"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки
Шурыгина Полина Александровна – студент магистратуры Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.
Аннотация: В статье сделана попытка систематизации существующих источников правового регулирования финансового контроля в сфере государственных закупок, выделены уровни регулирования и определена их взаимосвязь.
Ключевые слова: Государственные закупки, финансовый контроль, правовое регулирование, источники правового регулирования, система.
Правое регулирование государственного финансового контроля в сфере государственных закупок, с одной стороны, закрепляет и определяет содержание, принципы, цели и методы финансового контроля в сфере государственных закупок, с другой стороны, является условием осуществления государственного финансового контроля в сфере государственных закупок, поскольку государственный финансовый контроль как направление финансовой деятельности государства должен осуществляться в правовой форме.
Козырин А.Н. отмечает, что правовая составляющая системы государственного контроля развивается под влиянием определенных факторов: во-первых, под влиянием формы государственного устройства, во-вторых, под влиянием международных обязательств, вытекающих из международных договоров и соглашений, и, в-третьих, на правовую подсистему оказывает влияние система финансового контроля [1, с. 66-76].
Форма государственного устройства РФ определяет существование трехуровнего законодательства. Нормы международных договоров и соглашений могут оказывать определяющее значение в разработке правовых норм, «поскольку в современных условиях невозможно достичь эффективности финансового контроля, не участвуя в международном сотрудничестве контрольных органов, не следуя рекомендациям различных институтов, координирующих деятельность заинтересованных государств в борьбе с международной преступностью» [1, с. 66-76]. Существующая система государственного финансового контроля определяет круг отношений, которые подложат правовому определению, т. е. определяет объект регулирования.
Источники правового регулирования государственного финансового контроля в сфере государственных закупок можно разделить на уровни:
1 – Конституция РФ [2] устанавливает основы функционирования всей системы финансового контроля. Конституция РФ определяет общеправовые принципы осуществления государственного финансового контроля в сфере государственных закупок: принцип законности, публичности, гласности; определяет основы правового статуса субъектов контроля;
2 – Международные акты. К источникам правового регулирования государственного финансового контроля в сфере государственных закупок относятся межгосударственные и межправительственные договоры и рекомендации международных организаций. В качестве примера международного договора можно привести Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г [3]. Согласно Договору государства-члены определяют цели и принципы регулирования в сфере государственных и муниципальных закупок, среди которых обеспечение наличия уполномоченных регулирующих и контролирующих органов власти государства-члена в сфере закупок, более того, устанавливаются возможные функции контролирующего органа – осуществление контроля, рассмотрение жалоб и обращений, предупреждение и выявление и устранение нарушений, формирование и ведение реестра недобросовестных поставщиков. Из этого следует, что внимание на необходимость осуществления контроля в сфере государственных закупок акцентируется на международном уровне.
3 – Федеральные законы. Основным источником правового регулирования государственного финансового контроля в сфере государственных закупок является Закон о контрактной системе [4]. Закон определяет систему финансового контроля в сфере государственных закупок: устанавливает принципы, определяет статус субъектов и объектов финансового контроля, виды, формы и методы финансового контроля, пределы и основания осуществления контроля и пр.
Бюджетный кодекс РФ [5] устанавливает систему государственного финансового контроля, определяя субъекты и объекты контроля, его виды, формы и методы. По мнению Ялбулганова, на сегодняшний день БК РФ является системообразующим актом государственного финансового контроля [6, с. 10-16]. КоАП РФ [7] и УК РФ [8] устанавливают соответственно административную и уголовную ответственность на нарушение законодательства о контрактной системе.
4 – Подзаконные нормативные акты. Регулирование государственного финансового контроля в сфере государственных закупов осуществляется через разветвленную систему подзаконных актов, которые можно условно разделит на две группы: на акты, содержащие материальные нормы, определяющие статику государственного финансового контроля – акты, определяющие правовой статус субъектов контроля, например, Постановление Правительства «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» [9], Положение об Антимонопольной службе России [10], о Федеральном казначействе [11] и пр. К второй группе можно отнести акты, содержащие процессуальные нормы, определяющие динамику государственного финансового контроля, например, Постановление Правительства «О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере» [12], «Об утверждении правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд» [13] и тд.
5 – Регламенты, стандарты субъектов контроля. Субъекты контроля определяют правила, в соответствии с которыми они осуществляют контрольную деятельность. Например, Счетной палатой РФ разработан и принят «СГА 302. Стандарт внешнего государственного аудита (контроля). Аудит в сфере закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых объектами аудита (контроля)» [14].
На уровне субъектов РФ отдельные нормы, регулирующие порядок осуществление государственного финансового контроля в сфере государственных закупок могут содержаться в Конституциях (Уставах) субъектов РФ, актах органов власти субъектов РФ.
Условием эффективного функционирования системы государственного финансового контроля в сфере государственных закупок является целостность правового регулирования, согласованность и непротиворечивость норм, последовательность и преемственность, прозрачность и точность формулировок, наличие правил взаимодействия субъектов финансового контроля и пр. Желательно, чтобы регулирование государственного финансового контроля в сфере государственных закупок основывалось на доктринальных положениях.
Однако исследователи отмечают, что срочность в реформировании законодательства о финансовом контроле привела к тому, что «в жертву были принесены методологическая и терминологическая стройность системы государственного финансового контроля, складывавшаяся в доктрине столетиями, а в законодательстве постепенно упорядочивалась в последние два десятилетия» [6, с. 10-16]. Принимая во внимание постоянный процесс реформирования законодательства, можно сказать, что правовая база государственного финансового контроля находится в стадии формирования.
Список литературы