gototopgototop

УДК 338.24

Налоговый учет и отчетность в системе налогового администрирования Республики Казахстан

Алиев Мурат Капбарович – доктор экономических наук, профессор, академик МЭАЕ, зав.кафедрой Учета и аудита Казахского университета экономики, финансов и международной торговли.

Турдалы Жулдыз Нуржанкызы – докторант PhD Университета Адам / БФЭА

Аннотация: В статье рассмотрены актуальные вопросы организации налогового учета и отчетности в системе налогового администрирования. Дана комплексная оценка практики налогового учета и представления отчетности с использованием современных механизмов взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками. Обоснована необходимость развития налогового администрирования с учетом цифровизации экономики.

Ключевые слова: Налоговое администрирование, налоговый учет, налоговая отчетность, налоговый контроль, информационные технологии, цифровизация, экономическая эффективность.

В рамках оценки механизма налогового администрирования по обеспечению полноты и своевременности налоговых поступлений в бюджет первоосновой всех мероприятий, в том числе и контрольных, выступает учет налогоплательщиков. Деятельность налоговых органов по регистрации и учету физических и юридических лиц осуществляется посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя и иных сведений.

В связи с принятием нового Налогового Кодекса в Республике Казахстан, Комитетом государственных доходов масштабно реформируется система постановки на регистрационный учет в качестве налогоплательщика. Активно развивается перечень электронных сервисов, с помощью которых индивидуальным предпринимателям и некоторым категориям юридических лиц предоставляется возможность пройти регистрацию в качестве налогоплательщика через портал государственной корпорации «Правительство для граждан» при наличии у заявителя электронной цифровой подписи. Помимо этого регистрация в обычном режиме может осуществляться в явочном порядке в «Центр обслуживания населения» (ЦОН) и налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика.

Начиная с 2017 года постановка на регистрационный учет в качестве индивидуального предпринимателя переведена на уведомительный порядок, согласно которому для регистрации физическое лицо представляет в налоговый орган уведомление о начале деятельности. При этом по вопросам сокращения разрешительных документов полностью исключена статья 37 Предпринимательского кодекса, определяющая понятие Свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а также порядок его выдачи [1]. С целью создания комфортных условий для развития малого бизнеса отменен сбор за государственную регистрацию индивидуального предпринимателя.

Электронный сервис Комитета государственных доходов «Экспресс–помощь» с пошаговой инструкцией для начинающих предпринимателей позволяет ознакомиться с порядком осуществления государственной регистрации, выбрать форму регистрации и режим налогообложения, а также знакомит с другими процедурными моментами [2]. Поэтому можно заключить, что деятельность налоговых органов по администрированию направлена именно на упрощение и либерализацию процедур регистрации налогоплательщиков, чтобы заложить действительно эффективную основу для качественного роста предпринимательской среды.

Механизм регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя всегда происходит одновременно с постановкой на налоговый учет. В ходе непрерывной работы по учету налоговые органы получают первичную информацию о налогоплательщиках и включают ее в свою базу данных, которая постоянно уточняется и дополняется. Сведения о количестве налогоплательщиков, состоящих на учете в налоговых органах Республики Казахстан представлены в таблице 1.

Таблица 1. Динамика количества налогоплательщиков, состоящих на учете в налоговых органах Республики Казахстан, ед.

Зарегистрированные налогоплательщики

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Юридические лица, всего

338981

353833

360287

383850

415642

в том числе:

-  малые

322121

336422

351229

374912

406840

-  средние

14427

14936

6572

6502

6429

-  крупные

2433

2475

2486

2436

2373

Индивидуальные предприниматели

1186451

1286827

1107093

1110270

1123629

Всего:

1525432

1640660

1467380

1494120

1539271

Примечание: составлено авторами на основе данных [3]


По данным таблицы 1, количество налогоплательщиков, состоящих на учете в налоговых органах в 2017 году составляет свыше 1,5 млн. ед. Наибольшее количество налогоплательщиков, зарегистрированных и состоящих на учете в налоговых органах приходилось на 2014 год. Мораторий на проведение налоговых проверок субъектов малого и среднего предпринимательства вкупе с другими мерами государственной поддержки способствовали наиболее высокому темпу прироста количества налогоплательщиков в этот период. Так, в 2014 году прирост составил 7,6% (+115228 ед.), в 2015 году произошло снижение на 10,6% (–173280 ед.), в 2016 году наблюдается незначительный прирост на 1,8% (+20386 ед.), а уже в 2017 году продолжился поступательный прирост на 3,2% (+45151 ед.).

Вместе с тем, в 2015–2017 годах отмечается снижение некоторых категорий налогоплательщиков, состоящих на учете в налоговых органах. Сокращение налогоплательщиков обусловлено реорганизацией и ликвидацией в связи с нестабильным финансовым положением, а также снятием с учета большого количества индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, относящихся к субъектам среднего (уменьшение более чем в два раза) и крупного предпринимательства. Сокращение «среднего класса» с большей вероятностью можно объяснить тем, что они не выдержали конкуренции и перешли в малый бизнес.

Справляться с обслуживанием немалого количества налогоплательщиков стало проще и доступнее благодаря автоматизации части процессов налогового администрирования. В этой связи, Комитетом государственных доходов было принято решение о переходе на новые информационные системы, в которых учтены требования и пожелания налогоплательщиков. На сегодняшний день внедрены и действуют такие информационные системы и сервисы как виртуальный «Кабинет налогоплательщика», «ИС СОНО» система обработки налоговой отчетности, «ИС ЭСФ» электронные счета–фактуры, «ИС УКМ» контроль над производством и оборотом алкогольной продукции с использованием учётно–контрольных марок с голографическим защитным элементом, «ИС Акциз» контроль за производством и оборотом подакцизной продукции и отдельных видов нефтепродуктов [4].

Одной из особенностей этих информационных систем и сервисов является доступность и наличие личного информационного пространства налогоплательщика на web–pecypcax Комитета государственных доходов.

В частности, сервисы виртуальный «Кабинет налогоплательщика» и «ИС СОНО» интегрированы между собой и выполняют такой функционал, который позволяет налогоплательщикам получать большое количество услуг от подготовки и подачи налоговой отчетности, получения уведомлений и сведений о сумме налоговой задолженности или отсутствии до подачи жалобы на результаты налоговой проверки и получения уведомлений по результатам налогового контроля.

Налоговыми органами постоянно ведется работа по привлечению налогоплательщиков к представлению отчетности в электронном виде. Для налогоплательщиков, не имеющих доступа к сети интернет в налоговых органах установлено программное обеспечение «Терминал налогоплательщика», где каждый желающий может подать налоговую отчетность в электронном виде.

Одним из преимуществ представления налоговой отчетности в электронном виде является возможность получения уведомлений о ее приеме, не приходя в налоговый орган, отправка налоговой отчетности в любое удобное для налогоплательщиков время и место, в том числе в праздничные и выходные дни, а также обеспечение полной конфиденциальности содержания. Программное обеспечение, с помощью которого формируется электронная налоговая отчетность позволяет автоматически проверить, не содержатся ли в отчетных данных арифметические и логические ошибки. Тем самым налогоплательщики получают возможность еще до отправки отчетности исправить все неточности [5, с.16].

Способ сдачи налоговой отчетности в бумажной форме на сегодняшний день уже менее популярно и не может конкурировать с электронной формой. Об этом свидетельствуют данные по широкому распространению среди налогоплательщиков сдачи налоговой отчетности в электронной форме (рис.1).

Примечание: составлено авторами на основе данных [6]
Рисунок 1. Распространенность сдачи налоговой отчетности в электронной форме в зависимости от размера субъектов предпринимательства в Республике Казахстан за 2017 год.

Как видно из рисунка 1, субъекты крупного и среднего предпринимательства практически полностью перешли на электронные формы сдачи налоговой отчетности. Среди субъектов малого предпринимательства это также набирает популярность, поскольку ввиду упрощенных и доступных процедур не возникает необходимости содержать отдельного бухгалтера.

Онлайн–режим позволяет налоговым органам проводить оперативный контроль всех проделанных операций. В целях исключения коррупционных рисков и минимизации контакта сотрудников налоговых органов с налогоплательщиками внедрена автоматизированная система «ИС Акциз», которая предназначена для улучшения функций налогового администрирования и совершенствования контроля за производством и оборотом подакцизной продукции и отдельных видов нефтепродуктов.

Введение контрольных приборов учета на предприятиях–производителях этилового спирта, алкогольной продукции и отдельных видов нефтепродуктов позволяет осуществлять передачу сведений по объемам производства и реализации подакцизных товаров налоговым органам в режиме реального времени, что исключает возможность неучтенной подакцизной продукции.

С середины 2016 года запущен проект по поэтапному внедрению контрольно–кассовых машин с функцией фиксации и передачи данных в онлайн–режиме для налогоплательщиков, осуществляющих оптовую и розничную торговлю, а также оказывающих некоторые виды услуг, что практически нивелирует необходимость проверки субъектов малого и среднего предпринимательства. На сегодня на портале «Оператора фискальных данных» зарегистрировано более 52 тыс. налогоплательщиков, количество онлайн контрольно–кассовых машин достигает 75 тыс. ед., пробито 635 млн. чеков на сумму более 2,5 трлн. тенге. Налоговые органы видят оборот и выручку, а электронный формат позволяет проводить полный контроль. Если раньше доля рейдовых проверок была очень большой, то внедряя онлайн контрольно–кассовые аппараты, исключается ряд проверок.

Отметим, что внедрение модернизируемых технологических процессов налогового администрирования позволяет сократить объем ручных операций, сроки обработки информации, максимально формализовать и автоматизировать процедуры, а также централизовать информационные ресурсы на государственном уровне, что дает возможность значительно улучшить качество обслуживания налогоплательщиков и снизить налоговые риски благодаря концентрации сотрудников налоговых органов на аналитической и контрольной работе.

По нашему мнению, переход на «цифровой» формат и использование современных информационных технологий нацелено на выстраивание новой парадигмы взаимоотношений налоговых органов с налогоплательщиками в направлении клиентоориентированности. Учитывая, что в настоящее время еще не все процедуры в рамках налогового администрирования выполняются в доступном формате, то переход на полную цифровизацию потребует значительных организационных, трудовых и материальных затрат на реализацию различных инновационных решений.

Список литературы

  1. Кодекс Республики Казахстан «Предпринимательский кодекс Республики Казахстан». – Алматы: LEM, 2017. – 236 с.
  2. Электронный сервис «Экспресс–помощь». – Официальный ресурс Комитета государственных доходов Республики Казахстан. – 2018. – (http://kgd.gov.kz/ru/app/interview-web/list).
  3. Официальный интернет–ресурс Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан. URL: // http://stat.gov.kz (дата обращения: 19.04.2018).
  4. Информационные системы. – Официальный ресурс Комитета государственных доходов Республики Казахстан. – 2018. –http://kgd.gov.kz/ru/section/informacionnye-sistemy (дата обращения: 20.04.2018).
  5. Садыков А. Для удобства налогоплательщиков // Вестник налоговой службы Республики Казахстан. – 2014. – № 2(274). – С. 16–17.
  6. Официальный интернет–ресурс Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан. URL: // http://kgd.gov.kz (дата обращения: 21.04.2018).

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Отправить статью

...

Форма оплаты

Номер статьи, присвоенный редакцией
Количество страниц в статье
Количество экземпляров журнала
Доставка: РФСНГ
Скидка (%)
Заказать свидетельство о публикации
1. Стоимость публикации каждой страницы статьи составляет 200 рублей.
2. Стоимость каждого экземпляра журнала, включая его изготовление и доставку, составляет 300 рублей для России и 600 рублей для стран СНГ.
3. Стоимость печатного свидетельства о публикации составляет 100 рублей

Реквизиты для оплаты через банк