"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки

Психолого-педагогические проблемы образования в инклюзивной среде в Казахстане

Нурмаганбетова Раугаш Канатбековна – аспирант Кыргызского государственного университета имени И.Арабаева.

Аннотация: В статье представлены психолого-педагогические проблемы образования в инклюзивной среде в Казахстане. Под инклюзией понимается социальная концепция, представляющая собой новый тип образования. Учитывая особенности моральных и нравственных качеств казахского народа, которому свойственно проявление заботливого отношения ко всем уязвимым слоям населения: выделена специфика учебно-воспитательного процесса, который должен выстраиваться, основываясь на психофизических возможностях ребенка с особыми нуждами. Отчетливо отражены высокогуманные и духовно богатые национальные качества казахского народа.

Ключевые слова: Психолого-педагогические проблемы,  образование в инклюзивной среде, инклюзия, социальная концепция, моральные и нравственные качества, специфика учебно-воспитательного процесса, психофизические возможности, национальный характер.

На текущий момент, в Республике Казахстан отмечается активное развитие образования в инклюзивной среде, создаются благоприятные условия, позволяющие обеспечить полноценное развитие всех граждан, не зависимо от их физических, интеллектуальных, социальных и других особенностей. Как писал философ Казахстана Н. Джандильдин «каждая культура создается на определенном национальном языке, развивается на определенной национальной почве и питается ее соками. В ней запечатлеваются борьба и труд, нравы и обычаи, природный ум и мудрость народа, который является ее творцом» [1].

И, действительно, в качествах и свойствах народа отражается сущностная сторона национальной культуры, их дифференциация выражается в проявлении особого склада характера, действиях и в специфике их психологии. По нашему мнению, если основываться на данной точке зрения, то при изучении вопросов развития идеи образования в инклюзивной среде следует отталкиваться от исторических сведениях и национальных особенностях казахского народа. Как нам видится, рассуждения о вариантах развития образования в инклюзивной среде Республики Казахстана следует проводить, основываясь на определенных условиях.

Президент страны Н.А. Назарбаев в свое время уделял особое внимание инклюзии, и не раз отмечал, что «Нам следует вглядеться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего». Поэтому идет изучение, проводится анализ исторических данных Казахстана, имеющих и характеризирующих отношения, проявлемые к лицам с ограниченными возможностями в развитии. Интересно, актуально и неординарно мнение Досмухамеда Кшибекова, академика НАН РК, доктора философских наук, который в своем труде «Ментальная природа казахов» выдвигает свое теоретическое предположение относительно глубокой древности истории культуры кочевников. Автор посвящает отдельную главу духовному миру кочевника казаха, в которой раскрывает понятие духовности, как особого внутреннего мира человека, охватывающего область веры, нравственности и красоты. Духовная культура народа отражается в его гуманности, добропорядочности, благородстве, щедрости и в умении восхищаться красотой, отвергать пошлость, безнравственность, низменность. Отличительные особенности характера, свойственных казахам, заключаются в способностях отражать объективный мир и, как отмечает Д.К. Кшибеков «у казахов нравственная культура на уровне обычного сознания поднята на недосягаемую высоту» [2].

Все это дает право считать, что народу, с перечисленными высокоморальными и нравственными качествами, характерно проявление заботы к уязвимым слоям населения, т.е., можно говорить о том, что в национальный характер казахского народа входят черты высокогуманности, проявляются признаки духовного богатства.

На текущий момент в Казахстане зарегистрировано более 149.000 детей, имеющих ограниченные возможности. Действующая система специального образования в РК (специальные детские сады, специальные классы, специальные школы и т.п.), не способна охватить всех детей с ограниченными возможностями.

При этом, в Казахстане существует проблема территориальной удаленности населенных пунктов при немногочисленности их населения и наличии на данных территориях детей с ограниченными возможностями, нуждающихся в обучении. Следовательно, остро встает проблема развития системы инклюзивного образования. Термин «инклюзивное образование» знаком нам с конца XX века, для нашей страны это понятие во многом является новым, и концепция инклюзивного образования вызывает сомнения и опасения.

Научно-теоретически обоснованная следуетсть и возможность скорейшего внедрения инклюзивного образования в реальную жизнь на практике еще имеет много проблем и трудностей.

Школ, выбравшие путь инклюзивной практики обучения, должны четко знать, что может быть конкретной причиной возникновения проблем в обучении того или иного ученика с особыми образовательными потребностями.

По-нашему мнению существуют психолого-педагогические трудности и проблемы инклюзивного образования, которые заключаются в следующем:

Становится очевидным, что обозначенные психолого-педагогические проблемы влияют на технологию внедрения и реализацию инклюзивных процессов и на конечный результат.

Также следует учитывать существующую проблему профессиональных установок среди учителей общего образования, а также негибкую систему оценки достижений учащихся, и как показывает практика, несовершенство существующей нормативно-правовой базы и т.д. [3].

Полагаем, у школ есть возможности преодолеть многие проблемы самостоятельно, если будет достигнуто понимание того, что недостаток материальных ресурсов не является основным и единственным барьером на пути развития образовательной инклюзии. Для устранения проблемы на пути развития инклюзивного образования, следует:

Для школ, на базе которых реализовывается инклюзивная практика, следует устранить проблемы психолого-педагогического характера. С одной стороны, большинство представителей педагогической общественности общеобразовательных школ психологически не готовы к данному процессу. С другой стороны, родители, что вполне понятно, делают все возможное, чтобы их дети могли получать образование в общеобразовательных школах. При этом, каждая из сторон представляет объективно обоснованные аргументы «за» и «против», а находящемуся между ними ребенку хочется быть, как все и рядом со всеми.

Для того, чтобы школа была готова принять эту систему, следует начать подготовку кадров педагогов по специальной педагогике и психологии. У педагогов должны быть соответствующие знания в отношении медико-психологических особенностях детей, требующих нестандартного подхода к обучению.

Довольно часто, учителя школ, в замешательстве оттого, что им нужно будет учить ребенка даже, если у него присутствуют незначительные нарушения в развитии, поведении и признаются, что не знают, как организовать его обучение, и, вообще, «что с ним делать?». Появляющиеся сомнения и опасения учителей вполне оправданы. Безусловно, осуществление совместного обучения - не позволит решить все проблемы, что подтверждается мнением и западных специалистов, которые имеют большой опыт инклюзии.

При этом, признавая инклюзивное образование одним из магистральных направлений системы специального образования на текущий момент, необходимо рассматривать данный подход с точки зрения одного из  возможных вариантов, который будет сосуществовать с иными подходами к образованию детей с ОВЗ, конкретно с практикой их обучения и воспитания в условиях специальной (коррекционной) организации образования. Неоспоримым является то, что на текущий момент наиболее качественную коррекционно-педагогическую помощь дети с ОВЗ можно получить в специальных образовательных учреждениях. Крайне необходимо их не только сохранить, следует также на их базе открыть центры сопровождения, которые оказывают помощь детям, интегрированным в массовую школу и педагогам, которые осуществляют их педагогическую поддержку [4].

В условиях инклюзии проблема качества системы в образовании детей с ОВЗ возможно решать в зависимости от того, какой подход лежит в основе интеграции.

На текущий момент, основной задачей в сфере образования Казахстана является предоставление качественных образовательных услуг и подготовка высококвалифицированных кадров.

Это особенно актуально при обучении детей с особыми образовательными потребностями, учитывая тот факт, что от качественного оказания специфичных образовательных услуг зависит дальнейшая социализация детей в обществе.

Обычно, включение детей с ограниченными возможностями в учебный процесс общеобразовательных школ происходит стихийно, вынужденно и имеет свои проблемы и особенности:

Некоторое время назад, в Казахстане идея инклюзивного образования не имела широкого развития, что объяснялось тремя причинами:

С целью решения перечисленных проблем создается группа психолого-педагогического сопровождения, деятельность работы которой направлена, изначально, на изучение специфики развития конкретного учащегося, учитываются его образовательные потребности, составляется индивидуальная образовательная программа и программа сопровождения, которая заносится в индивидуальную карту психолого-педагогического сопровождения развития учащегося [5].

Крайне важно, чтобы инклюзивное образование работало, в первую очередь, в интересах ребенка, основываясь на его психических, социальных возможностях и особенностях. Таким образом, данное образование должно иметь эксклюзивность, выражаемая как по форме и по методу: где бы соблюдался принцип «индивидуально здесь и сейчас для каждого ребенка».

На протяжении всего процесса обучения группа сопровождения проводит работу по подбору адекватных методов и приемов обучения, осуществляют адаптацию учебных программ общеобразовательных учреждений для учащихся с ОВР, основываясь на состоянии ребенка и оценке процесса его развития. Отметим, что группы сопровождения имеется возможность выступить инициатором по внесению изменений в учебную программу.

Безусловно, в системе решения психолого-педагогических проблем одной из важных форм является работа с родителями.

Родители, имеющих детей с ОВЗ, остерегаясь конфликтов с учителями, насмешек от одноклассников, а также возможного проявления неадекватной реакции окружающих, кроме того, неприспособленности помещений и учебного процесса к потребностям их детей, обычно, стараются не отдавать детей в обычную школу. Перед психологами стоит задача дать практические знания и умения родителям, которые могут им понадобиться при воспитания детей с ОВР в семье.

Работа с каждой семьей должна проводиться в индивидуальном порядке. С обязательным учетом индивидуального подхода к обучающемуся, имеющего ОВЗ создается комфортный психико-эмоциональный режим обучения, способствующий сотрудничеству (к примеру, «ученик – учитель» или «ученик – ученик»). Создаются и разрабатываются этапы индивидуальной работы: осуществляется сбор информации о ребенке; проводится анализ полученных данных; составляется индивидуальный план работы с ребенком.

В завершении отметим - говоря об инклюзивном образовании, следует понимать, что помимо создания технических условий для беспрепятственного доступа детей с ОВР в общеобразовательные учреждения, необходимо понимание специфики, а также разработка учебно-воспитательного процесса, который должен осуществляться, основываясь на психофизических возможностях ребенка, требующего особого подхода в обучении.

Список литературы

  1. Джандильдин Н. Природа национальной психологии. – Алма–Ата: Казахстан, 1971.
  2. Кшибеков Д.К. Ментальная природа казахов. - Алматы: НИЦ «Гылым», 2005.
  3. Психолого-педагогические аспекты образования детей с отклонением в развитии. М.2011.
  4. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы. - М.: МГППУ, 2012.
  5. Сулейменова Р.А. Методологические подходы к развитию инклюзивного образования в Республике Казахстан. //Открытая школа. 2012. - №7.
  6. Сартбекова Н.К. Инновационные подходы в преподавании английского языка// ISSN 1694-7762. Жаӊылыктар-Вести- News. Научный информационный журнал «Наука и инновационные технологии» №4/2018 (4).с.18-20. Бишкек.