gototopgototop

"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки

Значение духовных ценностей и Русской православной церкви в государственном строительстве на примере создания Русского централизованного государства

Васильев Роман Викторович – слушатель Академии управления МВД России; старший оперуполномоченный по особо важным делам ОРЧ собственной безопасности ГУ МВД России по Кемеровской области.

Аннотация: Данная статья посвящена значению нематериальных ценностей политической организации, как факторов среды ее функционирования, их влиянию на процессы формирования организации, на примере создания Русского централизованного государства.

Ключевые слова: Россия, Москва, государство, суверенитет, духовные ценности, традиции, православие, церковь.

С именем Москвы связаны представления миллиардов людей о русской государственности с централизованной независимой властью, основы которой были заложены здесь во второй половине пятнадцатого века одним из выдающихся деятелей нашей истории – великим князем Иваном III. При нем практически завершилось объединение разрозненных удельных княжеств в единое государство, восстановившее свой суверенитет после почти двух с половиной веков зависимости от власти Золотой Орды и ее политических наследников.

В условиях современной геополитической реальности, в основе которой лежит глобальное экономическое пространство и связанная с ним деятельность международных политических и экономических институтов, заинтересованных в демонтаже принципа государственного суверенитета, реальности, в которой стабильность и порядок, основанные на справедливости и праве, отменены, где тотально насаждаются деструктивные ценности, противоречащие общепризнанным нормам нравственности и морали, где хаос и разрушение стали инструментами ликвидации государственных образований и девальвации норм международного права, Россия может противостоять нарастающим внешним вызовам, осуществлять экономическое и социальное развитие только как сильное независимое государство, базирующееся на прочной духовной основе традиционных нравственных ценностей.

Неотъемлемым признаком любого государства является его суверенитет, который выступает обязательным условием его международной правосубъектности. Только суверенное государство может выражать волю своего народа, обеспечивать его интересы, то есть возможность самостоятельно осуществлять как внутреннюю, так и внешнюю политику.

Согласно ч.1 ст. 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

От того, какие ценности, традиции и идеалы будет разделять население государства, какие нормы морали последнее будет санкционировать и культивировать, напрямую зависит его состояние, благополучие и возможность быть полноценным участником международных правоотношений, независимо определять и осуществлять свою политику.

Общество, порабощенное гедонистическими принципами организации жизнедеятельности, декларируемым иллюзорным стремлением к абсолютной свободе, не стесненной никакими нравственными ограничениями, обречено на гибель и становится неспособным к консолидации в целях защиты жизненно важных интересов. Оно не имеет возможности свободно выбирать путь своего развития, не может встать на защиту своего государства, которое должно являться гарантом обеспечения его прав и свобод, а следует в русле, определяемом ему извне, держа курс на ослабление и разрушение как самого государства, так и внутреннего мира его граждан.

Таким образом, духовные ценности, традиции, идеалы, разделяемые населением государства, как политической организации общества, являются важным фактором среды, в которой оно существует, и оказывают прямое воздействие на его деятельность.

На протяжении всей истории русской государственности в основе мировоззренческой культуры ее граждан находилась православная христианская религия, охраняемая Русской православной церковью.

Значение деятельности церкви и ее иерархов в деле объединения русских земель в единое государство и освобождения от татарского владычества трудно переоценить.

Церковь явилась основой, на которой строилось здание Московского государства. Несмотря на политическую разобщенность Русских земель, церковь всегда была единой и неделимой и являлась образцом для политического единства. Духовенство, представляя собой интеллектуальную элиту того времени, лучше других осознавало, что феодальная раздробленность ослабляет силы страны, необходимые для отпора внешним врагам. Идея единодержавия была имманентна христианской традиции, так как, согласно Евангелию, всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. Русская православная церковь, видела возможность для освобождения страны и обретения независимости государства, обеспечения мира и безопасности только при концентрации всей полноты власти в одних руках, поддерживая Московских князей всеми возможными средствами.

В связи с религиозной толерантностью Чингизидов, церковь практически не подвергалась гонениям в период ордынского порабощения. На нее не распространялись обременявшие всю русскую землю подати и повинности в пользу Орды. Данное обстоятельство позволяло князьям прятать свои доходы в церковной казне, которые впоследствии использовались на цели укрепления Москвы.

Москва благодаря своему географическому положению, а также деятельности ее первых князей приобрела статус церковной столицы Руси задолго до того, как она стала столицей государства. Еще в 1299 году высший иерарх русской церкви митрополит Максим покинул разгромленную татарами Киевскую митрополию и уехал во Владимир. Со временем когда-то являвшийся столицей Владимиро-Суздальского княжества, в составе которого появилась и стала активно развиваться Москва, Владимир запустел в результате неоднократного разорения татарами и уже не мог отвечать требованиям местонахождения резиденции главы Русской православной церкви. Митрополит Петр вместе с Иваном Калитой, заложивший в Москве Успенский собор, в конце своей жизни избрал Москву местом своего постоянного пребывания.

Митрополит Алексий практически стоял во главе Московского княжества при сыне Ивана Калиты – Иване Красном, и в период опекунства над сыном последнего - Дмитрием. За свои заслуги перед Русской православной церковью и Москвой он был канонизирован в середине XV века. В результате его деятельности великое княжение окончательно укрепилось за московским княжеским домом. Под руководством митрополита Алексия духовенство Русской православной церкви всегда поддерживало московских князей в борьбе за установление твердого государственного порядка.

Среди сотрудников митрополита Алексия необходимо упомянуть знаменитого основателя Троице-Сергиевой Лавры, самого почитаемого святого Русской земли преподобного Сергия Радонежского, которому митрополит Алексий хотел передать после себя свою кафедру, но святой отказался от власти, руководствуясь смирением.

О преподобном Сергии знали даже в Константинополе. Дмитрий Донской перед Куликовской битвой ездил к нему за благословлением. Согласно преданию он благословил князя и весь русский народ на священную битву за свободу русской земли, предсказав ему победу, и дав двух своих монахов Александра Пересвета и Андрея Ослябю, в последствии павших в бою и ставших символом патриотического служения русского монашества.

По словам Н.И. Костомарова преподобный Сергий получил в глазах великорусского народа значение покровителя, заступника и охранителя государства и церкви.

В рассматриваемый период Литва являлась основным конкурентом Москвы в деле собирания русских земель. Подавляющее большинство населения Великого княжества Литовского составляли славяне, которые исповедовали православие. До момента заключения Кревской унии в 1385 году, русский язык и русская культура являлись доминирующими в Литве. Языческой политической элитой Литвы была заимствованы русская социально-экономическая система. Однако, после заключения унии при сыне Литовского князя Ольгерда Ягайло, который был провозглашен польским королем с именем Владислава II, русское влияние в Литовском княжестве пошло на спад. Конкуренцию русской культуре составило польское влияние, в основе которого находился католицизм. Политическая элита Литвы переориентировалась на польскую культуру и политический строй Польши, с ограниченной властью короля и широкими привилегиями шляхты. Началась активная демографическая и клерикальная экспансия, что вызвало притеснение православного русского населения.

Таким образом, политическая и культурная интеграция Русских земель с Литвой стала невозможной вследствие непреодолимых противоречий, обусловленных польско-католической ориентацией государственной власти и традициями русского православного населения. Данный факт явился прямой причиной присоединения части Русских земель к Московскому государству при Иване III.

Во время «стояния на Угре» в 1480 году русское духовенство в лице своих иерархов, в частности архиепископа Ростовского Вассиана, решительно настаивало на необходимости борьбы с ханом Ахматом. По мнению Р.Г. Скрынникова, в дни отражения орды Ахмата Вассиан претендовал на ту же роль, какую в свое время сыграл преподобный Сергий во время ордынского нашествия Мамая. Архиепископ Вассиан прислал Ивану III красноречивое послание, в котором приводил ему примеры мужества русских князей, в частности Дмитрия Донского, призывая дать отпор неприятелю, выражая готовность взять на себя командование войсками: «Вся кровь христианская падет на тебя за то, что, выдавши христианство, бежишь прочь, бою с татарами не поставивши и не бившись с ними, зачем боишься смерти? Не бессмертный ты человек, смертный: а без рока смерти нет ни человеку, ни птице, ни зверю; дай мне старику, войско в руки, увидишь, уклоню ли я лицо свое перед татарами!»

Несмотря на конфликты Ивана III с церковными иерархами своего времени, его намерений секуляризовать многочисленные церковные земли, необходимые для строительства централизованного государства, ставшие, в частности, предметом дискуссий между Иосифом Волоцким, отстаивавшим монастырское землевладение и заволжскими старцами во главе с Нилом Сорским, поддерживавшими государя, последний не реализовал их, так как неотъемлемой составной частью государственного единства являлось единство конфессиональное, в основе которого лежала исповедуемая народом православная вера.

Политика и религия тесно переплетались. Все важные государственные события, а также решения государя приурочивались к церковным праздникам, к дням святых небесных покровителей. Титулом государя всея Руси, Иван III именовался Божьей милостью.

Русская православная церковь также являлась основным каналом коммуникации в обществе, посредством которого осуществлялось управленческое воздействие, оглашались государственные решения, транслировались ценности, мотивировалась деятельность людей.

Таким образом, ценности русского народа, в основе которых лежала христианская православная вера, поддерживаемая и охраняемая Русской православной церковью, являвшейся основным каналом коммуникации в обществе, наряду с совокупностью других факторов, в числе которых последовательная, стратегически ориентированная на создание единого независимого государства эффективная деятельность Московских князей, увенчанная результатами труда Ивана III, являвшегося истинным архитектором Московского государства, способствовали его образованию.

«Русские историки называют Ивана Великим. Действительно, нельзя не удивляться его уму, сметливости, устойчивости, с какою он умел преследовать избранные цели, его уменью кстати пользоваться благоприятными обстоятельствами и выбирать надлежащие средства для достижения своих целей…Он создал государство…», - писал Н.И. Костомаров

Интересы государства находились у Ивана III на первом месте. Великий государь мыслил стратегически, поставленные им цели выходили далеко за рамки его жизни, окончательно реализовывать которые предстояло его последователям.

Однако, несмотря на все обстоятельства, которыми умело в целях строительства государства пользовался самодержец, он был всего лишь человек, который как сказано в Евангелии, ничего не может принять на себя, если не будет дано ему свыше. Все факторы были предопределены Божественным промыслом о Русской земле, ставшей хранительницей православия, в котором русский народ черпал духовные силы для своих свершений.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12 дек. 1993 г.: ред. от 21 июля 2014г. № 11-ФКЗ // Рос. газ. 1993. 25 дек.; Собр. законодательства Рос. Федерации от 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
  2. Алексеев Ю.Г. Иван Великий. Первый «Государь всея Руси». – Москва: Эксмо: Яуза, 2017.
  3. Алексеев Ю.Г. Освобождение Руси от ордынского ига. Л.,1989.
  4. Алексеев Ю.Г. Под знаменами Москвы. М.,1992.
  5. Базилевич К.В. Внешняя политика Русского централизованного государства. Вторая половина ХV века, М.,1952.
  6. Борисов Н.С. Русская церковь в политической борьбе ХIV-ХV веков. М., 1986.
  7. Борисов Н.С. Иван III. Отец русского самодержавия. – М.: Академический проект, 2017.
  8. Борисов Н.С. Возвышение Москвы – М.: Русскiй Мiръ, 2011.
  9. Дегоев В.В. Российская внешняя политика в доимперский период (Хв. – конец ХVII в). Сборник Русского исторического общества. Том 8 (156). Антинорманизм/ Под ред. Кузьмина А.Г. – М.: «Русская панорама», 2003.
  10. Дьконов М.А. Очерки общественного и государственного строя Древней Руси. Санкт-Петербург, «Наука», 2005.
  11. Зимин А.А. Россия на рубеже XV-XVI столетий (Очерки социально-политической истории). М.,1982.
  12. Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Т.1.М., 1991.
  13. Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории. – М.: ТЕРРА, 1996.
  14. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Полное издание в одном томе. – М.: «Издательство АЛЬФА-КНИГА», 2017.
  15. Платонов С.Ф. Учебник Русской истории. Санкт-Петербург, «Наука», 2001.
  16. Толмачева Р.П. Цивилизация России: зарождение и развитие: Учебное пособие.-М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2016.
  17. Тихомиров М.Н. Русское государство ХV –ХVII веков. М.,1973.
  18. Скрынников Р.Г. Государство и церковь на Руси ХIV-ХVI вв. Новосибирск, 1991.
  19. Скрынников Р.Г. Иван III. М.: АСТ, 2006.
  20. Черепнин Л.В. Образование Русского централизованного государства: Очерки социально-экономической и политической истории. М.,1960.
  21. Яськов Е.Ф. Теория организации: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Менеджемент организации», «Государственное и муниципальное управление». – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Отправить статью

...

Форма оплаты

Номер статьи, присвоенный редакцией
Количество страниц в статье
Количество экземпляров журнала
Доставка: РФСНГ
Скидка (%)
Заказать свидетельство о публикации
1. Стоимость публикации каждой страницы статьи составляет 200 рублей.
2. Стоимость каждого экземпляра журнала, включая его изготовление и доставку, составляет 300 рублей для России и 600 рублей для стран СНГ.
3. Стоимость печатного свидетельства о публикации составляет 100 рублей

Реквизиты для оплаты через банк