"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки

Проблема клипового мышления в современном мире при обучении иностранным языкам

Трутнева Ксения Алексеевна – студент магистратуры Института лингвистического и педагогического образования Национального исследовательского университета Московского института электронной техники.

Аннотация: В статье описывается феномен современности – «клиповое мышление», раскрывается сущность понятия «клиповое мышление», которое характеризуется фрагментарностью информационного потока, алогичностью, полной разнородностью поступающей информации, высокой скоростью переключения между фрагментами информации, отсутствием целостной картины восприятия окружающего мира. В статье говорится о происхождении слова «клиповое», которое берёт свое начало в английском языке. Выделяются принципы формирования клипового мышления у современных людей. В статье автор приводит различные мнения ученых о появившемся в современном российском обществе феномене.

Ключевые слова: Информационные технологии, «Клиповое мышление», современное общество, иностранный язык, фрагментарность.

Автором рассмотрены предпосылки возникновения клипового мышления: в статье указывается, что клиповое мышление в современном мире сформировалось из-за появления информационных технологий и большого количества информации. Особое место оно занимает в процессе обучения современной молодежи в образовательных учреждениях. В данной статье делается акцент на проблемы клипового мышления при обучении иностранными языками, так как какому-то образу слова из родного языка может соответствовать иностранное название. Автор статьи показывает, что при всех достоинства (быстрота реакции, способность к восприятию многозадачной реальности, стремление к новизне, склонность к визуализации информации), клиповое мышление имеет и недостатки. Например, студенты, изучающие иностранный язык и имеющие только клиповое мышление, запоминают информацию только частями и не могут анализировать и воспроизводить целостно ее. Также выделяют и другие недостатки, которые затрудняют усвоение образовательных знаний: трудности в сосредоточении, фрагментарность восприятия информации, ослабление аналитических способностей, снижение коэффициента усвоения знаний, ослабление способности общения в социуме, компьютерную зависимость.

Так как существуют недостатки у клипового мышления, автор статьи предлагает преподавателям применять комплексные способы для преодоления отрицательных качеств. Также автор считает, что в контексте клипового мышления необходимо пересмотреть содержательную составляющую учебного материала, структурировать информацию в виде клипов, видоизменять формат изложения, применять яркие, четкие и наглядные презентации с понятными и образными, запоминающимися формулировками.

В современном обществе постоянно модернизируются информационные технологии, которые распространяются повсеместно и находят своё применение в быту, на производствах, а также в различных образовательных учреждениях. Сегодня информационное пространство способствует результативному взаимодействию людей, даёт возможность обеспечения доступа к мировым ресурсам, а также потребления информационных продуктов и услуг. Подобная информатизация общества трансформирует человеческое мышление. Телевидение, видеоигры, некоторая современная литература, социальные сети и Интернет в целом влияет на формирование и развитие нового особого вида мышления – «клипового». Некоторые исследователи утверждают, что клиповое мышление осуществляет «…сильное давление на перцептивную и когнитивную сферу деятельности нервной системы». [5, с. 92]

Анализируя этимологию слова «клиповое», следует отметить, что оно произошло от английского слова «clip», под которым понимается отрывок (книги), фрагмент (кинофильма). Именно поэтому, упоминая слово «клип», в сознании у людей чаще всего возникают представления о музыке или видео. Клиповое мышление формируется по такому же принципу, как строится музыкальный клип. Имеется в виду, что индивид воспринимает современный мир нецелостно, а как череду слабо связанных между собой фактов, действий и событий, вместо целостного представления. Человек, у которого развито клиповое мышление, весьма часто затрудняется анализировать какую-либо жизненную ситуацию, так как, у него определенные образы в мыслях не задерживаются на длительное время, почти сразу же исчезают и на их место становятся другие. [6] Термин «клиповое мышление» возник в конце 90-х годов XX века, в то время он обозначал особенность человека воспринимать мир посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме видеоклипа. [1] Информация, представленная в виде клипа, является объективной действительностью, и индивид может легко воспринимать и интерпретировать содержание данного клипа так как сам он погружен в эту действительность.

В последнее время большинство ученых говорят, что у молодого поколения меняются ценностные ориентации, а также для них характерно поверхностное изучение и неполный анализ процессов, которые происходят в повседневном окружающем мире. Исследователь О. Г. Вронский говорил, что у молодежи ценности и идеалы формируются исключительно из Интернет-ресурсов и телевизора. По его мнению, ценностная система молодых однообразна, что в свою очередь может повлиять на некорректное формулирование и высказывание своих мыслей. Информационное пространство позволяет человеку усваивать большое количество информации за короткий период времени, это повлекло за собой фрагментарное представление в сознании. Данная возможность сформировалась в образовательной среде именно в качестве «клипового мышления». Применение клипового мышления в обучении позволяет человеку быстро запомнить набор слов, фраз в определенной последовательности на основе образов, которые соответствующие запоминаемой информации. [7] Подобные методы особенно удобны в изучении иностранных языков, где какому-то образу слова из родного языка может соответствовать иностранное название.

В сфере преподавания иностранных языков приход нового поколения, обладающего иным набором качеств, ощущается особенно остро. Психологи Т. В. Горобец и В. В. Ковалев наделяют носителя «клипового» мышления следующими положительными чертами: быстрота реакции, способность к восприятию многозадачной реальности, стремление к новизне, склонность к визуализации информации. К особенностям, затрудняющим процесс усвоения знаний, они относят: трудности в сосредоточении, фрагментарность восприятия информации, ослабление аналитических способностей, снижение коэффициента усвоения знаний, ослабление способности общения в социуме, компьютерную зависимость. [2] При подборе средств обучения иностранному языку педагоги должны опираться на положительные качества и стараться преодолеть или обойти отрицательные, учитывая изменившиеся особенности мышления нового поколения студентов.

Невозможно освоить профессиональный иностранный язык только при помощи методов, ориентированных на носителя «клипового» мышления. Поэтому задача, стоящая перед современными педагогами двойственна по своей сути: во- первых, найти общий язык с новым поколением студентов, опираясь на те способы подачи информации, которые более эффективно способствуют процессу запоминания и усвоения материала, и, основываясь на достигнутом и развивая необходимые для обучения в ВУЗе, но не сформированные на этапе средней общеобразовательной школы способности освоения нового, подвести студентов к восприятию более сложных, абстрактных форм и методов работы.

Конкретные шаги на этом пути предпринимаются в направлении развития способности к более длительному сосредоточению на конкретной задаче, умения обнаруживать внутренние связи явлений и формировать многоаспектную картину, отражающую реальный мир, критически воспринимать и анализировать поступающую информацию, аргументировать и излагать свою точку зрения, вести дискуссии. Выше перечисленные навыки ценны не только с точки зрения будущей профессиональной деятельности, но просто необходимы для изучения иностранного языка, целью которого согласно требованиям ФГОС ВПО и Рабочей программы дисциплины является формирование системных, коммуникативных и аналитических компетенций, непосредственно выражающихся в умении воспринимать и перерабатывать в соответствии с поставленной целью информацию на иностранном языке, полученную из печатных, аудио- и визуальных источников, знании языковых особенностей, характерных для устного и письменного дискурса, для официальной и неофициальной речи, владеть навыками поиска необходимой информации на иностранном языке по специальности, в том числе в электронных средствах информации. [4]

В силу вышесказанного переходный этап от изучения языка для общих целей к языку профессиональной деятельности приобретает исключительную важность, закладывая основы дальнейшего процесса профессионального обучения. Ориентируясь на развитую визуальность и способность к быстрому переключению с одного вида деятельности на другой у современного студента, педагоги подбирают соответствующие его типу мышления методы, которые не являются самоцелью, а только ключом к дальнейшей работе по овладению языковым материалом. Задача преподавателя – постараться восстановить утраченные связи, развить способности и наклонности, необходимые для изучения иностранного языка, опираясь и на предшествующий опыт.

Первичным посылом при начале вводного курса в изучение иностранного языка профессиональной деятельности должно стать обращение к приемам мнемотехники, активно использовавшимися учителями иностранного языка в начальной и средней школе [1]. К таким методам, которые могут без ущерба содержанию использоваться в высшей школе, относятся выделение написанного цветом, размером, нумерацией, метод парных ассоциативных связей, метод ключевых слов, воспроизведение по образцу, параллельные тексты, применение различных игровых ситуаций и ролевых игр и т.д.

Незнание ряда характерных для определенной темы лексем или неправильное их употребление вследствие недостаточной грамотности студентов осложняют процесс обучения, в который следует включить и погружение в профессиональный дискурс на родном языке. Без выполнения задачи параллельного освоения профессиональных пластов лексики невозможно обучение стилистически выдержанному двустороннему переводу. При первичном предъявлении нового лексического материала велика роль ассоциаций и по аналогии, и по контрасту, так как этого требует задача установления прочных связей между зрительным образом и словесным обозначением, привлекаются примеры и из других иностранных языков, не только из русского.

Немаловажными являются и такие приемы, как: шрифтовое или цветовое выделение ключевых слов, создание схем употребления грамматико-синтаксических конструкций, преподнесение материала в систематизированном виде в таблицах. Выработке сосредоточенности внимания способствует устная разминка в виде перевода по цепочке легких сначала и усложняющихся к концу упражнения предложений: с иностранного на русский язык – одним студентом, с русского на иностранный язык перевод того же предложения следующим студентом и далее по цепочке. Что касается развития аналитических способностей, в этом процессе, несомненно, ведущую роль играет умение работы с текстом.

Данный вид работы предполагает подбор небольшого, достаточно лёгкого текста, состоящего в большей степени из изучаемой лексики. Студенту необходимо составить таблицу из двух столбцов, в одном из которых записывается текст на иностранном языке, а в другом размещается его перевод. Часть текста на иностранном языке студенты самостоятельно переводят, используя при этом словарь, выделяют ключевые слова и отвечают на вопросы, задаваемые преподавателем. Затем идет следующее задание, где дается текст на русском языке. Здесь предлагается пересказать и воспроизвести максимально точно изначальный текст на иностранном языке. Данное задание может выполняться как в устной, так и в письменной форме. Такая работа способствует развитию логического мышления личности.

Итак, среди характерных особенностей обучения иностранному языку современного поколения, которому присуще клиповое мышление, выделим увеличение значимости различных упражнений в ежедневной педагогической практике, максимально возможную визуализацию изучаемого материала, частую смену видов работ, направленных на развитие долгосрочной памяти, способности к сосредоточению, аналитических навыков и логического мышления. Большую значимость приобретает умение работать с профессиональным текстом. Реалии XXI века ставят перед преподавателями новые задачи, вынуждают менять традиционные подходы в обучении, которые утрачивают свою эффективность в условиях развития современного общества; а также требуют гибкости и чуткости при взаимодействии с аудиторией и поиска новых способов и методов преподавания иностранного языка и профессионального общения.

Список литературы

  1. Азаренок Н. В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире. // Мат. Всерос. юбилейной науч. конф., посвященной 120- летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна «Психология человека в современном мире». Том 5. Личность и группа в условиях социальных изменений. / Отв. ред. А.Л. Журавлев. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. С. 110-112.
  2. Берулава Г. А. Стиль индивидуальности: теория и практика. – М.: Педагогическое общество России, 2001. С. 74-77.
  3. Вронский О. Г. Научно-инновационная деятельность педагогического вуза: традиции, проблемы, перспективы // Мат. VII Междунар. науч.-практ. конф. / Тульский гос. пед. ун-т им. Л. Н. Толстого, Междунар. академия наук пед. образования. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2012. С. 81-84.
  4. Гиренок Ф. И. Антропологические конфигурации философии // Философия науки. – Вып. 8: Синергетика человекомерной реальности. – М.: ИФ РАН, 2002. С. 415-420.
  5. Горобец Т. Н., Ковалев В. В. «Клиповое мышление» как отражение перцептивных процессов и сенсорной памяти// Мир психологии. – 2015. – № 2. – С.94-100.
  6. Семеновских Т. В. «Клиповое мышление» — феномен современности [Электронный ресурс]. / Оптимальные коммуникации: эпистемический ресурс Академии медиаиндустрии и кафедры теории и практики общественной связности РГГУ. – Режим доступа: http://jarki.ru/wpress/2013/02/18/3208/ (дата обращения: 14.10.2014).
  7. Семеновских Т. В. Психолого-педагогические детерминанты академического мошенничества в исследовательских работах студентов // Интернет-журнал «Науковедение», 2013. №4 (17) [Электронный ресурс]. – М.: Науковедение, 2013. – Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/61pvn413.pdf, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус., англ.

Интересная статья? Поделись ей с другими: