"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки

Дизайн-разработка визуальной айдентики художественной галереи: методические аспекты

Зотова Ксения Владимировна – старший преподаватель Московского педагогического государственного университета.

Аннотация: За последние годы в связи с развитием современной визуальной культуры все больший интерес графических дизайнеров начали вызывать методологические проблемы дизайн-проектирования. В данной статье рассматривается специфика методов разработки визуальной айдентики художественной галереи «Парис». В результате исследования был сделан вывод о том, что методы используемые комерческими предприятиями для продвижения продукции на рынок находят свое применение при создании айдентики объектов культуры.

Ключевые слова: Графический дизайн, метод проектирования, визуальная коммуникация, визуальная айдентика, фирменный стиль.

В современных экономических условиях разработка визуальной айдентики бренда является одним из ведущих направлений графического дизайна. Визуальный брендинг играет неоценимую роль для создания образа торговой марки. С развитием современной визуальной культуры важную роль начинает играть визуальная коммуникация. Востребованными становятся легко узнаваемые образы. Продуманная айдентика привлекает потребителей, предоставляя компании возможность получения прибыли и появления постоянных клиентов. Сегодня разработка и использование собственной визуальной айдентики становится все более популярным атрибутом стратегии развития не только комерческих предприятий, но и таких объектов культуры, как музеи и галереи.

Визуальная айдентика (визуальный брендинг, фирменный стиль) – это визуальное представление бренда [3, С.6].

Визуальная айдентика на сегодняшний день является ключевым звеном для корпоративной коммуникации. В задачи визуального брендинга входит создание индивидуального облика фирмы, способного выделиться среди конкурентов, стать узнаваемым и хорошо запоминаемым. Благодаря продуманному и легко считываемому визуальному облику компании, ее владельцы сокращают количество средств, потраченных на рекламу. Наличие качественно разработанной айдентики, которая легко узнаваема целевой аудиторией бренда, значительно повышается эффективность рекламы.

Цель визуальной айдентики – закрепить в сознании покупателей положительные эмоции, связанные с оценкой качества производимого товара, а так же обеспечить продукцию предприятия и само предприятие особой узнаваемостью.

Айдентика комерческого бренда выполняет следующие функции:

  1. Идентификация. Все составляющие фирменного стиля должны ассоциироваться именно с определенным брендом, при этом они должны быть единообразны на всех рекламных носителях.
  2. Реклама. Наличие визуальной айдентики значительно повышает эффективность проводимой рекламной компании.
  3. Доверие. Потребитель однажды убедившийся в качестве товара, либо услуги, оказываемой фирмой, в дальнейшем склонен оказывать доверие и всей остальной продукции бренда.

Дизайн-проект по созданию фирменного стиля комерческого бренда— длительный и сложный процесс. Можно выделить пять основных этапов:

  1. заполнение технического задания;
  2. изучение конкурентной среды и предпочтений целевой аудитории;
  3. поиск способов решения поставленных задач;
  4. создание предварительных эскизов;
  5. выбор основной идеи, детальная прорисовка;
  6. доработка и утверждение готового варианта.

Далее в нашем исследовании мы рассмотрим каждый из них подробнее на примере разработки визуальной айдентики такого объекта культуры, как художественная галерея (рис. 1). Что позволит нам достоверно убедиться в том, что методика ведения разработки визуального брендинга рыночного проекта полностью применима и эффективна при работе с некоммерческими организациями.

Рисунок 1. Носители фирменного стиля.

Создание качественного фирменного стиля начинается с разработки технического задания. Данный документ содержит результаты выполненных научно-исследовательских и экспериментальных работ, научного прогнозирования, анализа передовых достижений и технического уровня отечественной и зарубежной техники, изучение патентной документации с учетом базовых показателей качества.

Техническое задание в общем случае должно состоять из следующих разделов: наименование и область применения; основанные на разработки (наименование документа); цель и назначение разработки; технические требования; экономические показатели; стадии и этапы разработки.

Следующим этапом работы над визуальной айдентикой художественной галереи «Парис» был сбор и анализ информации. При проектировании фирменного стиля данная стадия имеет фундаментальное значение, так как это базис объективной системы данных, которая, в свою очередь, направлена на удовлетворение критерия органичности будущего фирменного стиля. После сбора доступной маркетинговой информации, полученные данные о заказчике и возможных конкурентах структурированы в техническом задании [2, С.44]. В результате проведенного исследования аналогов художественных галерей были получены данные о состоянии рынка произведений искусства, полученные сведения были структурированы и тщательно проанализированы. Основываясь на данные проведенного исследования произведена разработана концепция будущей айдентики галереи «Парис». Это методологическая основа необходимая для выполнения основных элементов фирменного стиля и его носителей.

Основываясь на том, что галерея «Парис» специализируется на творчестве художников парижской школы, возникла необходимость выявить особенности данного течения. Это направление объединяло много художников того времени со всех уголков мира. Как наиболее ярких и самобытных представителей выбор пал на Амедео Модильяни и Марка Шагала. Сейчас произведения этих художников находятся во многих частных и государственных коллекциях, но в начале века они были новаторами в мире искусства, эту двойственность необходимо отразить в создаваемой айдентике. Так же в проекте должна быть передана атмосфера старого Парижа, в котором творили эти живописцы. Было решено, что пластическое решение проекта должно вызывать ассоциации с улицами этого старинного города. После тщательного анализа архитектуры Парижа, как наиболее узнаваемые были выбраны три строения: Эйфелева башня, Триумфальной Арки на Елисейских Полях и знаменитая базилика Секре-Кёр на Монмартре. Далее силуэты этих построек были упрощены и стилизованны.

На данном этапе разработки необходимо было определить фирменные цвета, которые наилучшим образом соответствовали бы выбранной тематике. Было принято решение использовать цвета, которые наиболее характерны творчеству выбранных художников. В работах Амадео Модильяни таким цветом является охра, в работах Марка Шагала преобладает синяя гамма.

В проекте использована только одна шрифтовая гарнитура «a_FuturicaLt Thin». При подборке шрифта выбор остановился на обычном тонком прямом вертикальном начертании. Это выбор обоснован тем, что формообразование в проекте строится на вертикальных ритмах. Это было сделано, с целью подчеркнуть параллель с улицами Парижа. Следовательно создается полное единообразие между пластикой носителей фирменного стиля и шрифтовой гарнитурой [4, С.67].

Построение логотипа – важный этап при создании фирменного стиля, так как именно он является исходным элементом, на базе которого ведутся дальнейшие разработки: пластическое повторение форм, цветовой гаммы, типографика. Так в исследованиях А.Л Андреева по айденти дизайну мы встречаем следующее: «Значимая форма в дизайне такая, которая способствует интуитивной оценке существенных качеств вещи. Индивид по средствам ее как бы интуитивно схватывает назначение, социальный статус предмета, его соответствие своей функции… В форме программируется заранее заданный имидж объекта» [1, С.49-50].

Разработка товарного знака велась на основе выше перечисленных особенностей данной тематики, так же был изучен материал по методике проектирования.

Схема построения товарного знака художественной галереи «Парис» представляет собой совокупность фирменного шрифта и знака. При этом они не используются отдельно. При проектировании фирменного блока доминантен знак. При разработке данного дизайн-проекта, как говорилось ранее, мы ориентировались на опыт предыдущих поколений дизайнеров, так специалист в области брэндинга Майкла Эвами в своих работах говорит о том, что «логотип является центральной частью системы индефикации и ключевым фактором для ее восприятия людьми. Именно передача смысла несколькими линиями, превращение большого и сложного в нечто простое у уникальное представляет собой одну из главных трудностей для современных художников» [4, С.7].

Опираясь на данное авторитетное мнение специалиста, мы в своей работе за основу для графического решения товарного знака нами были взяты следующие сведения о галереи:

1. Обозначение отрасли – художественная галерея.

2. Страна происхождения – Франция.

3. Психологические свойства:

а) новизна;

б) ценность как предмета роскоши.

В качестве знака был выбран силуэт Эйфелевой башни, как наиболее узнаваемого символа Парижа.

На основе этих данных были разобран товарный знак (рис. 2). Он был спроектирован с учетом использования в различных средствах рекламы и предполагаемое изменение его размеров. Предусмотрен как полихромный, так и монохромный вариант фирменного знака, используется в трех цветовых вариантах синий, белый и охра. При взгляде на товарный знак возникает ассоциация с Парижем и изобразительным искусством.

Рисунок 2. Варианты использования фирменных цветов в логотипе.

На основе разработанной концепции айдентики и созданного знака были спроектирована носителей фирменного стиля.

В оформлении продукции использованы фрагменты работ Амадео Модильяни и Марка Шагала.

В графическом оформлении, так же как и в пластическом использованы стилизованные силуэты трех наиболее узнаваемых архитектурных памятника Парижа.

Силуэт башни использован на плакате, буклете, брошюре, рекламной установке, пакете, наборе открыток и визитках.

Упаковка CD диска имеет не только защитную функцию, ее яркое оформление и необычная форма привлекает внимание. Коробка может быть оригинальным подарком клиенту, а так же использоваться как украшение стенда.

При ее производстве применяется два материала: картон и тонкий пластик (крышка.). В раскрытом виде силуэт упаковки ассоциируется с триумфальной аркой. Что бы закрыть упаковку язычки крышки вставляются в прорези коробки. (рис.3).

Рисунок 3. Упаковка CD дисков.

Вторая коробка по пластике повторяет силуэт Триумфальной арки и изготовлена из картона и пластика. (рис.4).

Рисунок 4. Упаковка CD дисков.

Данный фирменный стиль отвечать всем качественным критериям коммерческого проекта, отражает суть деятельности художественной галереи, имеет актуальное графическое решение и является конкурентно способным.

Основываясь на проведенном исследовании, можно заключить, что в современных условиях необходимо использование эффекивных методов дизайн-проектирования рыночной модели графического дизайна при разработке визуальной айдентики объектов культуры. Так как гармоничный и легко узнаваемый фирменный стиль художественной галереи может стимулировать интерес аудитории к культурно-историческому наследию, что в свою очередь приводит к духовному обогащению общества.

Список литературы

  1. Андреев, А.Л. Художественный образ и гносеологическая специфика искусства. Методологические аспекты проблемы / А.Л. Андреев. — М.: Наука, 1981. — 193 с. — С.49-50.
  2. Васильев, И.В. Практика создания товарных знаков / И.В. Васильев. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. — 288 с. — С.44.
  3. КАК Проект. Айдентика. Альбом / КАК Проект. — М.: КАК Проект; Grey Matter, 2014. — 512 с. —С.6.
  4. Лаптев, В. В. Макротипографика. Микротипографика / В.В. Лаптев. — СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та, 2011. — 164 с. —С.67.
  5. Панкрухин, А.П. Бренды и брендинг / А.П. Панкрухин // Практический маркетинг, 2011. — №4(170). —С.7.
  6. Шпикерман, Э. О шрифте. М.: Паратайп, 2005. — 192 с.