gototopgototop

"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки

Перспективы развития системы государственного контроля в Российской Федерации

Шахманов Солтан Солтанович – магистрант Высшей школы государственного аудита (факультета) Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Научный руководитель Баркова Ольга Николаевна – кандидат историчеких наук, доцент Высшей школы государственного аудита (факультета) Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Аннотация: В предлагаемой статье рассматриваются вопросы развития законодательства о государственном контроле (надзоре) с целью выявления положительных тенденций развития в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации, а также проблемных аспектов, требующих доработки и совершенствования для лучшего функционирования системы государственного контроля в целом.

Ключевые слова: Контроль, государственный контроль, контрольно-надзорные полномочия, контрольная деятельность государства, реформа контрольно-надзорной деятельности.

Во всех государствах в мире в том или ином виде создана система государственного контроля, представленная совокупностью разных государственных органов, в компетенции которых находится осуществление контроля и надзора в большинстве сфер жизнедеятельности общества.

С учетом современного тренда развития государственной контрольной деятельности, следует отметить, что роль контроля в жизни государства и общества постоянно повышается. Это связано прежде всего с необходимостью улучшения качества и повышения эффективности государственного управления, что, в последствии, должно привести к повышению качества жизни общества.

Ключевым направлением систематизации многочисленных и разнородных процессов в сфере государственного контроля стала попытка унификации процедур проведения контрольных и надзорных мероприятий посредством принятия федерального закона [10].

Базовым нормативным правовым актом в области государственного и муниципального контроля стал Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ [1] (далее - Закон № 294-ФЗ).

Вступление в силу Закона № 294-ФЗ и принятых в его исполнение ряда нормативно-правовых актов является знаковым событием. А значение начавшихся процессов систематизации контрольно-надзорной сферы и Закона № 294-ФЗ сложно переоценить.

Закон № 294-ФЗ регулирует:

  • организацию и проведение проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, которые уполномочены на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
  • взаимодействие органов, осуществляющих государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, в процессе организации и проведения проверок;
  • права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок;
  • права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

Закон № 294-ФЗ определяет три вида контроля (надзора): федеральный государственный контроль (надзор), региональный государственный контроль (надзор), муниципальный контроль.

Следует отметить, что унификации процедуры государственного контроля (надзора) посредством принятия Закона № 294-ФЗ достичь не удалось [11, c. 489]. Из сферы его действия исключены некоторые виды государственного контроля (надзора), такие как, при проведении оперативно-розыскных мероприятий, при производстве дознания, при проведении предварительного следствия; при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора)); при производстве по делам о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации; при расследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий и др.

Государственный контроль, являясь видом государственно-управленческой деятельности, имеет универсальный характер, то есть распространяет свое действие на все сферы общественной жизни. Одновременно с этим в каждой из этих сфер он имеет специфику, накладывающую свою специфику на работу контрольных органов. При осуществлении правового регулирования государственного контроля законодателем принимается принципиальное решение: распространять ли на определенную сферу действие Закона № 294-ФЗ или создавать собственное отраслевое правовое регулирование контрольной деятельности. Так, например, применительно к Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ законодателем было принято решение об использовании Закона № 294-ФЗ с дополнениями, которыми учитывается отраслевая специфика.

Закон № 294-ФЗ посвящен укреплению правовой позиции представителей отечественной бизнес-среды в рамках общения с государственными органами при проведении контрольных (надзорных) мероприятий. Безусловным преимуществом Закон № 294-ФЗ является установление ряда важных принципов, в том числе презумпция добросовестности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, наличие в открытом доступе нормативных правовых актов, соблюдение которых требуется для прохождения субъектом государственного контроля (надзора), запрет на проведение в отношении одной организации или индивидуального предпринимателя контролирующими органами проверок по части исполнения одних и тех же обязательных требований. Таким образом, принятие Закон № 294-ФЗ является серьезной вехой в деле защиты прав организаций и предпринимателей [7, c. 28-34].

Однако, наряду с продуманными, обоснованными и революционными, по сути, нормами Закон № 294-ФЗ содержит и несколько пробелов, неточностей, некоторые положения разработанного корпуса законодательства дискуссионны и сохраняют «лазейки» для нарушения прав предпринимателей, с огромными сложностями сталкивается исполнение заложенных норм на практике.

Следует признать, что Законом № 294-ФЗ фактически не достигаются поставленные перед ним цели и задачи, связанные с ограничением необоснованных проверок и обеспечением при их проведении прав и законных интересов юрлиц и индивидуальных предпринимателей. Это обусловлено как несовершенством предусмотренных в нем правовых механизмов и вытекающих из этого пробелов, так и тем, что Законом № 294-ФЗ не регулируется большое количество видов государственного контроля и надзора, которые, в свою очередь, регулируются отдельными федеральными законами и подзаконными нормативными правовыми актами.

За время своего действия Закон № 294-ФЗ многократно подвергался изменениям. Многочисленные изменения, вносимые в Закон № 294-ФЗ, оказали негативное влияние на целостность, последовательность и логичность нормативно-правового регулирования контрольно-надзорной деятельности. Возникло противоречие многих новелл с общими принципами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

В связи с этим руководством страны было принято решение о необходимости проведения реформы сферы контрольно-надзорной деятельности.

В декабре 2014 г. В.В. Путиным был сделан акцент на приоритетности совершенствования контрольно-надзорной деятельности. Направления совершенствования связаны с:

  1. повышением открытости и улучшением информационного взаимодействия государственных органов при проведении проверок;
  2. установлением моратория на плановые проверки субъектов малого бизнеса;
  3. введением риск-ориентированной модели контрольной деятельности [8, c. 14].

Работы в данных направлениях ведутся согласно поручениям Президента РФ [2].

Совершенствование принципов государственного контроля (надзора) находится в зависимости от идеального образа системы государственного контроля (надзора) [9, c. 54], закрепленного в Концепции проекта Федерального закона «О государственном и муниципальном контроле (надзоре) в Российской Федерации», и Концепции повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления на 2014 - 2018 гг. [5] Указанные Концепции существенно изменили направление развития системы государственного контроля (надзора). На их основе определены новые приоритеты, связанные со сменой идеологии в системе государственного контроля (надзора). Новая модель будет построена посредством масштабного реформирования контрольно-надзорной деятельности, реализуемого в виде приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» [4], приоритеты которой обозначены в виде внедрения системы комплексной профилактики, внедрения риск-ориентированного подхода, внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности.

Одной из важнейших задач реформы стала разработка нового Федерального закона о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле.

В законопроекте закрепляются новые правовые и организационные основы системы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в Российской Федерации, определяются общие принципы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля и защиты прав граждан и организаций [12].

Нововведения законопроекта состоят в:

  • разработке закрытого перечня видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, не подлежащего расширительному толкованию;
  • внедрении в контрольно-надзорную сферу риск-ориентированного подхода.

Однако закон до сих пор не принят, что свидетельствует о трудности поставленной задачи и отсутствии единого подхода к ее решению.

Список литературы

  1. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6249.
  2. Поручение Президента РФ «О разработке Концепции повышения результативности и оптимизации контрольно-надзорной деятельности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях» от 26.06.2013 № Пр-1391 // СПС КонсультантПлюс.
  3. Поручение Президента РФ «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном, региональном и муниципальном контроле» от 04.01.2015 № Пр-13 // СПС КонсультантПлюс.
  4. Паспорт приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» (приложение к протоколу президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 21 декабря 2016 г. № 12) (ред. от 30.05.2017) // СПС КонсультантПлюс.
  5. Концепция повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления на 2014 - 2018 гг., утв. Председателем Правительства Российской Федерации 19 июня 2014 г. N 3853п-П16 // СПС КонсультантПлюс.
  6. Проект Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» № 332053-7 (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 21.02.2018) // СПС КонсультантПлюс.
  7. Браташова Ю.А. Проблемы совершенствования системы государственного контроля в современных условиях // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2018. - № 11. - С. 28 - 34.
  8. Зубарев С.М. О современном этапе реформы надзорной деятельности в Российской Федерации // Вестник Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА). - 2018. - № 1. - С. 14.
  9. Никонова Ю.Ш. Процессуальная форма государственного контроля (надзора) // Арбитражный и гражданский процесс. - 2018. - № 10. - С. 52 - 59.
  10. Плаксин С.М., Ковтун Е.В., Кнутов А.В., Чаплинский А.В., Кукса Т.Л., Иванова О.С., Жулин А.Б. О состоянии системы государственного контроля в Российской Федерации. Аналитический доклад - 2010 // СПС КонсультантПлюс, 2010.
  11. Трофимчук Н.В. Некоторые проблемы института контроля (надзора) предпринимательской деятельности по законодательству Российской Федерации // Административное и муниципальное право. - 2016. - № 6. - С. 488 - 492.
  12. Пояснительная записка «К проекту федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Отправить статью

...

Форма оплаты

Номер статьи, присвоенный редакцией
Количество страниц в статье
Количество экземпляров журнала
Доставка: РФСНГ
Скидка (%)
Заказать свидетельство о публикации
1. Стоимость публикации каждой страницы статьи составляет 200 рублей.
2. Стоимость каждого экземпляра журнала, включая его изготовление и доставку, составляет 300 рублей для России и 600 рублей для стран СНГ.
3. Стоимость печатного свидетельства о публикации составляет 100 рублей

Реквизиты для оплаты через банк