"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки

Стратегии подготовки учителя в Великобритании и Республике Армения

Киракозян Акоп Гариевич – студент аспирантуры кафедры Теории и истории, педагогики Армянского государственного педагогического университета.

Аннотация: В статье в сравнительно-сопоставительном плане анализируются основные стратегии финансирования образования, сохранения самобытности культуры и родного языка, образовательных ценностей, обеспечения качества жизни, беспрерывного образования в процессе подготовки учителя в Великобритании и Республике Армения.

Ключевые слова: Стратегия, инновационная модель, рефлексивная компетенция, критическое мышление, практико-ориентированная, личностно-профессиональная, конструктивная стратегия, деструктивная стратегия, исследовательская работа, компетентностный подход, компетентностная рефлексия.

Проблема разработки стратегии подготовки учителя актуальна, так как постоянно меняется содержание образования, требования и критерии к его организации. Во всем мире эти стратегии рассматриваются и пересматриваются с новых теоретических и методологических позиций.

Анализ соответствующей научно-педагогической литературы показывает, что основные модели для подготовки и переподготовки учителя создаются в рамках или с учетом тех или иных стратегий образования в целом.

Например, изменение поведения учителя рассматривается в контексте личностно-ориентированных стратегий его подготовки (Асташова Н.А., Макарова Е.А. 2015). Стратегии современного образования обосновывают необходимость внедрения инновационной модели подготовки будущего учителя. (Адольф В. А., Ильина Н. Ф. 2007, Писарева И. Е. 2002).

Особенно важной представляется стратегия интерактивного обучения, соответственно, личностно-ориентированная модель подготовки учителя (Joyce & Weil & Calhoun 2003), которая успешно внедряется в развитых образовательных пространствах мира. В основе модели рефлексивной подготовки учителя (Wallace 1991) лежит стратегия организации рефлексивного обучения.

Проблема состоит в том, что образовательные стратегии, успешно применяемые в обучении, воспитании и т.д., в одной образовательной среде, по разным причинам не всегда могут быть реализованы в других образовательных системах. Своеобразная интерференция между разными педагогическими дискурсами зачастую может оказаться препятствием для адаптации или для внедрения той или иной модели. Специалисты, которые не занимались разработкой передовых и продуктивных стратегий образования, теперь используют их в своей педагогической деятельности.

Однако отсутствие уровня необходимой методологической подготовки очень часто препятствует внедрению передовых стратегий в образовательный процесс.

«Стратегии профессиональной подготовки будущих педагогов требуют системных изменений в содержании образовательных программ, ориентированных не только на предметную область, но и на стандарты общего образования, и на профессиональный стандарт педагога, в технологическом обеспечении образовательного процесса и в методической подготовке научно-педагогических кадров, реализующих эти образовательные программы» (Матвиевская, Меркулова 2017: 107-109).

Большое внимание привлекают к себе стратегии, используемые при подготовке учителя в Великобритании. Британские педагоги, философы и организаторы образования добились больших успехов не только в плане разработки теоретических, методологических основ стратегии подготовки учителя, но и в практическом применении этих стратегий (Болотов 2015).

В целом, на первый план исследования выходят практико-ориентированная, личностно-профессиональная стратегии подготовки будущего педагога, в основе которых лежат «принципы гибкости, мобильности, вариативности. Целью этих принципов является удовлетворение образовательных дефицитов студента в педагогической деятельности и формирование образовательных результатов и профессиональных компетенций» (Хабутдинова 1999).

Важными представляются поиски путей финансирования процесса подготовки учителей, поскольку недостаточное финансирование негативно сказывается на возможности внедрения конструктивных стратегий образования в той или иной стране. Не секрет, что в РА вопросы, связанные с финансированием курсов подготовки учителей, не всегда решаются должным образом, в то время как в Великобритании, «вопросами финансирования вузов занимается Совет по финансированию высшего образования, фактически отделенный от Министерства образования и занятости, подчиняющийся только Правительству страны». Более того, «в Англии до настоящего времени отсутствовала плата студентов за обучение» (Филиппов 1998: 24-27).

При разработке дальнейших путей подготовки учителя подчеркивается значение образовательных традиций, которые, формируясь в разных ментальных пространствах, отражают языковые, психологические, социально-культурные особенности педагогов данной страны. Большое внимание уделяется динамике развития сравниваемых образовательных контактов. Не случайно, в педагогике мы встречаем такие понятия, как «педагогический дискурс», «интерференция педагогических дискурсов» и т.д. В этом плане стратегии, применяемые при подготовки учителя в Великобритании своеобразны, если учитывать методологию их создания и технологии применения.

Е. Н. Хабутдинова выделяет не только конструктивные, но и деструктивные стратегии образования. Очень часто конструктивные стратегии, разработанные для подготовки преподавательских кадров в развитых странах, не могут быть применены в развивающихся странах в силу отсутствия соответствующих условий и предпосылок. Деструктивные стратегии следующие: «игнорирование попыток искусственного насаждения педагогических инноваций сверху; противодействие жесткому административному управлению системой образования, довлеющему влиянию тестовых методик и количественных показателей, а также бюрократизация деятельности учителя» (Хабутдинова 1999).

С одной стороны, изучение стратегий, применяемых при подготовке учителя в Великобритании, может способствовать разработке новых моделей, используемых с этой же целью в РА., а с другой стороны, они могут выступать в роли деструктивных стратегий, так как очень часто, не имея соответствующих условий внедрения передовых стратегий, специалисты подходят к так называемым инновациям формально, без учета уровня профессиональной компетенции самих специалистов, участвующих в проекте, без выявления специфических черт тех или иных стратегий.

Британские инновационные стратегии при подготовке учителя стали бурно развиваться в 90-е годы и продолжают развиваться до сих пор. Особенно выделяется стратегия внедрения разных программ по подготовке учителя. Так, программа «учи вначале» (Teach first) ставит своей целью привлечь внимание выпускников к профессии учителя (Twigg 2013).

Важной стратегией является увеличение финансирования, подготовка учителей, развитие профессиональной компетенции учителей и предоставление большей творческой свободы учителям.

Ключевой тенденцией на стратегическом уровне является то, что количество факультативных курсов в Великобритании постоянно увеличивается. Выявлена еще одна тенденция: по мере усложнения курса подготовки учителей, различия между моделями обучения становятся более очевидными.

Для обеих систем образования характерна интеграция учебных программ. Более того, наблюдается тенденция увеличения числа гуманитарных предметов в сопоставимых областях образования. Между тем, число гуманитарных предметов, изучаемых в Великобритании стало увеличиваться с середины прошлого века, в то время как в Республике Армения подобный процесс начался после распада СССР.

В то же время, в педагогических университетах и колледжах Великобритании распространяются и формируются курсы, неизвестные в Республике Армения.

Это «Английский в образовании» (English in Education), «Основы английского языка и литературы» (“Introduction to Language and Literature in Education”), «Драма в образовании» (“Drama in Education”), «Язык психологии» (Language of Psychology” (University Subject Tables 2014).

Значимой стратегией является постоянное совершенствование методов и средств контроля, а также оценки подготовки учителей в обеих странах. На первый план выдвигаются практические формы контроля и оценки знаний учителей (различные типы портфолио, презентации, переходные и профессиональные планы роста). Аналогичная тенденция наблюдается в Армении, особенно в начале XXI века. В этот период Армения постепенно начинает преодолевать советские идеологические стереотипы и ограничения.

Другой важной стратегией является «создание «гибких» программ последипломного педагогического образования (flexible PGCE), предназначенных для людей, имеющих педагогический опыт работы в школе, которые не могут посещать аналогичные университетские курсы» (Новикова 2015: 26). На самом деле, здесь речь идет о дополнительном педагогическом образовании.

Хотелось бы отметить, что стратегия организации научной, исследовательской работы в процессе подготовки учителей, широко используется в Великобритании, в Армении же она стала широко применяться в первой четверти XXI века.

Принципиально важной стратегией образования в Великобритании является стратегия сохранения национально-культурных особенностей. Эта стратегия, под влиянием колониальной политики, способствовала распространению английской культуры и языка сначала в колониях, а затем во всем мире. В этом заключался ее двояко положительный эффект. Более того, использование данных стратегий способствовало увеличению самостоятельности педагогических университетов и школ в Великобритании.

Постепенно выявляется тенденция к увеличению количества курсов для подготовки учителей с высоким профессиональным уровнем и исследоватеслькими умениями не только в Великобритании, но и в Армении. Однако в содержательном плане они резко отличаются.

Разрабатывая стратегии при подготовке учителей, необходимо учитывать и возросшую в них потребность. За последние 20 лет сократилось число учителей в Армении. Однако потребность в квалифицированных кадрах растет.

В Великобритании возросло количество учителей, повышающих свою квалификацию. Отмечается и сильный рост заработной платы.

Стратегическое значение приобретает программа обучения иностранных преподавателей «Overseas Trained Teacher programme (OTTP)», которая позволяет специалистам, прошедшим обучение за рубежом, получить квалификацию учителя в период работы в школе (Qualified teacher status 2014). Для них разрабатываются одномесячные дополнительные курсы.

В Армении большое внимание уделяется разработке и внедрению программ для обучения учителей армян, представляющих разные школы армянской диаспоры.

Необходимо подчеркнуть, что стратегическое значение в Великобритании имеет подготовка учителей с позиций компетентностного подхода. Значительным достижением британских ученых является разработка концепции развития компетентностной рефлексии учителя. В этом контексте важно дать четкое определение не только понятию «компетенция», но и «метакомпетенция». По сути, при разработке основных стратегий подготовки учителя, должны совершенствоваться их методологические знания. Только глубокие знания методологических основ когнитивной, коммуникативной, конструктивной педагогики и психологии могут способствовать постоянному совершенствованию подготовки учителя. При разработке стратегии подготовки учителя британские педагоги учитывают особенности развития процедурной компетенции. Данная компетенция относится к навыкам применения стратегии личностью, разработке (процедур) критериев межличностных контактов.

В Великобритании, на уровне рефлексивной компетенции, выделяются стратегии моделирования (Modeling) и рефлексивной практики (reflective practice). Последняя стратегия в системе образования РА формируется постепенно. Учитель должен дать оценку своей деятельности, проанализировать разные учебные, воспитательные ситуации, и, конечно же, провести самоанализ. В этом плане британские учителя добились значимых результатов. Рефлексивная практика подразумевает последовательное развитие критического мышления учителя. Учитель использует в своей педагогической деятельности разные технологии обучения и реализует их в своей профессиональной деятельности: «тьюторство, портфолио, дневник педагогической практики, учебный блок, форум и т.д.» (Новикова 2015: 130).

Институт тьюторства представляет собой некий инновационный элемент в вузовской системе РА. Эта технология помогает планировать работу студента, организовывать консультации, координировать учебную работу учителя на всех этапах обучения.

Заключение

В основе британских моделей подготовки учителя лежат стратегии непрерывного образования, стратегии сохранения и распространения своей (английской) культуры, обеспечения связи теории и практики, формирования системы оценки знаний.

Армянские педагоги подчеркивают значимость сохранения армянского языка и культуры, как в Республике Армения, так и за рубежом.

Разница между армянскими и британскими моделями подготовки учителей вырисовывается при сравнении образовательных стратегий в целом и конкретных учебных стратегий высших учебных заведени в частности.

В обеих системах педагогического образования выделяется стратегия интеграции учебных программ, увеличивается число гуманитарных предметов. Этот процесс начался в Великобритании с середины прошлого века, а в РА после распада СССР.

В то же время, в педагогических университетах и колледжах Великобритании все еще распространяются и формируются курсы, которые малоизвестны в Республике Армения.

Важно то, что стратегия организации научной, исследовательской работы в процессе подготовки учителей широко используется в Великобритании. Данная стратегия получила широкое распространение в Армении в первой четверти XXI века.

В Великобритании стабильно увеличивается количество учителей, повышающих свою квалификацию, повышается заработная плата.

В обеих странах организация курсов для зарубежных учителей имеет стратегическое значение. Однако, контингент курсов повышения квалификации в Великобритании и в РА различный. В РА проходят стажировку, в основном, учителя армяне, представляющие разные школы армянской диаспоры.

Образовательные стратегии, используемые в Великобритании, иногда выступают как деструктивные стратегии. Это объясняется отсутствием необходимых условий, для внедрения передовых стратегий. Специалисты подходят к ним формально, без учета особенностей развития системы образования данной страны.

Список литературы

  1. Адольф В. А., Ильина Н. Ф. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления: Монография. Красноярск: Поликом, 2007. – С. 29-34.
  2. Асташова Н.А., Макарова Е.А. Концептуальная модель развития профессиональных ценностей будущих учителей// Педагогические науки: Выпуск: №1 (53). - 2015. – С. 87-95.
  3. Болотов, В. А. Информационно-аналитические материалы по итогам первого этапа проекта «Модернизация педагогического образования» / В.А. Болотов, Рубцов В., Фрумин И. Д. и др. // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 5. – С. 1328.
  4. Матвиевская Е.Г., Меркулова Л.В. Личностно-профессиональная стратегия подготовки будущего учителя в контексте дополнительного профессионального образования// Вестник Оренбургского государственного университета, 2017. – С. 107-109.
  5. Новикова Ю.Б. Практико-ориентированный подход к профессиональной подготовке британского учителя (конец ХХ-начало ХХI вв.): диссертация . кандидата педагогических наук: МГПУ.- М., 2015. – 208 с.
  6. Писарева И. Е. Методика диагностики готовности будущего учителя к инновационной деятельности. М., 2002 . – 320 с.
  7. Филиппов В. М. Университетское управление. 1998. № 1(4). – С. 24-27
  8. Хабутдинова Е. Н. Традиционные и инновационные педагогические стратегии совершенствования профессиональной деятельности учителя в средней школе США : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Казань, 1999. – 166 c.
  9. Barrett, E., Barton. L., Furlong, J. Miles, E. & Whitty, G. (1992) Initial Teacher Education in England and Wales: A Topography. London: Goldsmiths College. Bell, D. (2012) Reflections on Reform (Tribal Annual Education Lecture). London: Tribal. Available from: http://www.tribalgroup.com/aboutus/events/Documents/Reflections%20on%20Reform.pdf (accessed 24th November, 2013).
  10. Bera (2013) Research and Teacher Education - the BERA-RSA Inquiry. Details available at: http://www.bera.ac.uk/resources/research-and-teacher-education-bera-rsa-inquiry (accessed 24th November, 2013).
  11. Joyce, B., & Weil, M., & Calhoun, E. (2003). Models of teaching (7th ed.). Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall.
  12. Qualified teacher status (QTS): qualify to teach in England: National College for Teaching and Leadership and Teaching Regulation Agency. – 2014: retrieved from https://www.gov.uk/guidance/qualified-teacher-status-qts.
  13. Twigg, Stephen (29 April 2013). "Teach First shows how to overcome educational disadvantage". New Statesman. Retrieved 18 October 2015.
  14. University Subject Tables 2014/Education//The Complete University Guide. – 2013.- https://www.theguardian.com › Education › University guide.
  15. Wallace, M.J. (1991) Training Foreign Language Teachers: A Reflective Approach. Cambridge University Press, Cambridge.

Интересная статья? Поделись ей с другими: