Сущность и особенности маркетинга в сфере образования

Стадник Сергей Викторович – преподаватель истории, обществознания и права школы №1541 города Москвы.

Аннотация: В этой статье проводится историографический анализ относительно подходов к определению понятия «маркетинг» вообще, а затем на основании сделанных выводов, а также анализа понятий «маркетинг в образовании» и особенностей образовательного учреждения формулируется определение, в наибольшей степени подходящее к маркетингу в сфере образования.

Ключевые слова: Маркетинг, образование, реклама, историография.

Термин «маркетинг» происходит от английского «marketing» - торговля, продажа, сбыт, который, в свою очередь, является производным от «market» и означает рынок, а в более широком современном значении «рыночная деятельность» [1, c. 2; 16, c. 5]. Впервые этот термин появился на рубеже 19 – 20 столетия, а в начале 20 века происходило становление маркетинга как науки.

Следует отметить, что маркетинг возник не сразу. Согласно теории Роберта Кита он развивался эволюционным путем. Так маркетинговой эпохе предшествовали эпохи производства и сбыта. Только если производственная ориентация выражалась в преимущественном внимании к продукции компании и к самой компании, то маркетинговая – в особом внимании к потребностям потребителя и стремлении максимально полно удовлетворить их. Промежуточная эпоха – эпоха продаж – представляла собой такое состояние, при котором большое внимание начинало уделяться личным продажам, рекламе и продвижению товаров [15, c. 22]. Эпоха маркетинга по мнению Р. Кита началась с середины 50-х гг. 20 века. Эту теорию отвергал Р. Фуллертон. Так развитие маркетинга по его теории включает в себя четыре стадии: 1. Создание предпосылок: эпоха Возрождения. Примерно 16 век. 2. Появление современного маркетинга: эпоха возникновения. 18 – 19-е вв. 3. Создание надстройки: эпоха постиндустриального развития. 19 в. 4. Испытания, буря и рост: эпоха совершенствования и формализации (с 1930 года и по сегодняшний день) [15, c. 24-25]. В рамках данной темы вопрос, связанный с историей развития маркетинга рассматривается поверхностно).

В основу определений маркетинга можно взять четыре основных показателя:

1. Цель маркетинга.

2. Природа взаимоотношений.

3. Результаты.

4. Философия или, напротив, функция [15, c. 30].

Попробуем рассмотреть с точки зрения этих составляющих различные позиции авторов по данному вопросу.

Ландреви Леви Линдон в своей работе «Теория и практика маркетинга» весьма необычно подошел к определению маркетинга. Проанализировав ряд определений, он выявил несколько схожих моментов. Во-первых, «многие определения начинаются с описания того, чем маркетинг не является. Или что является его элементами: продажа, система сбыта, торговля, реклама или исследования рынка. Далее следует длинное и трудное для понимания описание того, чем маркетинг должен быть: состоянием духа, составной частью политики компаний, процессом согласования целей и ресурсов, которыми располагает компания, с потребностями ее окружающей среды, совокупностью процессов, облегчающих переход права собственности на имущество и услуги, обеспечением «полезности» времени и места, процессом приведения предложения в соответствии со спросом и т.д».[12, c. 7]. Данное определение нельзя даже приближенно связать с маркетингом. Совокупность средств, предназначенных для рентабельной продажи, вовсе не предполагает их грамотного использования – авт.). Автор считает, что такие сложные и витиеватые определения не понятны широкому кругу читателей, в связи с чем приводит достаточно понятное узкое и широкое определение маркетинга. Так маркетинг в узком смысле представляет собой «Совокупность средств, которыми располагает компания для рентабельной продажи своей продукции потребителям» [12, С. 8]. Расширенное определение маркетинга автор делит на несколько категорий.

1. Определение маркетинга для организаций любого типа «Маркетинг – это совокупность средств, способствующих достижению цели организации, создающих, раскрывающих и продвигающих различные ценности в рамках целевой аудитории организации». [ 12, c. 16].

2. Определение маркетинга для компаний. По мнению автора книги, для коммерческих предприятий маркетинг не является самоцелью, а должен служить задачам развития или выживания и создавать экономическую ценность. В связи с этим маркетинг для компаний «создает экономическую ценность…, создавая, раскрывая, продвигая различные ценности для потребителей» [12, c. 16]. Здесь, видимо, автор достаточно фривольно трактует термин «средства», понимая под этим не только материальные и людские ресурсы, но и иные объекты маркетинговой деятельности, а также способность грамотно использовать те или иные объекты (авт.)).

Исходя из данных определений, автор выделяет четыре аспекта маркетинга:

1. Личностный подход и культура компании.

2. Стратегия.

3. Совокупность технологий и средств.

4. Практическая деятельность, состоящая из предвидения и реагирования [12, c. 17]. Здесь мы видим, что автор использует термин «средства» в более узком смысле. Таким образом, либо автор не имеет четкого понимания значения этого термина, либо его широкое определение маркетинга является неполным и не отражает всех аспектов, о которых он писал далее (авт.)).

Филипп Котлер в своей работе «Основы маркетинга: краткий курс» просит не отождествлять понятие маркетинга с понятиями «сбыта» и «рекламы». Сбыт по его мнению не является главным элементом маркетинга, а представляет лишь итог удачно сыгранной кампании. Маркетинг представляет, прежде всего, выявление потребительских нужд, разработка подходящих товаров и установление на них соответствующей цены, налаживание системы их распределения и эффективного стимулирования. В связи с этим определение маркетинга будет звучать так: Это «вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена». [10, c. 21]. Бронникова Т.С. и Чернявский А.Г. в учебном пособии под названием «Маркетинг» берут именно «котлеровское» определение данного понятия (ср. «Это вид человеческой деятельности, направленный для удовлетворения нужд и потребностей человека посредством обмена» [4, c. 3 - 4]. Похожее, но более развернутое определение маркетинга дает Голубков Е.П. в книге «Основы маркетинга». Согласно его определению под маркетингом понимается «вид человеческой деятельности по удовлетворению спроса на материальные и нематериальные, социальные ценности посредством взаимовыгодного обмена». [6,c. 6]. Однако, по нашему мнению, данные определения было бы наиболее точным, если бы главной составляющей маркетинга выступал бы именно «сбыт». Также было бы наивным полагать исходя из данного определения, что основная цель бизнесмена – удовлетворить потребности человека. Если даже из курса права мы знаем, что главная цель предпринимателя – извлечение прибыли.

Акулич И.Л. в книге «Маркетинг» во главу угла также ставит человеческие потребности (ср. «Исходным моментом в определении и использовании концепции маркетинга является идея человеческих нужд»[1, c. 6]). Однако автор предлагает более разветвленную систему аспектов маркетинга по сравнению с Ландреви Леви Линдоном. Так маркетинг как вид деятельности по Акуличу И.Л. предполагает:

1. «Полное выявление нужд и потребностей покупателей;

2. Разработку и изготовление такого продукта, который необходим потребителю, с соответствующей упаковкой и обслуживанием;

3. Установление цен, приемлемых для потребителя и обеспечивающих достаточную прибыль производителю;

4. Доставку производственных товаров в необходимом количестве в приемлемое для покупателя время и место;

5. Продвижение товара, включая рекламу, личную продажу, стимулирование продаж, создание благоприятного впечатления о рекламе, фирме;

6. Организацию сервисного обслуживания». [1, c. 11].

Тем не менее, несмотря на большую детализацию, его система не включает в себя три основных направления, предложенных Ландреви Леви Линдоном (личностный подход и культура компании, совокупность технологий и средств и реагирования) и потому является неполной

Асташков А.В. также во главу угла ставит потребности потребителя. В своей работе он дает определение интегрированному маркетингу. Это «Маркетинговая деятельность, объединяющая все подразделения организации на выявление и удовлетворение потребностей потребителей»[ 2, c. 11].

Мурашкин Н.В., Тюкина О.Н., Сеник Н.М., Марашкин А.Н. и Яллай В.А., давая определение маркетингу, краеугольным камнем ставят две составляющие данного понятия: производство и сбыт. Приведем их определение маркетинга: «Маркетинг – не таинственный феномен, а производственно-хозяйственный инструмент, направляющий деятельность предприятия на осуществление политики производства и сбыта нужных рынку товаров, на улучшение возможностей сбыта». [№16, c. 14].

Достаточно глубоко подошел к пониманию маркетинга Ламбен Ж.Ж. В своей работе «Стратегический маркетинг. Европейская перспектива» он делит его теорию («стратегический маркетинг») и практику («операционный маркетинг»), показав неизбежность его дуализма и невозможность отхода от теоретических основ маркетинга. Во главе угла автор ставит не сбыт продукции, а подробный анализ потребностей рынка. В этом плане его взгляды в отношении маркетинга схожи со взглядами Филиппа Котлера и его последователей, однако Ламбен Ж.Ж. более четко очерчивает границы между теорией и практикой, делая более сильный упор в сторону стратегии (отсюда и название его работы).

Так «стратегический маркетинг» по мнению Ламбена Ж.Ж. представляет собой «постоянный и систематический анализ потребностей рынка, выводящий на разработку эффективных товаров, предназначенных для конкретных групп покупателей и обладающих особыми свойствами, отличающих их от товаров-конкурентов и таким образом создающими изготовителю устойчивое конкурентное преимущество» [11, c. 7].

Что касается «операционного маркетинга», то под ним автор понимал «коммерческий инструмент фирмы, без которого даже самый лучший стратегический план не увенчается успехом. Он опирается на программы продвижения товаров, ценообразования, продаж и коммуникации, в результате которых целевая группа потребителей должна узнать и оценить отличительные качества предлагаемых товаров и те позиции, на которые они претендуют» [11, c. 7]

Таких же взглядов придерживаются Бурцева Т.А., Сизов В.С., Цень О.А. Подобно Ламбену Ж.Ж. они делят маркетинг на стратегический и операционный [5, c. 45 – 49]. Также они предлагают и общее определение маркетинга: «Маркетинг – это весь комплекс мероприятий, направленных на планирование, организацию, ценообразование, разработку товаров и их доставку существующим и потенциальным покупателям» [5, c. 42].

Подобным же образом считают и Макдональд М. и Моррис П. Их книга «Маркетинг с иллюстрациями» уникальная еще тем, что она составлена в виде комиксов и достаточно легка для восприятия. Так же, как и Ландреви Леви Линдон они считают, что книга о маркетинге должна быть написана простым языком и представлять собой более увлекательное чтение, чем тяжелый для понимания научный труд. При этом при всей своей простоте их работа не лишена научности. Макдональд М. и Моррис П. приводят следующее определение маркетинга: «Это творческая управленческая деятельность, задача которой заключается в развитии рынка товаров, услуг и рабочей силы путем оценки потребностей потребителей, а также в проведении практических мероприятий для удовлетворения этих потребностей. С помощью этой деятельность координируются возможности производства и распределение товаров и услуг и определяется, что и как необходимо предпринять, чтобы продать товар или услугу конечному потребителю и получить прибыль» [13, c. 10].

То же определение соавторы поясняют более просто: «Порой те, у кого есть товары, тщетно ищут тех, у кого есть деньги, и наоборот. Чтобы они встретились, должно произойти чудо. Мы называем это чудо МАРКЕТИНГОМ» [13, c. 9].

Противоположной точки зрения придерживается Шмитт Б. В книге «Эмпирический маркетинг» он пишет следующее: «И наконец, об уродливом. Все эти бессмысленные разговоры о стратегии без учета возможностей практического внедрения, отсутствие нацеленности на реальные потребности клиентов. Бесполезные схемы позиционирования, построенные на весьма общих и пространных критериях, вроде качества, инновационности, обслуживания, лидерства, сегодня уже ни о чем не говорят потребителю. Уродливое, таким образом, является продуктом комбинирования позитивных аспектов стратегического мышления и недостатков маркетинга свойств и преимуществ» [20, c. 15]. Главным в маркетинге он видит способность создавать эмпирические переживания у покупателей, что и будет определять успех (или провал) затеянной компании: «Способность компании порождать в человеке желаемые переживания (то есть в нужном ключе использовать возможности информационных технологий, брэндов и взаимно интегрированных коммуникаций и элементов развлечения) в существенной мере будет определять ее успех на глобальном рынке нового тысячелетия» [20, c. 15]. Подобное мнение относительно эмпирических переживаний не лишено смысла (особенно если маркетинговая деятельность не нацелена на длительные отношения с клиентами), однако отвергать роль стратегии было бы крайне опрометчивым шагом. Ведь переживания, как известно, величины не постоянные. И не подкрепленные ничем одни переживания быстро сменятся на другие.

Морозов Ю.В. в своей книге «Основы маркетинга» дает следующее определение данному понятию: «Маркетинг – это деятельность, обеспечивающая рентабельную работу предприятия посредством обмена» [ 15, c. 31]. Если сравнивать данное определение с определениями Ф. Котлера, Акулича И.Л. и Асташкова А.В., то можно увидеть, что Морозов Ю.В. уже не ставит альтруистические потребности предпринимателей во главу угла, однако в данном определении раскрывается лишь одна часть этого достаточно сложного и многогранного процесса.

Иной точки зрения на маркетинг придерживается Дорошев В.И. Согласно его взглядам сбыт не имеет уже такого второстепенного значения, как у Ф. Котлера и его сподвижников [7, c. 16] и его определение маркетинга будет звучать так: «рыночная философия, стратегия, тактика мыш¬ления и действия всех субъектов рыночных отношений, причем не только производителей, посредников в коммерческой деятельнос¬ти, но и потребителей, а также поставщиков, практических эконо¬мистов, ученых, целых организаций, вплоть до правительственных органов» [7, c. 18]. Конечно, данное определение является не законченным. Было бы, например, неплохо дописать, на что направлена эта деятельность.

Похожим образом считает Завьялов И.П. Его определение маркетинга звучит следующим образом: «это комплексная система организации производства и сбыта, ориентированная на возможно более полное удовлетворение быстро меняющихся и все более разнообразных потребностей конкретных групп покупателей посредством рынка и получения на этой основе устойчивых прибылей и конкретных преимуществ» [8, c. 7].

Вызывает интерес определение маркетинга, данное В.И. Беляевым в книге: «Маркетинг: основы теории и практики». Так под маркетингом следует понимать «такую концепцию управления предприятием (как производственным, так и коммерческим), которая ориентирована на управление рынком» [3, c. 23]. Подобное определение маркетинга дают Колюжнова Н.Я. и Якобсон А.Я. «Маркетинг – это «деятельность (в рамках предпринимательства), объединяющая приспособление к рынку с активным воздействием на него» [9, c. 29]. Довольно общие, не конкретизированные определения.

Данный разбор определения маркетинга нам необходим, поскольку он дает нам общее представление об этом явлении. Маркетинг в образовании является частью маркетинга в целом, однако ему присущ ряд особенностей:

1. Субъекты отношений. Несмотря на то, что круг субъектов здесь достаточно широк (родители, службы занятости, департамент образования, департамент имущества, службы, занимающиеся лицензированием и аккредитацией, ВУЗы, СУЗы, иные государственные и частные учебные заведения, организации, с которыми школа заключает договора о сотрудничестве) основными субъектами отношений все же являются обучающие и обучаемые.

2. Решающим субъектом - заказчиком ОУ выступают личности не столько самих учащихся, сколько родителей. Об этом тоже необходимо помнить при проведении маркетинговой деятельности в сфере образования.

3. Это сфера услуг. Причем специфических услуг. И конкурентами здесь являются не только иные частные школы, но и государственные учебные заведения, которые получают все необходимую материальную поддержку со стороны государства.

4. Длительность отношений. Здесь нельзя делать упор на одну рекламу и при этом не уделять внимание качеству предлагаемого товара. Здесь более тесное общение продавцов и клиентов. Клиенты сами вовлечены в процесс. Отсюда и большая сложность в поддержании интереса: от красивой обложки до отношений внутри коллектива.

5. Географический критерий. В отличие от магазинов, где большая часть покупателей могут и не являться постоянными клиентами и могут пренебречь расстоянием для того, чтобы приобрести необходимую вещь по льготной цене, в школах ученики обучаются постоянно. Отсюда место расположения школы имеет достаточно большое значение.

6. Возрастной критерий. В школе обучаются дети лишь определенного возраста примерно, от 7 до 17 лет, что значительно сужает круг непосредственных клиентов.

7. Знания и навыки, которыми владеют продавцы информации, постоянно устаревают, иной раз даже значительно быстрее, чем техника. Потому они требуют постоянного обновления. Отсюда одна из проблем маркетинга в образовании – контроль за своевременным повышением квалификации сотрудников, оснащение классов современной техникой, а также посещение сотрудниками школы семинаров, круглых столов, мастер-классов, совещаний.

8. Проблема поведения. В магазинах она решается гораздо легче. В школе же любой исключенный ученик – это потеря определенной суммы денег, которую школа получает ежемесячно. Причем, отсутствие изолированности клиентов может привести к цепной реакции, когда ученики и их родители в знак протеста относительно неуважительного (даже пусть по их субъективному мнению) отношения к ним со стороны тех или иных преподавателей или администрации могут массово покидать школу.

9. Постоянное воздействие на клиента. Необходимо помнить, что задача любого учебного заведения – обучать и воспитывать. И если процесс обучения происходит, как правило, в урочное время либо в период проведения внеклассных мероприятий и более-менее поддается контролю со стороны администрации, то процесс воспитания происходит постоянно с момента, когда ребенок переступил порог школы по дороге из дома и до момента, когда ребенок переступил порог школы по дороге домой. И этот процесс контролировать гораздо сложнее.

10. Изменяется и миссия маркетинга. Цель маркетинга в образовании – накопление человеческих ценностей в виде определенных знаний. Причем не просто накопление (даже хорошо фаршированная рыба никогда не поплывет), а создание условий для успешной апробации этих знаний.

Все эти особенности, конечно, вносят свои коррективы в определение маркетинга в образовании/

Так например Панкрухин А.П. в своей книге «Маркертинг образовательных услуг: методология, теория и практика» пишет, что предметом маркетинга в сфере образования является «философия (понимаемая здесь прежде всего как совокупность общих принципов рыночных отношений, как система взглядов), стратегия и тактика отношений и взаимодействий потребителей (пользователей), посредников и производителей образовательных услуг и продуктов в условиях рынка, свободного выбора приоритетов и действий с обеих сторон обмена ценностями» [18, - http://www.marketing.spb.ru/lib-special/branch/mou/index.htm].

Обращает на себя внимание определение маркетинга в образовании, которое дает Хисамутдинов С. В работе «Образовательное пространство личности»: «маркетинг реализуется в системе образования через совокупность рыночных отношений в стратегии и тактике взаимодействия потребителей, посредников и производителей образовательных услуг. Это способствует удовлетворению потребностей личности — в конкретной форме и уровне образования, общества и различных организаций — в воспроизводстве интеллектуального потенциала» [18, c. 148).

Неплохое определение маркетинга образовательных услуг приводит Пашкус Н.А. Так под маркетингом образовательных услуг он понимал «философию, стратегию и тактику цивилизованного поведения и взаимодействия субъектов рынка ОУ(образовательных учреждений, внешних и внутренних посредников, индивидуальных и корпоративных потребителей ОУ, а также органов государственного и муниципального управления), которые производят (оказывают), продают (поставляют), приобретают и потребляют ОУ и сопутствующие им» [17, c. 17].

Достаточно точное определение дают Колюжнова Н.А., Якобсон А.Я. Так под маркетингом образовательных услуг они понимают «социально-ориентированный процесс, способствующий укреплению конкурентоспособности учебного заведения за счет полного и качественного удовлетворения образовательных потребностей. Спецификой маркетинговой деятельности в сфере образования является то, что проводящее ее учебное заведение действует и конкурирует одновременно на двух рынках – образовательных услуг и труда» [9, c. 341]. Здесь авторы уделяют внимание такому немаловажному понятию, как качество образовательных услуг, и единственные включили в определение одну из важных особенностей маркетинговой деятельности в сфере образования – ее деятельность разворачивается на двух рынках (услуг и труда).

Как видим, определения маркетинга в образовании довольно схожи с определениями маркетинга вообще. Потому и стратегия, выбранная нами, имеет верное направление: сначала изучить, что такое маркетинг, а потом построить определение, беря за основу базисные варианты с учетом специфики образовательных услуг.

Анализируя многочисленные определения маркетинга, мы видим, что до сих пор нет какой-то одной устоявшейся точки зрения. Одни авторы во главе маркетинга ставят сбыт, другие – производство, третьи – считают его системой управления, четвертые – философией бизнеса, пятые – системой получения информации о рынке и т.д. Более того, формулируя свою позицию, нам также придется исходить из тех особенностей, которые присущи образовательному процессу.

Хотелось бы отметить, что маркетинг в образовании, как и маркетинг вообще состоит из двух равнозначных по важности компонентов: стратегического и оперативного маркетинга. Это система управления как в самой сфере образования, так и в сфере создания и продвижения образовательных услуг. Учитывая особенности маркетинга в образовании, подчеркнем, что «сбыт», а именно получение на конечном этапе всесторонне развитой личности, способной успешно конкурировать с выпускниками государственных школ, приобретает здесь большее значение, чем в маркетинге вообще. И это уже не просто итог и не просто материал для анализа и исправления ошибок, а также то, что обычно называют вторым именем школы – ее имидж. И в образовании это развито значительно сильнее, чем в иных отраслях. Ведь главная цель большинства учеников – успешное поступление в ВУЗы после окончания школы, и оттого, будет ли достигнута в конечном итоге эта цель и будет во многом зависеть дальнейшее существование и процветание частной школы. В отличие от других разновидностей маркетинга маркетинг в образовании больше направлен на удовлетворение нужд и потребностей обучающихся, однако материальная сторона (извлечение прибыли) по-прежнему остается здесь превалирующей.

Список литературы

  1. Акулич И.Л. Маркетинг. - Минск: – Высшая школа, – 2002.
  2. Асташков А.В. Маркетинг. Учебное пособие. – Пенза. – 2005.
  3. Беляев В.И. Маркетинг. Основы теории и практики. М.: - Кнорус, - 2005.
  4. Бронникова Т.С., Чернявский А.Г. Маркетинг. Учебное пособие. – Таганрог: - Таганрогский государственный радиотехнический университет, – 1999.
  5. Бурцева Т.А., Сизов В.С., Цень О.А. Управление маркетингом. Учебное пособие. М.: - Экономистъ, – 2005.
  6. Голубков Е.П. Основы маркетинга. Учебник. – М.: Финпресс, – 1999.
  7. Дорошев В.И. Введение в теорию маркетинга. – М.: Высшее образование, – 2000.
  8. Завьялов И.П. Маркетинг в схемах, рисунках и таблицах. – М.: - Инфра-М, – 2002.
  9. Колюжнова Н.А., Якобсон А.Я. Маркетинг. Общий курс. – М.: - Омега-Л., 2006.
  10. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс. М.: СПб., Киев., Издательский дом «Вильямс», – 2007.
  11. Ламбен Ж.Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. – Спб.: - Наука, – 1996.
  12. Ландреви Леви Линдон. Теория и практика маркетинга / пер. с фр. В 2-х т. – т. 1. – М.: - Издательский дом МЦФЭР, – 2006.
  13. Макдональд М. и Моррис П. Маркетинг. Иллюстрированный путеводитель по джунглям бизнеса. – М.: Махаон, – 1997.
  14. Маркетинг / под ред. Бейкера М. Спб., М.: Харьков, Минск, Питер, – 2002.
  15. Морозов Ю.В. Основы маркетинга: учебное пособие. - М.: - Издательский дом Дашков и Ко, – 2000.
  16. Мурашкин Н.В. и др. Маркетинг. Учебное пособие для ВУЗов. – Псков.: - Псковский государственный экономический институт имени С.М. Кирова, – 2000.
  17. Пашкус Н.А. Маркетинг образовательных услуг. Учебное пособие. Спб.: ООО «Книжный Дом», - 2007.
  18. Хисамутдинов С.В. Образовательное пространство личности. – М., – 2006.
  19. Холмогоров В. Интернет-маркетинг. Краткий курс. - СПб.: - Питер, – 2002.
  20. Шмитт Б. Эмпирический маркетинг. – М.: Фаир-Пресс, - 2001.
  21. Зотов В.Н. Современная реклама образовательных услуг в системе образования / www.marketing-mba.ru
  22. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг: методология, теория и практика /http://www.marketing.spb.ru/lib-special/branch/mou/index.htm

Интересная статья? Поделись ей с другими: