"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки

К вопросу о правовом регулировании механизмов государственно-частного партнерства в системе непрерывного высшего образования

Амелина Елена Евгеньевна – старший преподаватель Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Аннотация: В статье рассматривается зависимость применения правовых механизмов от формы реализации государственно-частного партнерства в системе непрерывного высшего образования. Анализируются особенности и признаки правового регулирования государственно-частного партнерства в системе высшей школы.

Ключевые слова: Государственно-частное партнерство, непрерывное высшее образование, институциональная форма, программно-проектная форма, правовой механизм.

Обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека - это один из принципов, на которых основывается политика государства и правовое регулирование отношений в сфере образования [1]. Данный принцип является основой для реализации непрерывного образования в Российской Федерации, в том числе в системе высшей школы.

Одним из стратегических направлений государственной поддержки непрерывного высшего образования может выступать государственно-частное партнерство (далее - ГЧП) – форма сотрудничества между государством (субъектами его представляющими) и бизнесом по реализации проектов в сфере образования на основе объединения ресурсов и распределения доходов или неимущественных выгод, расходов и рисков [2] с целью обеспечения управления содержанием объектов инфраструктуры или предоставления услуг.

Основными признаками ГЧП являются: участниками партнерства могут выступать как государственные, так и частные организации; стороны строят свои взаимоотношения на основе партнерства и равноправия; правоотношения сторон оформляются в официально в контрактах и договорах; партнеры объединяют свои вклады для достижения общей цели; получение и использование совместных результатов основано на распределении между партнерами соответствующих расходов и рисков [3].

Особенности реализации ГЧП в сфере непрерывного высшего образования состоят в выполнении определенных условий, которые являются обязательными: соблюдение приоритетов социально-экономической политики государства в этой сфере; рассмотрение каждого механизма ГЧП в качестве целостного проекта, в котором должны быть определены и зафиксированы: цели и задачи механизма ГЧП [4]; порядок формирования и управления партнерской деятельностью; урегулирование конфликтов интересов, система внутреннего контроля и управления рисками; порядок использования доходов и порядок распределения расходов, полученных в результате реализации ГЧП; права и обязанности сторон партнерства; требования к каждой из сторон партнерства; условия и порядок предоставления отчетности и раскрытия информации о процессе реализации партнерской деятельности; условия и порядок прекращения (расформирования) партнерства [5], [6].

Привлечение дополнительных экономических ресурсов, увеличение эффективности и гибкости управления, а также понижение совокупных рисков, приобретение дополнительных гарантий – все это является ключевыми достоинствами такого партнерского сотрудничества.

Государство должно быть заинтересовано в развитии механизмов и форм ГЧП в системе непрерывного высшего образования, так как их реализация служит:

В непрерывном высшем образовании в качестве основных типов механизмов ГЧП можно выделить организационно-административные, финансовые и правовые механизмы. Классификация этих форм партнерства основывается на объекте, на который направлены действия партнерства: в одном случае объектом является организация или отдельное ее структурное подразделение, это - институциональная форма партнерства, в другом случае объектом воздействия является проект или программа, то это – программно-проектная форма.

При анализе механизмов ГЧП в системе финансового управления образованием, они рассматриваются как совместные общественно-государственные механизмы организационного и институционального характера, способствующие улучшению финансирования образования за счет бюджетных и внебюджетных средств и повышению общественного контроля эффективности использования совокупного бюджета образовательных учреждений (табл 1).

Таблица 1. Механизмы и формы ГЧП в непрерывном высшем образовании.

Механизмы ГЧП в непрерывном высшем профессиональном образовании

Форма ГЧП

Институциональная

Программно-проектная

 

 

 

Финансовые

Концессия

Образовательный кредит

Аренда

Государственные и муниципальные гарантии

Лизинг

Грант

Налоговый кредит

Займ

Образовательный ваучер

Стипендиальная программа

Акция, вексель

 

 

 

 

Организационно-административные

Институт общественного участия (общественный, управляющий, наблюдательный и иные советы)

Ярмарка проектов (образовательных и др.)

Технопарк

Совместные программы (в том числе грантовые)

Особая экономическая зона технико-внедренческого типа

Аккредитация образовательных программ и другая независимая оценка качества

Центр трансфера технологий

Научная и производственная практики

Ресурсный центр

Стажировка ППС на предприятиях

Ассоциация выпускников

Разработка стандартов и нормативов (на образовательные программы)

Аккредитация образовательных организаций

 

Рейтинг

 

Правовые

Договор на управление имуществом (контракт на управление, концессионное соглашение)

Инвестиционный контракт

Основные источники привлечения собственных средств учреждениями высшего и дополнительного профессионального образования представлены на схеме (рис. 1).

Рисунок 1. Источники привлечения денежных средств.

С учетом данных форм, регламентированных законом, необходимо выстраивать механизмы ГЧП финансовой сферы системы непрерывного образования в высшей школе.

Классифицировать механизмы в области управления имуществом образовательных учреждений, реализуемые в рамках институциональной формы ГЧП, можно по типам организационно-экономических моделей партнерства. В контрактных механизмах партнерства используются: договоры на управление имуществом (концессионные соглашения, контракты на управление, аренда, лизинг, соглашения о разделе продукции); договоры на обеспечение операционной деятельности (поставка продукции для государственных нужд, контракты технической помощи, контракты на выполнение работ и оказание общественных услуг); банковский кредит [2]. В кооперационных механизмах ГЧП – выпуск ценных бумаг (акций, векселей) и соинвестирование. В остальных механизмах – государственные гарантии и инвестиционные налоговые кредиты.

При программно-проектной форме ГЧП ключевыми финансовыми механизмами являются: государственные гарантии, стипендиальные программы, образовательные кредиты, займы, гранты. Со стороны государства наибольшей поддержкой пользуются образовательные кредиты и гранты.

В целом в области непрерывного высшего образования кооперационные механизмы партнерства в настоящее время слабо развиты. Из используемых механизмов наиболее распространено соинвестирование (совместные предприятия и инвестиционные контракты). Пока не получили широкого распространения, как механизмы партнерства в области управления имуществом образовательных учреждений, государственные гарантии и инвестиционные налоговые кредиты, выпуск ценных бумаг. В области управления имуществом образовательных учреждений слабое развитие ГЧП обусловлено рядом причин:

Важную роль в решении социально-экономических задач, стоящих перед сферой образования, играет эффективное развитие организационно-административных механизмов ГЧП, к которым отнесены институты общественного участия (общественные, управляющие, наблюдательные и иные советы), ассоциации выпускников, различные технопарковые структуры, создаваемые при вузах (центры трансфера технологий, инкубаторы и технопарки), другие институты инновационной инфраструктуры [3].

Государственная поддержка и стимулирование инвестиционной деятельности заключается в финансировании части инженерной, инновационной и социальной технопарковой инфраструктуры за счет средств бюджета, а также в предоставлении определенных льгот резидентам технопарка.

Программно-проектная форма ГЧП в сфере образования позволяет активно развиваться таким организационно-административным механизмам, как общественная аккредитация образовательных программ и другие виды независимой оценки качества образовательных услуг, совместные программы, научно-производственная практика и др.

В условиях продолжающихся процессов реформирования системы российского образования успешное развитие ГЧП в данной сфере в большей степени обуславливается усовершенствованием правовых механизмов, таких как договоры на управление имуществом (концессионные соглашения, контракты на управление), инвестиционный контракт.

В настоящее время создается и совершенствуется нормативно-правовое регулирование для реализации различных форм ГЧП, а также формируются различные институты и механизмы его реализации. Однако анализ действующего законодательства показывает, как его несовершенство, так и несоответствие по отдельным ключевым составляющим успешным зарубежным моделям, несмотря на множество нововведений последних лет. Поэтому большинство рассмотренных форм ГЧП в непрерывном высшем образовании находятся в России в состоянии развития.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 06.03.2019) "Об образовании в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 31.12.2012, № 53 (ч. 1), ст. 7598.
  2. Амелина Е.Е. Стратегические направления государственной поддержки непрерывного высшего профессионального образования. Вестник экономической интеграции. 2011. № 12. С. 55-60.
  3. Государственно-частное партнерство в образовании: [сборник] / Научные редакторы О.П. Молчанова, А.Я. Лившин. - М.: КДУ, 2009. - 242 с.
  4. Девяткина Т.В. Организационно-экономический механизм управления партнерством субъектов АПК и сферы образования / Девяткина Тамара Владимировна: дис ... канд. экон. наук: М., 2009, с. 142.
  5. Государственный университет как фактор формирования и реализации человеческого капитала в стратегии национального развития Вып. 1 Модернизация образовательных программ вуза: интеграция деятельностного и компетентностного подходов [Текст]: Монография / Под общей редакцией А.М. Лялина; Государственный университет управления. – М.: ГУУ, 2008. – 344 с.
  6. Wallace M. Designing Courses for Trainers // Learning to Train: Perspectives on the Development of Language Teachers / Ed. By McGrath I. Prentice Hall, McMillan, 1997. P. 173-184.