"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки
Селиванова Татьяна Эдуардовна – студентка Юридического факультета Забайкальского государственного университета.
Аннотация: Некоторые проблемные вопросы, связанные с применением к несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым мер уголовно-процессуального пресечения, в настоящее время стоят достаточно остро и требуют особого внимания, тогда как ювенальная юстиция в нашей стране до сих пор не развита.
Ключевые слова: Применение меры пресечения, заключение под стражу в отношении несовершеннолетнего, исключительность случаев, защита несовершеннолетних.
Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних определено специальной главой 50, раздела 16 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) [1].
Международные правовые акты, затрагивающие вопросы применения меры пресечения в отношении несовершеннолетних, достаточно гуманны. Например, положение о том, что содержание под стражей несовершеннолетних до суда применяется только в качестве крайней меры и в течение кратчайшего периода времени, содержится в Пекинских правилах и в Конвенции о правах ребенка.
Согласно ч. 2 ст. 108 и ст. 423 УПК РФ заключение под стражу в качестве меры пресечения может применяться к несовершеннолетнему лишь в случае совершения им тяжких и особо тяжких преступлений, а также в исключительных случаях - при подозрении несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления средней тяжести. И что в данном случае понимается под исключительными случаями остается неясным. Такая исключительность случаев ничем не ограничена и дается на усмотрение следователя, позволяет следователю принимать решение о необходимости обращения в суд с ходатайством об аресте исходя из понимания исключительности, которая основана на личном опыте [2, c. 28-29]]. Пункт 11 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 41 «О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога»[3] указывает на следующее: «… Исходя из конкретных обстоятельств дела, тяжести преступления и с учетом данных о личности несовершеннолетнего, об условиях его жизни и воспитания, а также об отношениях с родителями судье на основании статьи 105 УПК РФ надлежит обсуждать возможность применения такой меры пресечения, как присмотр за несовершеннолетним родителей, опекунов, попечителей или других заслуживающих доверия лиц, а за несовершеннолетним, находящимся в специализированном детском учреждении, - присмотр должностных лиц этого учреждения».
Применение меры пресечения в виде заключения под стражу, разрешено в отношении несовершеннолетнего лица, имеющего также статус подозреваемого. Подозрение означает недостаточность доказательств для привлечения лица в качестве обвиняемого. Суд при разрешения вопроса об избрании меры пресечения несовершеннолетнему должен в полной мере рассмотреть все имеющиеся обстоятельства по делу, подтверждающие причастность к совершению преступления несовершеннолетнего лица, не касаясь при этом вопросов установления его вины. В данном случае представляется то, что возможность задержания несовершеннолетнего, имеющего статус подозреваемого, не соответствует принципу усиления правовой защиты данного участника процесса.
Также недостатком уголовно-процессуального законодательства в производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних является ограниченное участие педагога (психолога). Участие педагога является важной дополнительной гарантией прав и интересов несовершеннолетних при производстве по уголовным делам. Вопрос о нормативном расширении перечня следственных действий, в которых целесообразно и необходимо участие педагога (психолога), в том числе и при рассмотрении вопроса о применении меры пресечения несовершеннолетнему, заслуживает пристального внимания со стороны законодателя.
Список литературы