"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки

Нравственное воспитание как целенаправленный процесс воспитания в младшем школьном возрасте

Сулайманкулова Жамила Калыбаевна – кандидат педагогических наук, и.о. доцента кафедры Педагогики и психологии Бишкекского гуманитарного университета им. К. Карасаева.

Аннотация: В статье говорится о специфике нравственного воспитания, являющегося неотъемлемым компонентом учебного процесса. Проводится мысль о целенаправленности процесса нравственного воспитания, предстающего в качестве системно организованной целостности, элементами которой выступают содержание, формы, методы и приемы педагогических действий. Доказывается, что нравственные знания обладают равной значимостью со знаниями дидактическими.

Ключевые слова: Мораль, норма, правила поведения, мотив, деятельность, общество.

На наш взгляд, наибольший вклад в воспитание подрастающего поколения из числа учреждений системы образования вносит школа. При этом стоит заметить, что каждый отдельно взятый этап обучения ребенка характеризуется своими, специфическими особенностями воспитания.

В процессе воспитания младших школьников упор делается, в первую очередь, на нравственное воспитание. Это выражается в усвоении детьми базовых стандартов нравственности, в практическом применении данных социально-этических установок в различных аспектах межчеловеческого взаимодействия. Нравственное воспитание состоит из формирования в детях вкуса к определенным видам деятельности, в приобщении подрастающего поколения к искусству, науке, ремеслу, спорту.

Основополагающим принципом воспитания в школе, как нам видится, является принцип единства сознания и деятельности. Отмеченное положение означает, что при формировании и развитии устойчивых личностных качеств участие самой личности является необходимым. Не менее важным принципом воспитания в школе считаем принцип коллективизма, то есть погруженности объекта воспитания в сферу социальных коммуникаций, посредством чего достигается формирование морально-поведенческих качеств.

Учебный процесс активно взаимодействует с процессом нравственного воспитания. Образовательные стандарты современной школы, предлагающие увеличенную как по массивности, так и по структурной организованности учебную программу, подталкивают к возрастанию роли учебного процесса в нравственном воспитании.

Считаем необходимым отметить, что содержательная сторона понятийно-категориального аппарата этики основывается на научных знаниях, усвоение которых осуществляется учащимися посредством освоения учебных дисциплин.

Сами знания учащихся в морально-этической области имеют такое же значение для общего развития школьников, как и знания, умения и навыки, полученные в ходе усвоения конкретных учебных предметов.

Термин «мораль», переводимый с латинского как «нравы», означает совокупность устоявшихся и принятых в социуме норм (регуляторов общественного поведения), принципов, правил поведения, а также само поведение людей, выраженное в мотивации поступков, результатах деятельности, чувствах, суждениях, иных состояниях психики, служащих основой для коммуникации как с отдельным индивидом, так и с целыми социальными группами (стратами, этносами, общностями, социумом в целом).

В этике прилагательное «нравственный» выступает противоположностью материально-предметному, плотскому, бездуховному; синонимом слова «нравственный» являются слова «духовный» и «душевный». Нравственное бытие человека приоритетнее бытия вещественного. Добродетельный, согласный с совестью, с внутренними убеждениями, с укоренившимися представлениями о чести и достоинстве человек –

это нравственная личность – чистая и безукоризненная. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, высокоморальный, говорящий о приверженности индивидуума самым высоким этическим стандартам.

Понимание нравственности в научной и общественной среде с течением времени претерпело трансформацию. В Толковом словаре русского языка под редакцией С. И. Ожегова предлагается следующая трактовка нравственности: «Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [3, С. 223].

Выдающийся советский педагог и писатель В. А. Сухомлинский писал о необходимости нравственного воспитания детей, о приобщении ребенка в способности чувствовать иных людей. Он считал, что основными периодами формирования нравственного убеждения детей являются этапы детства и отрочества, в течение которых добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии образности и наглядности, благодаря чему происходит легкое усвоение морального смысла происходящих с ним явлений.

Формирование морального облика протекает в ходе всевозможных форм проявления специфической активности детей, в частности, в процессах игры и обучения, в тех разнообразных отношениях, в которые дети вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми младшего возраста, а также со взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание должно рассматривать в русле системного подхода, представляющего процесс образования как единую целенаправленную деятельность, состоящую из нескольких тесно взаимосвязанных элементов – содержания, форм, методов, приемов педагогических действий.

В формировании личности младшего школьника, с точки зрения видного советского психолога С. Л. Рубинштейна, особое место занимает развитие и совершенствование нравственных качеств, служащих дальнейшим фундаментом поведения. В младшем школьном возрасте ребенок не только познает сущность нравственных категорий, раскрывает их взаимосвязь с дефинициями иных отраслей знания, но и учится понимать значение тех или иных понятий на примере поступков окружающих людей и, что самое важное, на примере собственных поступков [2].

Мы считаем, что практически любая деятельность опосредована нравственными аспектами, в особенности это относится к учебной деятельности, одним из направлений которой является осуществление воспитания. В школьном возрасте моральные нормы оказывают существенное влияние на развитие обучающихся, детерминируют становлений множества новых мыслительных конструкций.

В процессе воспитания формируются не только умственные способности, но и навыки в сфере нравственности. Регламентированный характер учебной деятельности, обязательное систематическое выполнение младшим школьником учебных заданий определяют возникновение у обучающегося нравственных знаний, специфических для учебной деятельности морально-этических конструкций.

Учебная деятельность, будучи ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте, обеспечивает усвоение знаний в определенной системе, создает возможности для овладения учащимися знаниями, умениями и навыками решения различных интеллектуальных и нравственных задач. Учителю принадлежит приоритетная роль в воспитании и обучении школьников, в подготовке их к жизни и общественному труду. Учитель должен выступать для учащихся нравственным ориентиром, авторитетом и образцом преданного отношения к труду. Проблемы нравственного воспитания школьников на сегодняшнем этапе развития отечественного социума представляются особо актуальными. Специфическими особенностями процесса нравственного воспитания, как нам видится, являются характеристики длительности, непрерывности, отдаленности результатов от действий.

Кроме того, существенным признаком процесса нравственного воспитания является его поэтапное распространение: решение воспитательных задач начинается с наименьшего уровня и в дальнейшем проходит путем поэтапного усложнения. Для достижения целей используются все более совершенные виды деятельности. Принцип поэтапного распространения осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся.

Процесс нравственного воспитания обладает динамизмом и творчеством: учителя имеют возможность постоянно корректировать нравственное воспитание.

Все факторы, обусловливающие нравственное становление и развитие личности школьника, исследователь И.С. Марьенко разделяет на три группы: 1) природные (биологические) – являющиеся естественными, присущими человеку от рождения; 2) социальные – связанные с процессом усвоения индивидом социальных норм и правил поведения в обществе; 3) педагогические – обусловленные деятельность работников педагогической сферы (воспитателей, педагогов-психологов, педагогов).

Во взаимодействии со средой и направленными воздействиями обучающийся проходит социализацию, приобретает необходимые навыки нравственного поведения. На нравственное формирование личности оказывают влияние разнообразные социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические факторы, направленные на выработку определенного рода социальных взаимодействий.

В исследовании В.И. Новиковой выделяются следующие компоненты нравственного воспитания: 1) нравственные знания; 2) нравственное отношения; 3) нравственное переживания; 4) нравственные интенции; 5) нравственно-волевые устремления; 6) нравственные чувства; 7) нравственное целеполагание в выборе целей и средств; 8) нравственные оценки; 9) нравственные ценности; 10) нравственные мотивы действий; 11) нравственные поступки; 12) морально-этическое сознание; 13) желание самосовершенствования. [4].

В заключение заметим, что по результатам теоретического анализа проблемы нравственного воспитания обучающихся мы пришли к выводу о наличии в научном дискурсе довольно работоспособных подходов к вопросу нравственного воспитания, которые допустимо использовать при организации нравственного воспитания школьников.

Список литературы

  1. Макаренко И.С. «Нравственное становление и развитие личности школьника».М.1978г.
  2. С.Л. Рубинштейн «Формирование личности младшего школьника» Вестник 2015. – № 5-4.
  3. С.И. Ожегов. Нравственное воспитание младших школьников как педагогическая проблема // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-4.
  4. В.И. Новикова «Компоненты нравственного воспитания».