gototopgototop

"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки

Роль информационных технологий в процессах формирования гражданской идентичности: потенциал третьего сектора

Сирюкова Яна Алексеевна – выпускник аспирантуры, соискатель кафедры Конфликтологии Казанского федерального университета.

Аннотация: В данной статье автором изучается роль информационных технологий, используемых институтами гражданского общества – третьего сектора в идентификационных процессах. Актуальным сейчас вызовом для российского общества является формирование, дальнейшее укрепление и развитие гражданской общенациональной идентичности. И важным здесь представляется изучение потенциала, готовности и «инструментария» институтов гражданского общества.

Ключевые слова: Гражданская идентичность, третий сектор, НКО, информационные технологии, гражданское общество.

Всего за несколько лет информационные технологии привнесли кардинальные изменения в сфере производства и потребления, и, более того, в самой структуре общества, в коммуникационных процессах между людьми. Нет области человеческой жизни, которая не была бы затронута новыми вызовами и возможностями, которые были принесены вместе с эпохой глобализации и цифровой реальности. Однако в условиях медиакратии [1] новые возможности продемонстрировали и новые угрозы: проблемы цифрового неравенства [2,3], размывание «границ» групповой (гражданской, государственной) идентификации, вызовы информационных атак и войн и тд.

И в этих условиях, особую значимость приобретает изучение практик третьего сектора в области использования информационных технологий, которые, впоследствии, могут быть применены для повышения эффективности реализации государством задач по формированию гражданской идентичности.

Хотя и существуют различные модели и практики взаимодействия между гражданским обществом и государством [4], но, если все-таки говорить о вопросах национальной политики, формирования гражданской идентичности, то авторская позиция заключается, в рассмотрении институтов гражданского не сколько с позиции объекта госполитики, а напротив активного субъекта и актора партнера в реализации задач.

В условиях парадигмы информационного общества увеличения интернет-пользователей изменяются не только способы получения информации, но и характер, и число субъектов, включенных в общественно-политические процессы. Не только негосударственные субъекты (НКО, НКА, политические партии и т.д.) в этом случае получают равный доступ к данному каналу коммуникации (наравне с государственными институтами), но и обычные граждане могут влиять на политическую повестку, идентификационные процессы. Несмотря на дискуссии о неоднозначной роли социальных медиа [5] в общественно-политическом поле, для НКО они являются один из основных каналов коммуникации. Социальные медиа стали частью нашей повседневной жизни. Любая новость в мире мгновенно привлекает внимание в социальных сетях. Страницы в социальных сетях помогают НКО завоевать популярность, осведомленность и поддержку целевой аудитории.

Важным преимуществом третьего сектора перед государством выступает их информационная гибкость, открытость инновациям, быстрая скорость принятия и использования в повседневной практике новых информационных технологий, транспарентность и коммуникативные компетенции по работе с новыми каналами передачи информации (например, мессенджерами).

Таким образом, на взгляд автора перспективным представляется использование государством, опыта и практик, накопленных институтами гражданского общества в работе с целевыми аудиториями, а также выстраивания партнерского взаимодействия с третьим сектором по вопросу формирования гражданской идентичности.

Список литературы

  1. Соловьев А. И. Политический дискурс медиакратий: проблемы информационной эпохи. – Полис. Политические исследования. 2004. № 2. С. 124-132.
  2. Быков И. А., Халл Т. Э. Цифровое неравенство и политические предпочтения Интернет-пользователей в России. – Полис. Политические исследования. 2011. № 5. С. 151-163
  3. Мальсагова Карина Батыровна Информационно-цифровое неравенство в современном российском обществе // Научные записки молодых исследователей. 2016. №4-5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionno-tsifrovoe-neravenstvo-v-sovremennom-rossiyskom-obschestve (дата обращения: 06.04.2019).
  4. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2018 [Электронный ресурс] // Общественная палата РФ: сайт. URL: https://report2018.oprf.ru/ru/ (дата обращения: 06.04.2019).
  5. Кёхлер Г. Новые социальные медиа: шанс или препятствие для диалога? – Полис. Политические исследования. 2013. № 4. С. 75-87.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Отправить статью

...

Форма оплаты

Номер статьи, присвоенный редакцией
Количество страниц в статье
Количество экземпляров журнала
Доставка: РФСНГ
Скидка (%)
Заказать свидетельство о публикации
1. Стоимость публикации каждой страницы статьи составляет 200 рублей.
2. Стоимость каждого экземпляра журнала, включая его изготовление и доставку, составляет 300 рублей для России и 600 рублей для стран СНГ.
3. Стоимость печатного свидетельства о публикации составляет 100 рублей

Реквизиты для оплаты через банк