"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки

УДК 376

К вопросам профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста с ОНР

Быченкова Светлана Георгиевна – студент-магистрант кафедры Специальной педагогики и психологии Смоленского государственного университета.

Иванова Наталья Викторовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Специальной педагогики и психологии Смоленского государственного университета.

Аннотация: Как показывает статистика, у более чем половины учащихся вторых классов  и более, чем у трети школьников среднего звена выявлена дисграфия. Высокая распространенность такого нарушения среди школьников связана с  тем, что еще в дошкольных учреждениях большинство детей имеют нарушение или недоразвитие речи, и поступают в первый класс не преодолев их. Тем самым, начинать работу по предупреждению нарушений письменной речи, которая является залогом успешного школьного обучения, необходимо еще в дошкольном возрасте.

Ключевые слова: Дисграфия, предпосылки, исследование, профилактика, речевые нарушения.

Как известно, для того, чтобы грамотно и эффективно вести работу по коррекции речевого дефекта, чтобы правильно понять его, необходимо уметь выявлять характер речевых нарушений, их вторичность и первичность, уметь определить ,какие компоненты речевой и не речевой системы они затрагивают.

Коррекция дисграфии наиболее успешна на ранних статьях ее выявления, а наиболее эффективная мера, позволяющая предупредить появление дисграфий - это профилактика. Для того, чтобы выбрать наиболее рациональные пути предотвращения данного нарушения , необходимо выявить степень сформированности речевых и неречевых предпосылок у дошкольников и разработать программы направленные на их формирование .

Разные ученые  в разное время высказывали свои взгляды на  предпосылки дисграфии с точки зрения разных наук (Г. А. Каше, Р. Е. Левина, Е. А. Логинова, Р. И. Лалаева, М. Е. Хватцев, А. Н. Корнев, Л.Н. Ефименкова, И. Н. Садовникова, Г. В. Чиркина, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова и ряд других)

Дети с общим недоразвитием речи относятся к особой категории, т. к. у них изначально недостаточно развиты предпосылки обучения письму. У детей с ОНР нарушено звукопроизношение и существует трудность выбора фонем, что в дальнейшем возможно повлечет появление артикуляторно- акустической дисграфии. Нарушен фонематический слух и фонематическое восприятие, что повлечет за собой развитие аккустической дисграфии. Недоразвитие зрительного гнозиса и мнезиса, анализа и синтеза является предпосылкой к оптической дисграфии. [2]

Несмотря на изученность данной проблемы и большое количество проведенных исследований, представляющих различные методики коррекции, у дошкольников с ОНР выявляются значительные специфические ошибки на письме, которые носят стойкий характер. В логопедической литературе системные данные о специфике предрасположенности детей с ОНР к различным видам дисграфии и методах ее профилактики на настоящий момент носят фрагментарный характер [3]

Поэтому нами было организовано экспериментальное исследование, целью которого являлось выявление предпосылок к дисграфии у дошкольников с ОНР. Нами было обследовано 15  дошкольников с логопедическим заключением – ОНР (III уровня) речевого развития. Средний возраст испытуемых составил 5–6 лет.

При разработке схемы обследования детей мы ориентировались на принятую в настоящее время классификацию дисграфии с учетом лежащего в основе каждого ее вида «слабого звена».[1] В связи с этим изучалась сформированность элементарных видов фонематического анализа и синтеза слов; фонематическое восприятие; лексико-грамматический строй речи; зрительно-пространственные представления и зрительный анализ и синтез.

Для исследования предпосылок к дисграфии у дошкольников 5-6 летнего возраста с ОНР были использованы отдельные пункты методик: «Методика выявления трудностей зрительного восприятия» М.М. Безруких, «Исследование языкового анализа и синтеза» Лалаевой Р. И., «Диагностика фонематического восприятия» Дьяковой Н. И., «Методика изучения лексики» Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой , «Исследование грамматического строя речи» Фотековой Т. А.

По результатам исследования компонентов речевой системы, перечисленных выше, группа показала средние и низкие результаты, так как у детей с общим недоразвитием речи нарушены все стороны речи в большей или меньшей степени. Диагностика фонематических процессов показала у 13% группы детей низкий уровень их развития, у 26% - средний уровень и 61% группы показали результат ниже среднего. Это означает, что у детей нарушено звукопроизношение, нарушены фонематические представления, воспроизведение рядов слогов и слов, диффернециация звуков в произношении слов, слоговая структура слова, звуковой анализ и синтез, а также восприятие и воспроизведение ритмов. Исследование слогового анализа и синтеза показали, что у 30 % уровень выше среднего и у 70% детей средний уровень. Данные высокие показатели объясняются систематической работой воспитателей, так как развитие данного компонента входит в НОД по подготовке к обучению грамоте. Обследование грамматического строя речи показало, что у 35% - уровень ниже среднего, у 65%- средний уровень. При исследовании лексики средний уровень показали 45% и ниже среднего-55%.

Наибольший интерес вызывало исследование неречевой системы, так как в дошкольных учреждениях особое внимание направлено на развитие речи как воспитателями в течение НОД и режимных моментах, так и логопедом на индивидуальных и групповых занятиях, в то время как неречевым компонентам не отводится достаточно времени и внимания.

Обследование сформированности зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза старших дошкольников с ОНР показало, что с  первым заданием на проведение прямых линий с учетом инструкции полностью справились 7, 4 % детей. Они без труда проводили линии в заданном направлении, не выходя за границы. Частично справились с заданием 49,1 % испытуемых. Они путали направление изображения линий. Не справились с заданием, оставшиеся 43,5 %. Дети не сразу понимали суть задания, его выполнение вызвало определенные трудности.

Со вторым заданием на нахождение на рисунке фигуры, представленной в образце, и ее обведении полностью справились 18, 6 %. Они без труда смогли показать картинки, обозначение которых было задано. Частично справились с заданием 52,3 %, которые смогли найти образец со второй попытки. Не справились с заданием, оставшиеся 29,1%.

С третьим заданием на нахождение среди множества фигур заданные полностью справился 6,6 % детей. Они без труда смогли найти среди множества фигур, изображенных на рисунке, заданные ,посчитать и обвести их. Частично справились с заданием 53 %  – недостаточно точно выполняли пробы, при поиске и соотнесении фигур с образцом дети часто ошибались, однако исправляли ошибки самостоятельно. Не справились с заданием оставшиеся 40, 4 %.

С четвертым заданием на нахождение среди серий фигур фигуры из образца полностью справились 16, 9 %. У детей на высоком уровне развито зрительное восприятие. Частично справились с заданием 53, 3 %. Эти дети недостаточно точно выполняли пробы, наблюдались незначительные недочеты при нахождении фигур. Дети часто ошибались, однако исправляли ошибки самостоятельно. Не справились с заданием оставшиеся 29,8 %. Большинство предложенных проб были выполнены неверно или со значительными отклонениями от образца, поиск заданной фигуры был затруднен, навыки соотнесения также плохо развиты.

Данные этого этапа исследования показали, что не речевые предпосылки сформированы в меньшей степени, чем речевые.

На основании проведенного исследования нами были выделены три уровня сформированности предпосылок к дисграфии у дошкольников с ОНР: высокий уровень риска – многочисленные ошибки, при предъявлении помощи ошибки не исправляются, значительные предпосылки к определенному типу дисграфии; средний уровень риска – наличие единичных ошибок, при медленном повторении задания допущенные ошибки исправляются, существует наличие предпосылки к определенному типу дисграфии; низкий уровень риска – норма, все задания выполняются без ошибок, предпосылки к определенному типу дисграфии отсутствует. Результаты эксперимента представлены в таблице.

Таблица 1. Распределение дошкольников с общим недоразвитием речи по сформированности предпосылок к дисграфии.

Видам дисграфии

Уровень развитиясформированности предпосылок к дисграфии

высокий

средний

низкий

исп.

%

исп.

%

исп.

%

Акустическая

2

13,3

13

86,6

0

0

Артикулярно-акустическая

10

66,6

5

33,3

0

0

Дисграфии на почве несформированности фонематического анализа и синтеза слов

15

100

0

0

0

0

Оптическая

4

26,6

10

66,6

1

6,7

Аграмматическая

6

40

9

60

0

0

Анализ полученных данных свидетельствует о том, что большая часть дошкольников с ОНР имеют наличие предпосылок ко всем видам дисграфии: акустической, артикулярно-акустической, дисграфии на почве несформированности фонематического анализа и синтеза слов, оптической, аграмматической. Поэтому нами планируется работа по обогащению и совершенствованию комплекса упражнений, направленных на формирование неречевых и речевых предпосылок письма и предупреждение специфических ошибок при овладении письмом у старших дошкольников с ОНР.

Список литературы

  1. Под. ред. Волковой Л. С. Пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических вузов . 2013 г.
  2. Краснова С. Н., Шешукова Н. Н. Профилактика дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи //Актуальные вопросы современной науки и образования. Материалы международной научно-практической конференции, 2017 .
  3. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития. СПб.: «Детство-Пресс», 2004.
  4. Нищева Н. В. Актуальность выявления и коррекции речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста" , 2014 .