"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки

УДК 378.1

Проблемы управления качеством в системе высшего образования

Чокобаева Гульнар – аспирант Бишкекского Гуманитарного университета им. К. Карасаева.

Аннотация: Раскрывая проблему управления качеством образования, необходимо ответить на ряд вопросов, которые позволяют определить приоритетные линии изучения данного процесса (процесса управления качеством образования). Необходимость управления качеством в системе высшего образования вызвана целым рядом причин. Они следующие: а) конкуренция на рынке образовательных услуг; б) задачи повышения конкурентоспособности специалистов; в) вхождение в европейское образовательное пространство; г) заинтересованность работодателей в высоком уровне подготовки специалистов. В связи с такими задачами в настоящей статье делается попытка модифицировать этапы управления качества, а также предлагается описание методологии обеспечения качества. Отметим, что, проходя через этапы управления качества, ВУЗ обеспечивает свое соответствие изменяющимся и многообразным целям, требованиям, потребностям, нормам, условиям.

Ключевые слова: Качество, управление качеством, высшее образование, этапы управления качества, изменяющиеся цели, многообразие, стандартизация, функции управления: мотивация, организация, планирование, анализ и исследование качества.

Тенденция внедрения систем менеджмента качества на предприятиях была подхвачена и образовательными организациями. В связи с тем, что наше исследование больше затрагивает качество управления в системе высшего образования, мы будем акцентировать свое внимание на изменениях в качестве управления в ВУЗах. Известно, что количество ВУЗов растёт, но качество образования от этого не повышается.

В задачи нашего исследования входит анализ проблем управления качеством в системе высшего образования. Отметим, что вопросу управления качеством посвящено множество исследований ученых Кыргызстана и других стран, накоплен значительный опыт в следующих направлениях: управления качеством образования (Ю.К. Бабанский, В.И. Байденко, B.C. Лазарев, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, М.И. Худоминский, Т.И. Шамова и др.); управление качеством образовательных услуг (А.Б. Таникулов), разработка и реализация модели управления в высшим учебным заведениям (Б.Торобеков), модель институциональной системы оценки качества образования и ее реализация в ВУЗе (К.Б.Колбаев) и.т.д. К этому списку можно добавить выдержку из Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 гг., где отмечается, что качество образования – один из самых надежных индикаторов будущего развития любой нации и необходимо совершенствовать систему гарантии качества высшего профессионального образования [1].

В современной теории и практике управления качеством выделяют следующие пять основных этапа (диаграмма №1), которые мы модифицировали в рамках контекста управления качеством в системе высшего образования:

Этап 1: Определение миссии организации

На первом этапе организация определяет свою миссию и готовиться к ее реализации, с учетом насколько она (миссия) влияет на обеспечение качества. Этот аспект качества называют качеством соответствия предлагаемым условиям.

Этап 2: Самооценка организации

На втором этапе организация проводит самооценку. Самооценка выявляет состояния качества, однако, сама организация может быть, как высокого, так и низкого качества.

Этап 3: Процесс реализации

Третий этап предполагает процесс реализации. На этом этапе качество означает ту степень, в которой деятельность или работа организации (ВУЗа) удовлетворяет реальные потребности.

Этап 4: Обеспечение информацией обратной связи

Процесс обратной связи является необходимым условием качества на этом этапе цикла. Его наличие говорит о гибкости, о стратегическом прогнозировании реализации, так как именно гибкость и прогнозирование позволяет принимать некоторые изменения, которые позволяют избегать выявленных недостатков в будущем.

Этап 5: Разработка долгосрочных планов по качеству

Успешность этого этапа зависит от предыдущих этапов. Качество не появляется внезапно. Его необходимо планировать. Планирование качества образования связано с разработкой долгосрочного направления деятельности ВУЗа. Стратегическое планирование – один из ведущих компонентов развития организации, его цели определяются не только разработкой общего плана развития ВУЗа на некоторый временной период, но и осмыслением и пересмотром главных направлений образовательных услуг, предоставляемых данным учебным заведением, и их соответствия запросам потребителей и прогнозирования развития общества в ближайшем и отдаленном будущем.

Диаграмма 1. Основные этапы управления качеством.

Осуществление перечисленных этапов невозможно без взаимодействия всех отделов, органов управления ВУЗов. Такое взаимодействие называют единой системой управления качеством. Это обеспечивает системный подход к управлению качеством. ВУЗ нуждается в грамотной и сбалансированной системе управления. Отметим, что качество, как и любой процесс в социально - экономической системе, не должно формироваться стихийно, так как это управляемый процесс. Для полного понимания основных дефиниций, относящихся к процессу управления качеством, мы, прежде всего, определили определение понятия «управление»: Управление – это процесс прогнозирования, планирования, организации, мотивации, координации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации [2]. Управление качеством образования невозможно осуществлять на сугубо административной основе. Оно требует широкого участия всех работников образования и включает, так же, как и любое управление, основных функций. Хотим отметить, что исследователями были выдвинуты разные функции управления:

  1. Анри Файоль (1924) выделяет 5 функций управления: предвидение, организация, распорядительство, координация и контроль.
  2. Лазарев B.C. (1997) выделяет четыре основных последовательных управленческих действия (функции): планирование, организация, руководство и контроль.

Поташник М.М. (1992) определяет следующий логический ряд управленческих функций:

  • прогнозирование;
  • программирование;
  • планирование;
  • организация;
  • регулирование;
  • контроль;
  • стимулирование;
  • коррекция и анализ впереди и после каждого звена управления [3].

С учетом сегодняшней ситуации в качестве управления ВУЗов, изучив вышеназванные логические ряды мы составили следующие основные функции управления1: мотивация, организация, планирование, анализ и исследование качества (См. диаграмму №2).

Диаграмма 2. Основные функции управления.

Процесс повышения качества высшего образования до уровня современных требований нуждается в управлении, которое должно основываться на системном подходе. Этот процесс позволяет рассмотреть проблему качества образования как целостную систему во всем многообразии ее внутренних и внешних связей. Можем отметить, что отказ ВУЗа от старых схем понимания проблем, их оценок и подходов к решению приводит к значительным изменениям сознания и мышления человека.

Список литературы

  1. Таникулов А.Б. Управление качеством образовательных услуг. – Бишкек, 2016. – 173 с.
  2. Мескон М. Основы Менеджмента. – М., 1997. – 704 с.
  3. Кирисов С.В. Теория и практика применения процессного подхода к управлению качеством деятельности организации. – Тамбов, 2009. – 80 с.


1 Этот ряд может быть рабочим для нашего исследования.

Интересная статья? Поделись ей с другими: