстве посредством физических ощущений, то есть, относительно сторон своего тела. Сначала, для того, чтобы определить связь с предметом, ребёнку необходимо или предмет приблизить к себе, или самому приблизиться к предмету с целью его всестороннего исследования на личном опыте. В дальнейшем, с целью установления ребёнком контакта с каким-либо предметом, достаточно поворота корпуса тела по направлению к этому предмету – контакт устанавливается указательным движением руки в нужном направлении, позже – движение руки сменяется движением головы в сторону интересующего ребёнка объекта. В результате ребенку достаточно только взгляда в сторону определяемого предмета для того, чтобы отобразить в уме его пространственный образ, а также установить с этим предметом оптико-пространственную связь.  [7]

Таким образом, от физического метода пространственной ориентировки, дошкольник переходит к визуальной оценке пространственного расположения предметов относительно друг друга и характеризующего их субъекта.

Ниже нами представлена схема этапов усвоения ребёнком пространственных представлений, разработанных Б.Г. Ананьевым и Е.Ф. Рыбалко [2]:

В случае если по тем или другим обстоятельствам дошкольник не прошёл все этапы развития пространственных представлений, то у него, возникают проблемы в овладении словарным составом и грамматическим строем речи.

Грамматический строй речи является прямым отражением интеллектуального развития ребенка. Овладение грамматическим строем речи оказывает существенное воздействие на общее развитие детей, обеспечивая им своевременный переход к усвоению родного языка. [1]

Согласно нашему мнению, для того, чтобы дошкольник грамотно, по назначению применял предложно-падежные конструкции пространственного значения, необходимо, чтобы он умел верно воспринимать пространственные отношения окружающего его мира. Для начала, – научился определять себя в пространстве, а затем – окружающие его предметы.

Понятия «верх-низ», «спереди-сзади» - воспринимаются ребенком относительно легко по сравнению с «право-лево». А без «право-лево» ребёнок не сможет в полной мере оценить, как окружающее его пространство, так и восприятие своего тела в этом пространстве. Ведь понятия «сбоку», «в стороне», значение частей света (север, юг, ...) весьма ограничены без понятий «право-лево». Без этого понятия ребёнок не получит ни конкретизации местоположения предметов, ни нужного направления пути в пространстве.

«Право-лево» все люди определяют непосредственно от своего тела. В большинстве случаев по определению у себя ведущей (правой) руки человек разграничивает правую и левую стороны в пространстве относительно себя или какого-либо объекта. Без этого понятия горизонтальное положение вещей в пространстве у ребёнка ограничено. Он четко воспринимает на слух лишь «верх-низ», «спереди и сзади», а боковые части пространства как бы выпадают. Вследствие чего у ребенка нарушается целостность восприятия пространственных отношений, которая необходима для полноты понятия им пространственных предлогов, которые до 6-7 лет в обиходе ребенка с ОНР составляют подавляющее большинство от всех употребляемых им предлогов.

Ведь даже когда мы слышим фразу: "Мячик лежит в коробке", у нас в голове сначала возникает образ объёмной коробки (трёхмерная проекция (х;у;z) в пространстве. Учитываются в совокупности понятия: спереди-сзади (длинна-х), справа-слева (ширина-z), вверху-внизу (высота-у), и мы понимаем, что коробка имеет некий объём, что именно внутри этой коробки, между её сторон находится мячик (рис.1).

Рисунок 1. Трёхмерная проекция «мяч в коробке».

Без этих базовых понятий (модели трёхмерного пространства) дети воспринимают некоторые пространственные предлоги в неверном представлении и часто используют их не по назначению.

Например: если исключить из модели 3-х мерного пространства (х;у;z) какую-либо его составляющую (например плоскость - z, которая позволяет увидеть правую и левую стороны коробки), то мы получим модель уже двумерного пространства (х;у) – ограниченный плоский образ данной коробки и мяча в ней (рис.2). Глядя на данный рисунок, весьма затруднительно отдифференцировать нужный пространственный предлог не только ребёнку, но и взрослому: – Где именно находится мяч относительно коробки? – «В» коробке? Или «за» коробкой?

Рисунок 2. Двумерная проекция «мяч в коробке».

В основной массе дети старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием верно выделяют все три протяжённости предмета в пространстве при наглядно-действенном их сравнении, однако, невзирая на это, многие из них не могут показать высоту, длину и ширину различных предметов. Ребята путают высоту с шириной, длину с высотой и т.п., чаще всего показывая непосредственно три стороны предмета, а не три его измерения. Среди же дошкольников с ОНР с данной проблемой сталкивается подавляющее большинство детей.

При проведении констатирующего эксперимента на определение уровней сформированности предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с ОНР (III уровень речевого развития) отмечено недопонимание детьми таких понятий как: высота, длина, ширина, а, следовательно, и неспособность понимания пространственных координат предложенного им предмета, а также отмечены частые ошибки при употреблении пространственных предлогов: «на» вместо «над», «из» вместо «из-за», «из» вместо «из-под», «с» вместо «из» и т.п. «между», «около», как и «из-за», «из-под» часто упускались. Также данные дети путались в понятиях «право-лево» относительно своего тела и подавляющее большинство не могли определить «право-лево» относительно других объектов.

Таким образом нами были выявлено, что процесс развития восприятия пространства детьми дошкольного возраста с ОНР осуществляется значительно медленнее, чем у их сверстников с нормой речевого развития и имеет следующие отклонения:

  1. Низкая сформированность переработки зрительной информации.
  2. Значительные трудности в дифференциации понятий «право-лево» в «схеме тела» как своего, так и находящегося напротив.
  3. Низкая ориентированность на плоскости (лист бумаги).
  4. Значительные трудности в понимании и употреблении предложно-падежных конструкций пространственного значения.

Как известно, всестороннему развитию детей, а следовательно и их успешному обучению в школе способствуют такие виды деятельности, как: рисование, объёмное моделирование из пластилина, глины, теста, песка, аппликация, сюжетно-ролевые игры, конструирование и др. Данные виды деятельности детей основаны на установлении соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных взаимосвязей, что позволяет детям непосредственно на практике осознать, понять и изучить все аспекты пространственных представлений, а на их основе научиться правильно воспринимать и применять на практике предложно-падежные конструкции с пространственным значением.

Исходя из этого, мы констатируем, что пространственные представления имеют значимую роль как во взаимодействии ребенка с окружающей миром, являясь необходимым условием ориентировки в нем ребенка, так и в формировании у детей с ОНР предложно-падежных конструкций пространственного значения на вербальном уровне, что захватывает не только период дошкольного возраста, но и продолжается вплоть до пубертатного периода.

Для того, чтобы ребенок с общим недоразвитием речи успешно обучался в школе, он должен уметь свободно ориентироваться в пространстве и в полной мере владеть основными пространственными понятиями.

Пространственные представления необходимы ребёнку для эффективного обучения его таким дисциплинам школьной программы как рисование, чтение, счет, письмо, а также другим, которые основываются на установлении соотношений между объектами и явлениями, их последовательности, а, следовательно, их пространственных взаимосвязей. [8]

По этой причине необходимо разрабатывать и осуществлять для дошкольников с ОНР специальную коррекционную программу, направленную на преодоление у них несформированности восприятия пространственных представлений и личных представлений о пространстве, содействующую полноценному овладению категориями пространственных представлений на вербальном уровне. [3]

Список литературы

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
  2. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей/ Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко - М.: Просвещение, 1964. - 304 с.
  3. Афанасьева Е.А., Фомичева М.Ф. Овладение пространственными представлениями как основа усвоения предложно-падежных конструкций детьми с тяжелыми нарушениями речи/ Е.А. Афанасьева, М.Ф. Фомичева // Сб. научн. трудов. - М.: МГЛУ, 2008. - С. 384-393.
  4. Ахальцева Е.Н. Формирование пространственных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / Е.Н. Ахальцева // Логопед. - 2008. - № 4 - С. 35 - 50.
  5. Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике трудностей обучения / Т.В. Ахутина // Хрестоматия по нейропсихологии / Под ред. Е.Д. Хомской. – М.: Институт общегуманитарных исследований, МПСИ, 2004. – С. 779 – 783.
  6. Бурачевская О. В. Особенности восприятия пространства старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи / О. В. Бурачевская // Молодой ученый. -- 2015. -- №8. -- С. 840-846.
  7. Градова, Г. Н. Формирование пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.03 / Г.Н. Градова. – СПб, 2010. – 23 с.
  8. Семаго Н.Я. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы. / Н.Я. Семаго // Дефектология, №1., 2000. - 45 с.
Интересная статья? Поделись ей с другими: