УДК 004.658.6

Подходы и стандарты к формированию и совершенствованию IT-инфраструктуры предприятия

Горшков Евгений Александрович – кандидат технических наук, доцент кафедры Информационного и документационного обеспечения управления Балаковского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации.

Калинина Анна Владимировна – преподаватель Балаковского политехнического техникума.

Саяпин Егор Сергеевич – студент кафедры Информационного и документационного обеспечения управления Балаковского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации.

Аннотация: В статье проводится анализ структуры, порядка, подходов и стандартов создания и сопровождения современной корпоративной IT-инфраструктуры предприятия и эффективного взаимодействия ее компонентов.

Ключевые слова: Инфраструктура информационных технологий, IT-инфраструктура, корпоративная информационная система, ITIL, ITSM процессный подход, CobiT, MOF.

В настоящее время большинство предприятий в своей работе используют компьютерную технику. Это прежде всего связано с меняющимися в сторону информатизации потребностями рынка в эффективной, круглосуточной, безотказной работе предприятия. Таким образом важной составляющей обеспечения бизнес-процессов предприятия становится организация инфраструктуры информационных технологий (IT-инфраструктуры).

Понятие IT-инфраструктуры неразрывно связано с обеспечением. Если рассматривать данное понятие в упрощенном варианте, то это комплекс программных и аппаратных средств, вычислительных сетей, специальным образом настроенных на обеспечение автоматизации всех процессов организации. Учитывая, что предприятия работают для получения прибыли, главным приоритетом построения эффективной IT-инфраструктуры является организация эффективного информационного взаимодействия всех структур предприятия для выпуска более качественных товаров или более эффективного оказания услуг.

Любое предприятие, использующее компьютеры уже имеет определенную IT-инфраструктуру. Однако функциональные возможности и организация таких систем зависит от масштабов и вложений предприятия в развитие собственной инфраструктуры информационных технологий. Комплекс программно-аппаратных средств, входящих в IT-инфраструктуру предприятия представлен на рисунке 1.

Рисунок 1. Состав IT-инфраструктуры предприятия.

Для обеспечения качественной и бесперебойной работы всех элементов данной системы к разработке IT-инфраструктуры существуют определенные требования, среди них: удобство в применении и индивидуальность в работе; совместимость и комплексность работы всех элементов системы.

На рисунке 2 представлено, каким образом взаимодействуют компоненты IТ–инфраструктуры предприятия.

Рисунок 2. Схема взаимодействия элементов IТ–инфраструктуры предприятия.

Как видно из рисунка 2, а также учитывая требования к построению эффективной IT-инфраструктуры предприятия становится необходимым создание корпоративной информационной системы, решающий целый комплекс задач, связанных с централизацией хранения, обработки, обмена информацией. В зависимости от грамотности построения корпоративной информационной системы будет зависеть эффективность работы всего предприятия.

В настоящее время существует несколько подходов и стандартов к организации IТ–инфраструктуры , среди которых можно выделить:

  • ITIL – IT Infrastructure Library;
  • ITSM – «Управление ИТ-сервисами»;
  • CobiT – «Цели контроля для информации и связанных с ней технологий»;
  • TOGAF;
  • ISO 20000-1 конкретизирует процессный подход, развиваемый в ITIL, применительно к менеджменту ИТ-услуг. Он определяет требования и взаимосвязанные процессы, необходимые для его создания и эффективного использования;
  • Microsoft Operational Framework – «Подход к эксплуатации ИТ-сервисов Майкрософт».

Современная IT-инфраструктура является не только инструментальным средством обеспечения бизнес-процессов, но и определяет степень интеграции инженерных систем и оборудования предприятия. Причем по мере увеличения масштабов предприятия становится необходимым интегрировать в IT-инфраструктуру все новые программно-технические средства, что в свою очередь усложняет ее и даже «уводит» от существующих бизнес-процессов предприятия. Таким образом важным является постоянный мониторинг существующих бизнес-процессов предприятия и соответствие их целевой стратегии предприятия. В связи с этим процесс создания такой инфраструктуры является сложным, комплексным, многофакторным, включающим следующие этапы:

  1. Разработка и утверждение технического задания (ТЗ). Данный документ регламентирует требования заказчика к разрабатываемой IT-системе;
  2. Разработка рабочего проекта. В данном документе описывается реализация требований, установленных в ТЗ;
  3. Этап внедрения, предполагающий физическую реализацию проекта IT-системы;
  4. Создание рабочей документации, содержащей подробное описание разработанной IT-инфраструктуры корпоративной информационной системы, требований к ее эксплуатации и сопровождению.

Проектную часть создания корпоративной IT-инфраструктуры подготавливает компания - аутсорсер, внедрением занимается сторонняя организация - аутсорсер IT-услуг, имеющая необходимую лицензию, обеспечивающая необходимый уровень информационной и технической поддержки.

Работы на этапе внедрения корпоративной IT-инфраструктуры предприятия включает следующие этапы: создание инженерной инфраструктуры и структурированных кабельных систем; создание информационной и телекоммуникационной сете с установкой соответствующего оборудования; подбор и приобретения необходимого аппаратно-программного обеспечения; установка и настройка серверных устройства, устройств дублирования и хранения данных; реализация пуско-наладочных работ ; настройка серверной ОС и службы каталогов Active Directory; развертывание файловых серверов для хранения локальных данных; внедрение систем управления базами данных для хранения, доступа к данным приложений; внедрение серверов управления и защиты Интернет-трафика и серверов антивирусной защиты; внедрение почтовых серверов; внедрение объединенных коммуникаций для связи между сотрудниками предприятия; внедрение терминальных серверов, которые обеспечивают удалённый доступ к рабочему столу сервера, либо к определённому приложению; внедрение серверов резервного копирования; установка и настройка рабочих станций пользователей, ноутбуков, моноблоков; установка периферийной техники и т.д.

На современном этапе на каждом предприятии уже имеется инфраструктура информационных технологий, состояние которой зачастую не отвечает требованиям функционирования и развития современных аппаратно-программных средств и коммуникационных технологий, поэтому IT-инфраструктура предприятий может нуждаться в совершенствовании. Цель совершенствования – обеспечить бесперебойное функционирование и развитие программно-технического и сетевого комплекса предприятия.

При совершенствовании IT-инфраструктуры предприятия могут возникать ряд проблем, таких как:

  • недостаток средств на приобретение и обслуживание нового аппаратно-программного обеспечения и периферийного оборудования;
  • полное отсутствие сетевого взаимодействия или наличие некачественного сетевого взаимодействия, организованного силами IT-специалистов предприятия;
  • отсутствие стратегии развития IT- инфраструктуры предприятия.

Таким образом, целесообразно рассмотреть и проанализировать такие укрупненные варианты совершенствования IT-инфраструктуры предприятия как:

  • полная передача IT-инфраструктуры предприятия в аутсорсинг (IaaS);
  • частичная передача в аутсорсинг IT-инфраструктуры предприятия, часть бизнес-процессов автоматизируется силами IT-отдела предприятия;
  • гибридный аутсорсинг, при котором ко второму варианту добавляется аренда программного обеспечения (SaaS);
  • традиционный подход, при котором совершенствование IT-инфраструктуры предприятия выполняет IT-отдел.

В настоящее время предпочтительным является третий вариант оптимизации.

Говоря об управлении процессами в IT-подразделении эксперты предлагают перейти от использования оборудования к использованию сервисов (услуг). Соответственно, такой подход требует пересмотра работы многих IT-отделов в направлении внедрения процессной модели обслуживания с определенным уровнем качества выпускаемой продукции на основе моделей и практик ITIL, MOF, COBIT.

В настоящее время все чаще выполняется оптимизация, чем создание новой IT- инфраструктуры предприятия (ситуационный подход к решению задач IT, «латание дыр», текучесть кадров, отсутствие IT-стратегии).

На основании проведенного анализа можно сделать вывод о том, что проблема совершенствования IT-инфраструктуры предприятия является актуальной на данный момент и вызывает достаточно большей интерес с точки зрения использования подходов и стандартов к формированию и совершенствованию IT-инфраструктуры.

Список литературы

  1. Данилин, А. Архитектура и стратегия. «Инь» и «Янь» информационных технологий предприятия [Электронный ресурс]/ Данилин А., Слюсаренко А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), 2005.— 504 c.
  2. Олейник, А. И., Сизов, А. В. ИТ-инфраструктура : учеб.-метод. пособие / А. И. Олейник, А. В. Сизов; Нац.-исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М. : Изд. дом Высшей школы экономики,2012. — 134с.
  3. Ян Ван Бон. ИТ Сервис-менеджмент / Ян Ван Бон, Д. Пондман. – М.: VanHarenPublishing, 2003. - 228с.
  4. Ян Ван Бон. ИТ СЕРВИС–МЕНЕДЖМЕНТ. Вводный курс на основе ITIL.перевод на русский язык под редакцией Потоцкий, М.Ю., Гл. редактор анг. версии: Ян Ван Бон (Jan van Bon), книга Форума itSMF-2003.-237с.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

#s3gt_translate_tooltip_mini { display: none !important; }