"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки

УДК 376

Артикуляционная гимнастика как средство нормализации звукопроизношения у детей с задержкой психического развития

Меженцева Галина Николаевна – кандидат педагогических наук, доцент Смоленского государственного университета.

Соловьева Кристина Алексеевна – студентка Смоленского государственного университета.

Аннотация: Речь – это важнейший способ познания действительности, она выполняет функции общения и эмоционального самовыражения. Нарушения речи у детей с задержкой психического развития разнообразны по своим проявлениям, механизмам, уровню и требуют дифференцированного подхода при их анализе. Работа по нормализации звукопроизношения у детей с задержкой психического развития требует разнообразных приёмов и средств, одним из которых является артикуляционная гимнастика. Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков.

Ключевые слова: Речь, звукопроизношение, артикуляционная гимнастика, задержка психического развития.

Речь является одной из центральных психических функций, имеющих решающее влияние на формирование личности, мышления. Речь дошкольника в норме достаточно сформирована, также как и багаж знаний, словарный запас, что позволяет ему свободно общаться на любую понятную для него тему. Предложения развиты, связаны между собой и наполнены основными частями речи: глаголами, местоимениями, прилагательными, числительными и соединительными словами. Они грамотно связываются друг с другом: склонение, спряжение, чередование звуков и словоизменение. В норме всё это легко усваивается ребенком в общении, проблемы же на данном этапе возникают у детей с задержкой психического развития [6,с.76].

Чаще всего задержка психического развития (ЗПР) у детей обнаруживается в школе. Учителя замечают нехватку некоторых способностей, что не дает ребенку нормально усваивать новые знания и общаться с одногодками и учителями. Все это свидетельствует о замедленном темпе развития психики (ЗПР). К сожалению, данное заболевание стало довольно часто встречаться, что свидетельствует об актуальности темы развития речи у детей с ЗПР [11,с.29].

В школе учителя могут увидеть, как школьники с ЗПР не проявляют интереса к жизни класса, не включаются в процесс урока и не обращают внимания на вопросы учителя. Любые трудности ведут к моментальному прекращению деятельности. Все это сопровождается плохой успеваемость, но значение оценок для ребенка с ЗПР не играет никакой роли.

ЗПР возникает у детей по нескольким причинам, которые делятся на группу биологических и социальных [15,с.71].

К биологическим относятся проблемы при беременности, которые могли повлиять на плод. Особую опасность представляют отравление токсинами, осложнения при токсикозе, инфекции и травмы. У плода может возникнуть гипоксия, при родах – асфиксия и травмы по разным причинам. Опасна недоношенность и генетическая предрасположенность.

Заболевание нельзя обнаружить при рождении и, чаще всего, до поступления в детский сад или школу. Родителям трудно заметить отклонения в силу привычки к поведению своего ребенка. Физически и внешне он здоров. Эмоциональное отставание может не вызвать особого волнения, так как считается, что малыш еще всему научиться (говорить, играть с детьми) [2,с.64].

Неспособность к усвоению нового отмечают учителя в школе. Но гораздо раньше обнаруживаются нарушения речи, которые зачастую сопровождают ЗПР.

Непосредственным симптомом дисфункция речи не является, скорее это уже последствие замедленного развития. Дело в том, что речь – это результат мыслительных процессов, которые у ребенка с ЗПР нарушены, а значит, будут проблемы и с процессом говорения. Качество речи показывает качество знаний и развития [10,с.18].

Проблемы возникают как с импрессивной, так и экспрессивной речью. Сенсорная или импрессивная речь отвечает за восприятие и понимание. При нарушении сенсорной зоны коры головного мозга, где хранятся звуковые образы слов, человек будет их слышать, но не понимать. Таким образом, он становится невосприимчивым к речи при нормальном слухе.

У экспрессивной речи тоже есть второе название – моторная. Она отвечает за воспроизведение слов. При нарушении человек произносит только неразборчивый набор звуков, но при этом понимает, что ему говорят.

При ЗПР нарушаются обе формы в равной степени, происходит системное недоразвитие речи, хоть и встречаются случаи, когда один из вариантов преобладает [9,с.48].

У детей с ЗПР отмечают следующие характеристики речи:

  • неправильное воспроизведение звуков;
  • маленький словарный запас;
  • грамматические ошибки.

Дети с задержкой психического развития медленно воспринимают речь на слух, не понимают смысл большинства отдельных слов, а также значение интонаций.

Стоит обратить внимание, если малыш говорит примитивными предложениями. Нехороший сигнал, если нет понимания обобщенных слов, например, мебель, фрукты, транспорт. Неспособность вести монолог и трудности при диалогической речи – это тоже симптом нарушения речи при ЗПР. Если смотреть на произношение, то хуже всего даются шипящие и свистящие [4,с.57].

В картине нарушений звукопроизношения у детей с ЗПР большое место занимают смешения звуков (с-ш, з-ж, с-ч, с-щ, р-л), искаженное произношение звуков (межзубное произношение свистящих, увулярное и велярное произношение р), стойкие замены одного звука другим (р-л, л-л', л-в, ш-с, ж-з). Факт преобладания смешенных звуков над стойкими заменами и искажениями свидетельствует о нечеткости слуховых образов звуков, о недостаточной сформированности речеслухового анализа и синтеза. У большинства детей с ЗПР нарушения звукопроизношения связаны с дефектами строения артикуляционного аппарата: аномалии прикуса, укороченная подъязыковая связка, толстый массивный язык, высокое узкое твердое небо, дефекты строения зубного ряда. Отмечается недостаточность речевой моторики: движения языка неточны, трудность удержания позы, переключения от одного к другому. У детей с ЗПР движения языка хаотичны, неорганизованы, замедлены. Речь таких детей напряженная, аритмичная, смазанная [12,с.184].

Может быть так, что дисфункция речи не сильно заметна, так как способности ребенка покрывают бытовые проблемы, но нарушения понимания речи, логики и грамматики все равно можно заметить.

При коррекционной работе важно учитывать не только подходы к исправлению речи, но и комплексное развитие ребенка.

При проблемах с произношением у детей с ЗПР требуется цикл логопедических упражнений.

Чтобы помочь ребенку с ЗПР начать говорить, в первую очередь, надо создать специальную среду. У него должен быть стимул говорить. Для этого надо дать как можно больше материала и содержания, чтобы было о чем поговорить [3,с.34].

Формирование речи у детей с ЗПР очень длительный процесс. Работа по нормализации звукопроизношения у детей с задержкой психического развития требует разнообразных приёмов и средств, одним из которых является артикуляционная гимнастика.

Под артикуляционной гимнастикой понимают совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи [7,с.45].

Артикуляционная гимнастика занимает одно из ведущих мест в преодолении речевых нарушений у детей. С целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо применять в работе игры и упражнения, направленные на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата. Работу нужно основывать на играх и регулярном повторении даже самых незначительных деталей. Процесс познания и обучения не должен заканчиваться, ведь он многоэтапный. Всегда будут те области, где можно совершенствоваться или усложнить задание. Во время занятий ребенок должен чувствовать себя комфортно, материал – вызывать у него интерес, но никак не негативные эмоции [16,с.15].

Основной целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений органов речи, необходимых для правильного произнесения звуков, подготовка речевого аппарата к речевым нагрузкам.

Виды артикуляционных упражнений [11,с.27]:

  • Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд (Бегемот, Ворота, Лопаточка, Чашечка, Иголочка, Горка, Грибок).
  • Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость. (Часики, Качели, Футбол, Лошадка, Маляр, Вкусное варенье, Чистим зубки).

При выполнении артикуляционной гимнастики с детьми с ЗПР следует соблюдать следующие требования:

  1. Каждое упражнение выполняйте перед зеркалом.
  2. Движения проводите неторопливо, ритмично, четко.
  3. Чаще сравнивайте образец (действия взрослого) с рабочим вариантом (действиями ребенка).
  4. Выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребенка, имитируя движения языка.
  5. Важно помнить о том, что гимнастика не должна ребенку надоедать.

Приемы и методы, которые используются при коррекции звукопроизношения у дошкольников с ЗПР, традиционные. Однако, существует специфика логопедической работы с детьми с ЗПР. Она обусловлена, с одной стороны, характером нарушения ЦНС, психопатологическими особенностями ребенка с ЗПР, прежде всего снижением уровня аналитики синтетической деятельности, с другой -особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта [17,с.19].

Не стоит игнорировать ранние признаки того, что у ребенка присутствуют трудности с пониманием речи или воспроизведением. Необходимо обращать внимание не только на корректность звуков, но и на логику повествования, скорость и соответствие уровня речи к стандартам в определенном возрасте.

Работу по нормализации звукопроизношения у детей с задержкой психического развития нужно основывать на играх и регулярном повторении даже самых незначительных деталей. Процесс познания и обучения не должен заканчиваться, ведь он многоэтапный. Всегда будут те области, где можно совершенствоваться или усложнить задание. Во время занятий ребенок с ЗПР должен чувствовать себя комфортно, материал – вызывать у него интерес, но никак не негативные эмоции. Прежде всего ребенок с ЗПР должен развиваться в атмосфере спокойствия [5,с.82].

Далее необходимо создать условия, в которых он будет познавать что-то новое. Это потребует внимание и время родителей, но позволит постепенно поднять эмоциональный и интеллектуальный уровень.

Нарушения звукопроизношения у детей с ЗПР легче исправить тогда, когда они не запущены. Делается это как с помощью специалистов, так и дома, ведь процесс обучения и коррекции – это игра и живое общении. При наличии терпения и желания, работать с ребенком может каждый взрослый из его окружения.

Список литературы

  1. Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников / Е.С. Анищенкова. - М.: АСТ, Астрель, 2010. - 577 c.
  2. Акименко, В. М. Развивающие лексико-грамматические занятия : методический материал / В. М. Акименко. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. - 127 с.
  3. Анисимова Ю. Н. Логопед и родители в процессе коррекции речевых нарушений: поиски эффективных форм взаимодействия / Ю. Н. Анисимова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2015. - № 4. - С. 33-43.
  4. Волошина И. А. Артикуляционная гимнастика / И.А. Волошина. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 344 c.
  5. Волкова С. В. Вариативные технологии преодоления фонематических расстройств у детей с речевыми нарушениями, обусловленными органическим поражением головного мозга различного генеза / С. В. Волкова // Дефектология. - 2015. - № 5. - С. 82-91.
  6. Воробьева Т. А. Артикуляционная гимнастика / Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. - М.: Литера, 2016. - 957 c.
  7. Дунаева Н. Ю. Учимся правильно произносить звуки/ Н. Ю. Дунаева, С. В. Зяблова. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2014. - 91с.
  8. Жукова Н. С. Логопедия : основы теории и практики / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Москва : Эксмо, 2011. – 282
  9. Коноваленко В. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: Гном, 2013. - 768 c.
  10. Козырева Л. М. Большой логопедический альбом : автоматизация звуков речи / Л. М. Козырева ; худож. Е. А. Афоничева. - Ярославль : Академия развития, 2007. – 252
  11. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в считалках / Т.А. Куликовская. - М.: Гном, 2012. - 589 c.
  12. Матросова Т. А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями / Т. А. Матросова. - Москва: В. Секачев, 2005. – 111
  13. Лазаренко О. И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений / О.И. Лазаренко. - М.: Айрис-пресс, 2015. - 184 c.
  14. Нищева Н. В. Будем говорить правильно : дидактический материал для коррекции нарушения звукопроизношения / Н. Нищева; Худ. П. Благов. - Санкт-Петербург : "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2002. - 149 с.
  15. Реуцкая О. А. Развитие речи у плохо говорящих детей / О. А. Реуцкая. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012
  16. Чиркина Г. В. Современное понимание процесса речевого развития и предупреждения отклонений в речевом развитии детей / Г. В. Чиркина, О. Е. Громова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2013. - № 8. - С. 4-16.
  17. Шереметьева Е. В. Формирование артикуляционных навыков у детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью / Е. В. Шереметьева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2012. - № 6. - С. 19

Интересная статья? Поделись ей с другими: