"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки

Взаимоотношения России и Европейского Союза: история и перспективы развития

Шакурова Наталья Евгеньевна – кандидат политических наук, доцент кафедры Политологии и права Московского государственного областного университета.

Аннотация: В статье рассматриваются основные этапы становления и развития политических и экономических отношений между Россией и Европейским союзом, а также основополагающие документы двустороннего сотрудничества. Проанализированы основные проблемы, возникшие в результате «украинского кризиса». Освещены возможные сценарии развития дальнейших отношений на ближайшую и среднесрочную перспективы.

Ключевые слова: Россия, Европейский Союз, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, политические и экономические отношения.

Цивилизационные особенности России были и остаются стержнем ее сложных и временами конфликтных отношений с Западной Европой, особенно после введения санкций.

По своей расовой принадлежности, происхождению, образу жизни, религии, культуре и самоидентификации русские, бесспорно, принадлежат к семье европейских народов. Однако в силу особенностей своей среды обитания и истории они всегда отличались от жителей западной части континента.

В эпоху холодной войны эти отношения поддерживались преимущественно в форме двусторонних связей с отдельными государствами. Что касается новых многосторонних и наднациональных образований, созданных западноевропейскими государствами (НАТО и Европейского Союза), то они рассматривались советским руководством через призму непримиримого противостояния двух систем, как орудие борьбы против социалистического лагеря в соответствующих областях.

В силу этого отношение СССР и его союзников к Европейскому союзу было враждебным. Европейские сообщества отвечали взаимностью и упорно отказывались признать Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), на чем настаивали социалистические государства.

Еще во время становления «европейской идеи», многие ее сторонники были против участия России в европейской интеграции. Одной из целей будущего союза виделась борьба с «имперскими устремлениями» Российской империи. Один из сторонников этой точки зрения на исходе XXI столетия Стефано Ясини утверждал, что существует «безусловная необходимость образования полуфедеральной организации государств, способной противостоять двум колоссальным гигантам, формирующимся на пороге нового столетия России, неудержимой в Азии, и Соединенным Штатам Северной Америки, каждый из которых обладает более 100 миллионами жителей» [ 2, с. 18 ]. Опасение России, ее огромной географической, экономической и военной мощи, способной «поглотить» небольшие государства Западной Европы, разделяли и многие другие сторонники европейского единства.

По мере развития и укрепления Европейских сообществ в научных кругах СССР и других социалистических стран стало созревать понимание того, что европейская интеграция является объективно прогрессивным явлением. По мнению части исследователей, экономические интересы самих социалистических стран делали целесообразным установление официальных отношений с Сообществом.

Практическая реализация этих взглядов стала возможной лишь после начала перестройки в СССР. 25 июня 1988 г. в Люксембурге была подписана декларация об установлении официальных отношений между Европейским союзом и Советом Экономической Взаимопомощи. Эта Декларация ознаменовала собой юридическое признание Сообщества СЭВ с входящими в него странами и предоставила СССР возможность выйти за узкие рамки торговых взаимоотношений внутри СЭВ и сделать важный шаг на пути к нормальным международным отношениям. В феврале 1989 г. в Брюсселе было подписано первое в истории соглашение между Советским Союзом и ЕС – Соглашение о торговле и коммерческом и экономическом сотрудничестве. Оно предусматривало устранение Сообществом количественных ограничений на импорт из СССР товаров (за исключением угля, стали и текстиля) [6, с.4 ].

После распада Советского Союза возникла объективная необходимость в создании адекватной договорно-правовой базы отношений между Европейским Союзом и Российской Федерацией. Эта задача была решена посредством заключения Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС), которое было подписано в июне 1994 г. на о. Корфу и вступило в силу в декабре 1997 г., в связи с четвертым расширением Европейского Союза. Тогда в ЕС вступили Швеция, Австрия и Финляндия, которые также обязаны были ратифицировать СПС.

В качестве перспективной цели в преамбуле Соглашения было названо создание зоны свободной торговли. Однако стороны не взяли на себя никаких обязательств в этом отношении: было зафиксировано лишь их намерение изучить целесообразность начала переговоров по этому вопросу после 1998 г. В результате в 1999 г. стартовали двусторонние переговоры, которые откладывались несколько раз, но в итоге, к декабрю 2010 г. все проблемные вопросы были урегулирован, на Брюссельском саммите был подписан соответствующий меморандум и 22 августа 2012 г. Россия вступила в ВТО.

Наиболее продвинутыми были положения о политическом диалоге. Для его осуществления была создана система совместных институтов: регулярные, дважды в год, встречи на высшем уровне (Президент России, председатель Совета и председатель Европейской комиссии); Совет сотрудничества; Комитет парламентского сотрудничества; Комитет сотрудничества- рабочий орган, практически организующий всю работу по реализации СПС [6, с.13 ]. С весны 2014 года Европарламент в одностороннем порядке приостановил участие в работе Комитета парламентского сотрудничества в связи с введением санкций в отношении России.

Кроме того, стороны предприняли попытку создать на основе принципов равноправия и взаимности правовые рамки развития предпринимательской деятельности; учреждения компаний на территории друг друга; создания благоприятных условий для инвестиций, платежей и движения капитала. СПС предусматривало также развитие экономического сотрудничества в более чем 30 областях, включая промышленную кооперацию, научные исследования, сельское хозяйство, атомную промышленность, транспорт и социальную сферу [6, с.21 ].

В итоге, за годы существования СПС наиболее значительные успехи были достигнуты в области политического диалога. Институциональная структура, предусмотренная в Соглашении, была дополнена регулярными встречами между председателем Правительства России, с одной стороны, и премьер-министром председательствующего в Европейском союзе государства и председателем Европейской комиссии – с другой. На саммите Россия-ЕС в Лондоне в 2005 году была достигнута политическая договоренность о заключении Нового соглашения, призванного заменить действующее СПС. С момента начала переговоров в 2008 году состоялась 12 переговорных раундов. В настоящее время переговоры заморожены по инициативе ЕС, в связи с введением санкции в отношении России.

Но, несмотря на весь спектр взаимных проблем и сложностей, Россию и ЕС связывают в настоящее время интенсивные торгово-экономические отношения. В 2018 году доля Европейского Союза составила примерно 45% от общего обьема российской внешней торговли. В свою очередь, для ЕС Россия – четвертый по величине торговый партнер, на которого в 2018 году пришлось около 6% внешней торговли Евросоюза. В 2018 году товарооборот между Россией и Европейским союзом после заметного сокращения в 2014-2016 гг. в результате «украинского» кризиса вновь начал расти и составил 246,5 млрд. долл. США, что на 20% больше, чем в 2017 году[5, с. 3 ]. Кроме того, Россия стабильно занимает место основного поставщика энергоносителей для ЕС и активно развивает отраслевые диалоги (более 13) со странами Евросоюза. Одним из важнейших подобных диалогов является транспортный проект «Северное измерение», в рамках которого Россия ведет региональное сотрудничество на проектной основе с ЕС, Исландией и Норвегией.

Также, в мае 2011 года был запущен и функционирует в настоящее время Миграционный диалог Россия-ЕС. Он предусматривает обмен мнениями по вопросам легальной миграции, предоставления убежища и иных форм международной защиты. Для наращивания взаимодействия в рамках диалога на регулярной основе проводятся экспертные тематические сессии по вопросам, представляющим взаимный интерес. 4-5 апреля в Софии была проведена очередная встреча в этом формате, посвященная вопросам противодействия нелегальной миграции.

Таким образом, в отношениях России и Европейского Союза на ближайшую и среднесрочную перспективу возможны несколько сценариев развития отношений.

1. Нормализация отношений- самый оптимистичный сценарий, выполнимый, на наш взгляд, при следующих условиях: во-первых, если конфликт на Украине будет частично разрешен; во-вторых, если будет выработана рабочая модель взаимодействия по Сирии; в- третьих, если будет заключено комплексное соглашение в области энергетики, которое позволит сохранить транзит российского газа через территорию Украины.

2. Стагнация – наиболее вероятный сценарий, предполагающий продолжение политического и дипломатического конфликтов между Россией и ЕС. Ключевую и стабилизирующую роль в отношениях сторон по-прежнему будет играть экономическая взаимозависимость и наличие отраслевых диалогов. Данный сценарий предполагает долговременную фиксацию «баланса слабости» между Россией и Европейским Союзом, при котором обе стороны готовы рассматривать статус-кво как в целом наименее рискованный и наименее политически затратный вариант отношений друг с другом.

3. «Новая холодная война» или ухудшение отношений - третий возможный сценарий развития двусторонних отношений. В рамках данного сценария произойдет существенный сдвиг в балансе сил между Россией и Евросоюзом в пользу последнего. Россия усилит военную активность на своих западных границах, европейские члены НАТО, в свою очередь, отреагируют ростом оборонных расходов, что постепенно сделает военное противостояние главным фактором двусторонних отношений.

Таким образом, развитие дальнейших отношений между Россией и Европейским Союзом будет зависеть от дальновидности и прагматичности политиков, действующих в интересах своих стран, а геополитические отношений Европейского Союза с Россией, должны базироваться прежде всего на взаимовыгодном сотрудничестве и понимании. Практика показывает, что экономические отношения очень важны как для Евросоюза, так и для Российской Федерации. От геополитических отношений современной Европы и России, будет зависеть мировой формат экономических взаимоотношений многих стран. Поэтому только стабильное экономическое сотрудничество с Россией позволит Европейскому Союзу полностью реализовать свой экономический и политический потенциал. Объективным показателем такого сотрудничества стало недавнее подписание соглашения о строительстве дополнительного газопровода «Северный поток-2», призванного дать дополнительную энергетическую безопасность странам Европейского Союза.

Список литературы

  1. Актуальные проблемы Европы: проблемно-тематический сборник статей. М., ИНИОН РАН, 2017. 302 с.
  2. Горбунова Н.Е. Европейский Союз как интеграционная политическая модель: теория и современная практика: дис. канд. полит. Наук 23.00.02 /Горбунова Наталья Евгеньевна. М., 2005. 190 с.
  3. Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Европейский Союз: настоящее и будущее. М., 2017. 525 с.
  4. Новиков И.А. Отношения России и Европейского Союза: проблемы и факторы развития стратегического партнерства: дис. канд. полит. наук. 23.00.04 / Новиков Илья Александрович. Спб., 2011. 156 с.
  5. Отношения России и Европейского Союза (Электронный ресурс). Режим доступа: http://ruxpert.ru/ Отношения России и Европейского Союза/ (дата обращения 15.03.2019).
  6. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между РФ и ЕС, о. Корфу, 24 июня 1994. 25 с.
  7. Стратегия развития отношений Российской Федерации с Европейским Союзом на среднесрочную перспективу (2000-2010 гг.). (Электоронный ресурс). Режим доступа: http:docs.cntd.ru (дата обращения: 10.03.2018).
  8. Энтин М.Л., Энтина Е.Г.. Россия и Европейский Союз в 2011 – 2014 годах в двух томах. М., 2016. 897 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: