УДК 721

Особенности формирования объемно-планировочных решений зданий детских школ искусств

Пименова Елена Валерьевна – кандидат архитектуры, профессор, доцент Донского государственного технического университета.

Пронченко Полина Денисовна – магистрант Донского государственного технического университета.

Аннотация: Развитие направлений внешкольного эстетического воспитания учащихся, требует совершенствования существующей материально-технической базы, путём внедрения новых типов детских школ искусств, а также преобразования существующих зданий школ художественно-эстетической направленности. Выявление особенностей формирования объемно-планировочных решений зданий детских школ искусств и дальнейший их учёт при проектировании, позволят создавать такие здания, отвечающие самым современным требованиям, как к образовательным процессам, так и к архитектурным решениям.

Ключевые слова: Архитектура, здания детских школ искусств, образовательные организации, формообразование, объемно-планировочные решения, конструктивные решения, школы, учебные здания.

В современных условиях развития всей системы образования, особенно актуальной является задача эстетического воспитания подрастающего поколения. Сохраняется необходимость в комплексном подходе по формированию необходимой среды, способствующей развитию внешкольного эстетического воспитания учащихся.

На сегодняшний день, одним из приоритетных направлений развития эстетического воспитания стало укрепление связей детских школ дополнительного образования с общеобразовательными школами, университетами. Также происходит органическое взаимодействие всех внешкольных учреждений, где проводится эстетическое воспитание подрастающего поколения (музыкальные, художественные и хореографические школы, детские школы искусств). Задачу комплексного эстетического воспитания и развития, могут выполнить кооперированные типы учреждений или многофункциональные, в которых сосредоточены сразу несколько направлений (музыкальное, хореографическое, изобразительного искусства и др.) [1]. Наиболее оптимальным является создание детских школ искусств, как кооперированных учреждений, позволяющих объединять различные направления [2]. Детские школы искусств – это школы с художественно-эстетической направленностью, а также специализированные образовательные организации, включающие профессиональную подготовку в области искусства.

Одним из основных аспектов является создание необходимой материальной базы таких учреждений, которая может базироваться на расширении существующих зданий музыкальных, художественных школ за счет пристроек, надстроек дополнительных блоков и помещений (хореографии, музыки, изобразительного искусства и др.), а также строительства новых зданий детских школ искусств [3]. Здания детских школ искусств могут также создаваться в структуре образовательных организаций (университетов, школ), формируя, таким образом, многофункциональные комплексы [4]. Большое внимание должно уделяться формированию общественных пространств, как внешних (свободные территории в структуре комплексного решения), так и внутренних (рекреационные пространства в здании) [5,6].

Архитектурное воплощение материально-технической базы выражается в объемно-планировочном решении здания.

С целью выявления особенностей формирования объемно-планировочных решений детских школ искусств, был подробно изучен и проанализирован мировой опыт проектирования и строительства таких зданий и комплексов.

На основе анализа зарубежного и отечественного опыта проектирования, были выявлены основные особенности формирования объемно-планировочных решений зданий детских школ искусств:

  1. Тесная взаимосвязь с участком и организация территории прилегающей к учебному зданию.
  2. Формирование яркого образного решения, отражающего специфику и особенности такого здания, как детская школа искусств.
  3. Объемно-планировочная структура, отвечает всем необходимым требованиям образования и воспитания, по всем направлениям искусства, входящим в образовательные программы школы.
  4. Взаимосвязь образного решения и конструктивной системы, позволяет создавать уникальные решения, способные формировать пространственную организацию всех функциональных процессов, а также предусмотреть возможность адаптации к меняющимся условиям.
  5. Формирование общественных пространств, в структуре детских школ искусств, как многофункциональных, дополнительно оснащенных трансформируемыми системами.
  6. Внедрение современных инновационных технологий, базирующихся на принципах экоустойчивой архитектуры.

Таким образом, учёт выявленных особенностей при проектировании зданий детских школ искусств позволит создавать такие объемно-планировочные решения, которые будут не только отвечать всем необходимым требованиям, предъявляемым к художественно-эстетическому воспитанию и образованию в области искусства, но и соответствовать новейшим направлениям архитектуры, базирующихся на современных подходах и инновационных технологиях.

Список литературы

  1. ЦНИИЭП учебных зданий Госгражданстроя. Рекомендации по проектированию зданий детских школ искусств. М., 1984, Режим доступа -URL: standartgost.ru/g/pkey-14293795921
  2. Пособие к МГСН 4.06 – 03. Общеобразовательные учреждения. Выпуск 2 Старшие профильные школы / Москомархитектура. Управление экономических исследований, информатизации и координации проектных работ ГУП «НИАЦ»; Институт общественных зданий Минстроя РФ; Сост. В.И. Степанов, А.В.Степанов, Л.А. Кирюшина и др. - М., 2004. – 57 с.
  3. Стрельцова Н.Г. Проектирование школы искусств в п. Александровка, г. Ростова-на-Дону // Инженерный вестник Дона, 2013, №4 Режим доступа - URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2013/2160/.
  4. Пименова Е.В. Архитектурное формирование многофункциональных образовательных комплексов как нового типа в системе учебно-воспитательных зданий // Научный аспект, 2016, №4, С.163-166
  5. Пименова Е.В. Особенности формирования общественных пространств в структуре зданий образовательных организаций//Инженерный вестник Дона, 2016, Т.42. №3(42), Режим доступа - URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2016/3739
  6. Пименова Е.В. Архитектурное проектирование зданий общеобразовательных организаций: учебное пособие. – Ростов н/Д: Рост. гос. строит. ун-т, 2014. – 119 с.