УДК 721
Особенности формирования объемно-планировочных решений зданий детских школ искусств
Пименова Елена Валерьевна – кандидат архитектуры, профессор, доцент Донского государственного технического университета.
Пронченко Полина Денисовна – магистрант Донского государственного технического университета.
Аннотация: Развитие направлений внешкольного эстетического воспитания учащихся, требует совершенствования существующей материально-технической базы, путём внедрения новых типов детских школ искусств, а также преобразования существующих зданий школ художественно-эстетической направленности. Выявление особенностей формирования объемно-планировочных решений зданий детских школ искусств и дальнейший их учёт при проектировании, позволят создавать такие здания, отвечающие самым современным требованиям, как к образовательным процессам, так и к архитектурным решениям.
Ключевые слова: Архитектура, здания детских школ искусств, образовательные организации, формообразование, объемно-планировочные решения, конструктивные решения, школы, учебные здания.
В современных условиях развития всей системы образования, особенно актуальной является задача эстетического воспитания подрастающего поколения. Сохраняется необходимость в комплексном подходе по формированию необходимой среды, способствующей развитию внешкольного эстетического воспитания учащихся.
На сегодняшний день, одним из приоритетных направлений развития эстетического воспитания стало укрепление связей детских школ дополнительного образования с общеобразовательными школами, университетами. Также происходит органическое взаимодействие всех внешкольных учреждений, где проводится эстетическое воспитание подрастающего поколения (музыкальные, художественные и хореографические школы, детские школы искусств). Задачу комплексного эстетического воспитания и развития, могут выполнить кооперированные типы учреждений или многофункциональные, в которых сосредоточены сразу несколько направлений (музыкальное, хореографическое, изобразительного искусства и др.) [1]. Наиболее оптимальным является создание детских школ искусств, как кооперированных учреждений, позволяющих объединять различные направления [2]. Детские школы искусств – это школы с художественно-эстетической направленностью, а также специализированные образовательные организации, включающие профессиональную подготовку в области искусства.
Одним из основных аспектов является создание необходимой материальной базы таких учреждений, которая может базироваться на расширении существующих зданий музыкальных, художественных школ за счет пристроек, надстроек дополнительных блоков и помещений (хореографии, музыки, изобразительного искусства и др.), а также строительства новых зданий детских школ искусств [3]. Здания детских школ искусств могут также создаваться в структуре образовательных организаций (университетов, школ), формируя, таким образом, многофункциональные комплексы [4]. Большое внимание должно уделяться формированию общественных пространств, как внешних (свободные территории в структуре комплексного решения), так и внутренних (рекреационные пространства в здании) [5,6].
Архитектурное воплощение материально-технической базы выражается в объемно-планировочном решении здания.
С целью выявления особенностей формирования объемно-планировочных решений детских школ искусств, был подробно изучен и проанализирован мировой опыт проектирования и строительства таких зданий и комплексов.
На основе анализа зарубежного и отечественного опыта проектирования, были выявлены основные особенности формирования объемно-планировочных решений зданий детских школ искусств:
- Тесная взаимосвязь с участком и организация территории прилегающей к учебному зданию.
- Формирование яркого образного решения, отражающего специфику и особенности такого здания, как детская школа искусств.
- Объемно-планировочная структура, отвечает всем необходимым требованиям образования и воспитания, по всем направлениям искусства, входящим в образовательные программы школы.
- Взаимосвязь образного решения и конструктивной системы, позволяет создавать уникальные решения, способные формировать пространственную организацию всех функциональных процессов, а также предусмотреть возможность адаптации к меняющимся условиям.
- Формирование общественных пространств, в структуре детских школ искусств, как многофункциональных, дополнительно оснащенных трансформируемыми системами.
- Внедрение современных инновационных технологий, базирующихся на принципах экоустойчивой архитектуры.
Таким образом, учёт выявленных особенностей при проектировании зданий детских школ искусств позволит создавать такие объемно-планировочные решения, которые будут не только отвечать всем необходимым требованиям, предъявляемым к художественно-эстетическому воспитанию и образованию в области искусства, но и соответствовать новейшим направлениям архитектуры, базирующихся на современных подходах и инновационных технологиях.
Список литературы
- ЦНИИЭП учебных зданий Госгражданстроя. Рекомендации по проектированию зданий детских школ искусств. М., 1984, Режим доступа -URL: standartgost.ru/g/pkey-14293795921
- Пособие к МГСН 4.06 – 03. Общеобразовательные учреждения. Выпуск 2 Старшие профильные школы / Москомархитектура. Управление экономических исследований, информатизации и координации проектных работ ГУП «НИАЦ»; Институт общественных зданий Минстроя РФ; Сост. В.И. Степанов, А.В.Степанов, Л.А. Кирюшина и др. - М., 2004. – 57 с.
- Стрельцова Н.Г. Проектирование школы искусств в п. Александровка, г. Ростова-на-Дону // Инженерный вестник Дона, 2013, №4 Режим доступа - URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2013/2160/.
- Пименова Е.В. Архитектурное формирование многофункциональных образовательных комплексов как нового типа в системе учебно-воспитательных зданий // Научный аспект, 2016, №4, С.163-166
- Пименова Е.В. Особенности формирования общественных пространств в структуре зданий образовательных организаций//Инженерный вестник Дона, 2016, Т.42. №3(42), Режим доступа - URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2016/3739
- Пименова Е.В. Архитектурное проектирование зданий общеобразовательных организаций: учебное пособие. – Ростов н/Д: Рост. гос. строит. ун-т, 2014. – 119 с.