gototopgototop

УДК 721

Архитектурное формирование медиа-центров в структуре учебных комплексов

Пименова Елена Валерьевна – кандидат архитектуры, профессор, доцент Донского государственного технического университета.

Орляникова Екатерина Евгеньевна – магистрант Донского государственного технического университета.

Симонян Сюзанна Гагиковна – студент Донского государственного технического университета.

Аннотация: В данной статье рассматривается актуальность формирования зданий медиа-центров в структуре образовательных организаций. На основе проведенных исследований выявлены основные особенности архитектурного формирования зданий медиа-центров, в структуре высших учебных заведений (университетов). Учёт выявленных особенностей при проектировании, позволит создавать в структуре учебных комплексов объекты, отвечающие самым современным требованиям, как в организации функциональных процессов, так и в создании образного решения, на основе применения инновационных технологий.

Ключевые слова: Архитектура, медиа-центры, здания образовательных организаций, университеты, учебные здания, формообразование, объемно-планировочные решения, медиа-технологии, инновационные технологии.

В последнее время всё больше внимания уделяется созданию объектов, объединяющих в себе различные виды культурной и познавательной деятельности, в структуре одного здания или комплекса. А происходящее бурное развитие информационных технологий, диктует необходимость в создании объектов, способных внедрять инновационные разработки, как в архитектуру, так и в функциональную организацию здания. Сочетание перечисленных аспектов воплощаются в архитектуре медиа-центров.

Главным назначением медиа-центра является осуществление взаимодействия информационных технологий и человека, адаптация человека в информационной среде. Практика проектирования и строительства медиа-центров существует в разных странах. Такие объекты отличаются большим разнообразием по функциональному составу помещений, объемно-планировочным и архитектурным решениям [1].

На сегодняшний день, медиа-центрами называют многофункциональные общественные комплексы, совмещающие в себе технологические функции медиа-объекта и социальные функции общественного здания. В последние годы, всё более активно, ведутся разработки по созданию медиаобразовательной среды, которая рассматривается как важная составляющая современной образовательной организации (ВУЗа, школы, лицея и др.) [2]. Но комплексные исследования в области проектирования медиа-центров в структуре образовательных организаций, отсутствуют.

На основе проведенных исследований, было выявлено, что здания медиа-центров, необходимо включать в структуру учебно-воспитательных комплексов [3,4]. Сегодня информационная среда образовательной организации – это цифровое медиапространство [3], формирование которого возможно в условиях создания медиа-центра. Медиа-центр в структуре учебных комплексов – это многофункциональный объект, сочетающий в себе различные виды культурной и познавательной деятельностей, а также новейшие информационные технологии. Анализ существующего опыта проектирования и строительства медиа-центров, позволил выявить, что архитектурные и дизайнерские решения всё больше ориентируются на создание условий, позволяющих гибко соединять различные виды культурной и познавательной деятельности в структуре одного объекта [1,5]. Медиапространства становятся общественными пространствами. Внедряются такие направления архитектурного формирования, как непрерывность, перетекание пространств, динамика и коммуникативность. Перечисленные направления могут быть реализованы на основе сочетания гибкой (трансформируемой) объемно-планировочной структуры и компьютерных технологий (применение информационных технологий в организации функциональных процессов, формировании образного решения, системах жизнеобеспечения здания и др.) [6]. Можно выделить, следующие особенности архитектурного формирования медиа-центров:

  • здания медиа-центров строятся по индивидуальным проектам, отличаются уникальным образным решением;
  • объемное решение включает в себя применение инновационных и мультимедийных технологий (медиа-фасадов, кинетических систем, трансформируемых устройств и т.п.);
  • в планировочной структуре создание гибких, перетекающих пространств, с применением трансформации и интерактивных технологий;
  • функциональное зонирование основано на выделении следующих групп помещений: образовательная, культурно-просветительская, научно-исследовательская, общественного питания, развлечения, общения;
  • в основной состав помещений входят: библиотека- медиатека; музейно-выставочные пространства; цифровой инфо-блок; аудио-визуальные студии; графические лаборатории; помещения технологического образования; информационный центр; телевизионные и медиа студии; дополнительные образовательные помещения, аудитории, лектории (конференцзалы), интернет-кафе, рекреационные пространства;
  • территориальное размещение новых медиа-центров осуществляется, как правило, на территории университетского кампуса;
  • применение принципов экоустойчивой архитектуры (использование возобновляемых источников энергии; трансформируемых солнцезащитных устройств; умных технологий, управляемых компьютерными системами и т.п.)
  • медиа-центры в структуре университетов могут работать как для студентов и преподавателей, так и для городского населения, что позволяет говорить о таких зданиях как о многофункциональных общественных комплексах.

Таким образом, проектирование медиа-центров в структуре учебных комплексов, с учётом выявленных особенностей, позволит создавать уникальные своими образными решениями объекты, отличающиеся применением информационных технологий и соединяющих в себе образовательные и культурно-просветительские процессы.

Список литературы

  1. Кулиш Д.В. Архитектура медиа-центров: автореф. дис. канд. арх.: Московский архитектурный институт (государственная акадеимя), МАрхИ – М., 2006.
  2. Кошелева Н. И. Медиаобразовательная среда как важная составляющая современного ВУЗа / Н. И. Кошелева // Молодой ученый. 2011. №4. Т.1. С. 91-93.
  3. Бучатский А.Н., Колесов А.К., Червинская В.А. Медиакомплекс в образовательной среде вуза // Сборник материалов Международной научно- практической конференции «Информационная среда вуза XXI века» (Петрозаводск, 23 – 27 сентября 2013 г.) Режим доступа: http://it2013.petrsu.ru/publication.php.
  4. Пименова Е.В. Архитектурное проектирование зданий общеобразовательных организаций: учебное пособие. – Ростов н/Д: Рост. гос. строит. ун-т, 2014. – 119 с.
  5. Пименова Е.В. Архитектурное формирование многофункциональных образовательных комплексов как нового типа в системе учебно-воспитательных зданий // Научный аспект, 2016, №4, С.163-166.
  6. Пименова Е.В. Особенности формирования общественных пространств в структуре зданий образовательных организаций//Инженерный вестник Дона, 2016, Т.42. №3(42), Режим доступа: http://ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2016/3739.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Отправить статью

...

Форма оплаты

Номер статьи, присвоенный редакцией
Количество страниц в статье
Количество экземпляров журнала
Доставка: РФСНГ
Скидка (%)
Заказать свидетельство о публикации
1. Стоимость публикации каждой страницы статьи составляет 200 рублей.
2. Стоимость каждого экземпляра журнала, включая его изготовление и доставку, составляет 300 рублей для России и 600 рублей для стран СНГ.
3. Стоимость печатного свидетельства о публикации составляет 100 рублей

Реквизиты для оплаты через банк