"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки
Амелина Елена Евгеньевна – старший преподаватель Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
Аннотация: В статье рассматривается зависимость применения правовых механизмов от формы реализации государственно-частного партнерства в системе непрерывного высшего образования. Анализируются особенности и признаки правового регулирования государственно-частного партнерства в системе высшей школы.
Ключевые слова: Государственно-частное партнерство, непрерывное высшее образование, институциональная форма, программно-проектная форма, правовой механизм.
Обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека - это один из принципов, на которых основывается политика государства и правовое регулирование отношений в сфере образования [1]. Данный принцип является основой для реализации непрерывного образования в Российской Федерации, в том числе в системе высшей школы.
Одним из стратегических направлений государственной поддержки непрерывного высшего образования может выступать государственно-частное партнерство (далее - ГЧП) – форма сотрудничества между государством (субъектами его представляющими) и бизнесом по реализации проектов в сфере образования на основе объединения ресурсов и распределения доходов или неимущественных выгод, расходов и рисков [2] с целью обеспечения управления содержанием объектов инфраструктуры или предоставления услуг.
Основными признаками ГЧП являются: участниками партнерства могут выступать как государственные, так и частные организации; стороны строят свои взаимоотношения на основе партнерства и равноправия; правоотношения сторон оформляются в официально в контрактах и договорах; партнеры объединяют свои вклады для достижения общей цели; получение и использование совместных результатов основано на распределении между партнерами соответствующих расходов и рисков [3].
Особенности реализации ГЧП в сфере непрерывного высшего образования состоят в выполнении определенных условий, которые являются обязательными: соблюдение приоритетов социально-экономической политики государства в этой сфере; рассмотрение каждого механизма ГЧП в качестве целостного проекта, в котором должны быть определены и зафиксированы: цели и задачи механизма ГЧП [4]; порядок формирования и управления партнерской деятельностью; урегулирование конфликтов интересов, система внутреннего контроля и управления рисками; порядок использования доходов и порядок распределения расходов, полученных в результате реализации ГЧП; права и обязанности сторон партнерства; требования к каждой из сторон партнерства; условия и порядок предоставления отчетности и раскрытия информации о процессе реализации партнерской деятельности; условия и порядок прекращения (расформирования) партнерства [5], [6].
Привлечение дополнительных экономических ресурсов, увеличение эффективности и гибкости управления, а также понижение совокупных рисков, приобретение дополнительных гарантий – все это является ключевыми достоинствами такого партнерского сотрудничества.
Государство должно быть заинтересовано в развитии механизмов и форм ГЧП в системе непрерывного высшего образования, так как их реализация служит:
В непрерывном высшем образовании в качестве основных типов механизмов ГЧП можно выделить организационно-административные, финансовые и правовые механизмы. Классификация этих форм партнерства основывается на объекте, на который направлены действия партнерства: в одном случае объектом является организация или отдельное ее структурное подразделение, это - институциональная форма партнерства, в другом случае объектом воздействия является проект или программа, то это – программно-проектная форма.
При анализе механизмов ГЧП в системе финансового управления образованием, они рассматриваются как совместные общественно-государственные механизмы организационного и институционального характера, способствующие улучшению финансирования образования за счет бюджетных и внебюджетных средств и повышению общественного контроля эффективности использования совокупного бюджета образовательных учреждений (табл 1).
Таблица 1. Механизмы и формы ГЧП в непрерывном высшем образовании.
Механизмы ГЧП в непрерывном высшем профессиональном образовании |
Форма ГЧП |
|
Институциональная |
Программно-проектная |
|
Финансовые |
Концессия |
Образовательный кредит |
Аренда |
Государственные и муниципальные гарантии |
|
Лизинг |
Грант |
|
Налоговый кредит |
Займ |
|
Образовательный ваучер |
Стипендиальная программа |
|
Акция, вексель |
|
|
Организационно-административные |
Институт общественного участия (общественный, управляющий, наблюдательный и иные советы) |
Ярмарка проектов (образовательных и др.) |
Технопарк |
Совместные программы (в том числе грантовые) |
|
Особая экономическая зона технико-внедренческого типа |
Аккредитация образовательных программ и другая независимая оценка качества |
|
Центр трансфера технологий |
Научная и производственная практики |
|
Ресурсный центр |
Стажировка ППС на предприятиях |
|
Ассоциация выпускников |
Разработка стандартов и нормативов (на образовательные программы) |
|
Аккредитация образовательных организаций |
|
|
Рейтинг |
|
|
Правовые |
Договор на управление имуществом (контракт на управление, концессионное соглашение) |
Инвестиционный контракт |
Основные источники привлечения собственных средств учреждениями высшего и дополнительного профессионального образования представлены на схеме (рис. 1).
Рисунок 1. Источники привлечения денежных средств.
С учетом данных форм, регламентированных законом, необходимо выстраивать механизмы ГЧП финансовой сферы системы непрерывного образования в высшей школе.
Классифицировать механизмы в области управления имуществом образовательных учреждений, реализуемые в рамках институциональной формы ГЧП, можно по типам организационно-экономических моделей партнерства. В контрактных механизмах партнерства используются: договоры на управление имуществом (концессионные соглашения, контракты на управление, аренда, лизинг, соглашения о разделе продукции); договоры на обеспечение операционной деятельности (поставка продукции для государственных нужд, контракты технической помощи, контракты на выполнение работ и оказание общественных услуг); банковский кредит [2]. В кооперационных механизмах ГЧП – выпуск ценных бумаг (акций, векселей) и соинвестирование. В остальных механизмах – государственные гарантии и инвестиционные налоговые кредиты.
При программно-проектной форме ГЧП ключевыми финансовыми механизмами являются: государственные гарантии, стипендиальные программы, образовательные кредиты, займы, гранты. Со стороны государства наибольшей поддержкой пользуются образовательные кредиты и гранты.
В целом в области непрерывного высшего образования кооперационные механизмы партнерства в настоящее время слабо развиты. Из используемых механизмов наиболее распространено соинвестирование (совместные предприятия и инвестиционные контракты). Пока не получили широкого распространения, как механизмы партнерства в области управления имуществом образовательных учреждений, государственные гарантии и инвестиционные налоговые кредиты, выпуск ценных бумаг. В области управления имуществом образовательных учреждений слабое развитие ГЧП обусловлено рядом причин:
Важную роль в решении социально-экономических задач, стоящих перед сферой образования, играет эффективное развитие организационно-административных механизмов ГЧП, к которым отнесены институты общественного участия (общественные, управляющие, наблюдательные и иные советы), ассоциации выпускников, различные технопарковые структуры, создаваемые при вузах (центры трансфера технологий, инкубаторы и технопарки), другие институты инновационной инфраструктуры [3].
Государственная поддержка и стимулирование инвестиционной деятельности заключается в финансировании части инженерной, инновационной и социальной технопарковой инфраструктуры за счет средств бюджета, а также в предоставлении определенных льгот резидентам технопарка.
Программно-проектная форма ГЧП в сфере образования позволяет активно развиваться таким организационно-административным механизмам, как общественная аккредитация образовательных программ и другие виды независимой оценки качества образовательных услуг, совместные программы, научно-производственная практика и др.
В условиях продолжающихся процессов реформирования системы российского образования успешное развитие ГЧП в данной сфере в большей степени обуславливается усовершенствованием правовых механизмов, таких как договоры на управление имуществом (концессионные соглашения, контракты на управление), инвестиционный контракт.
В настоящее время создается и совершенствуется нормативно-правовое регулирование для реализации различных форм ГЧП, а также формируются различные институты и механизмы его реализации. Однако анализ действующего законодательства показывает, как его несовершенство, так и несоответствие по отдельным ключевым составляющим успешным зарубежным моделям, несмотря на множество нововведений последних лет. Поэтому большинство рассмотренных форм ГЧП в непрерывном высшем образовании находятся в России в состоянии развития.
Список литературы