УДК 37.026.6

Мотивационная сфера как показатель профессиональной культуры личности студента

Хайруллин Ильдар Тагирович – доцент кафедры Физического воспитания Казанского государственного энергетического университета.

Шарифуллина Эвелина Ильнаровна – студентка Института теплоэнергетики Казанского государственного энергетического университета.

Аннотация: Выстраивание определение мотивационной сферы занятий физической культурой является одним из приоритетных направлений развития нашего современного общества, наравне с интеллектуальным развитием, знанием и соблюдением правовой культуры, а так же нравственными постулатами.

Ключевые слова: Мотивация, физическая культура, студенты, культура личности, право выбора.

В настоящее время, в своем развитии, общество разделилось на большое количество разнообразных групп, которые являются приверженцами каких либо идей, стилей жизни, особенностей питания, активного образа жизни и много еще других критериев деления.

Особое внимание в стране и Республике Татарстан уделяется именно активизации физического развития населения – «от мала до велика». При этом наряду с действительно заинтересованными людьми в своем физическом развитии присутствуют люди, которые вынуждены заниматься физической культурой – садик, школа, СУЗ, ВУЗ, корпоративные мероприятия.

В связи с этим возникает ряд вопросов, требующих достаточно откровенных ответов: Для чего нужна физическая культура? Нужно ли себя мотивировать, чтобы заниматься спортом? Часто ли вы занимаетесь им? ….. И у каждого есть свои ответы на эти вопросы.

Физическая культура – что это? Это воспитание культуры тела посредством физических нагрузок, деятельность человека, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей. Оказывая благотворное влияние на нервно-эмоциональную систему, физическая культура продлевает жизнь, молодость, красоту, вызывает чувство бодрости и радости.

Данный вопрос рассмотрим на уровне самой перспективной и активной части население – студентов. Ведь во многих учебных заведениях физическая культура является обязательным предметом. Правильно ли это? Заставлять молодежь посещать занятия ради оценок или зачета? Разве занятие спортом не должно быть добровольным решением?

Современное студенчество ведет малоподвижный образ жизни, и это не секрет, сама жизнь, скорость развития событий и способы общения – всё это так же влияет и создает застой в каких - либо двигательных процессах.

Принуждение, как самое явление, практически всегда вызывает ответную отрицательную реакцию. Поэтому, необходимо помнить про мотивацию, но, брать во внимание не оценки и сдачу зачетов, а именно создавать мотивационную сферу для формирования культуры личности студента. Ведь мотивация является движущей силой человеческого поведения и занимает одно из первых мест в формировании структуры личности. Так же можно сказать, что мотивация формирует поведение студента, более того, присутствует в нем, является практически его основой. Поэтому очень важным является изучить, исследовать мотивационную сферу студентов, определить структуру, основополагающие ее формирования.

Для того, чтобы определить реальные мотивы и действия студентов по отношению к занятиям физической культурой, в одном из Казанских ВУЗов прошел опрос о посещении занятий физической культуры. Результаты были таковы: 40% учащихся не посещают занятия.

Также был проведен опрос «Что вам не нравится или не устраивает в занятиях физической культурой в учебном заведении?». Результаты приведены ниже на рисунке 1.

Рисунок 1. Результаты опроса студентов Вуза.

По результатам диаграммы можно сказать, что многим студентам просто неинтересно на занятиях, они не могут заниматься тем, что им нравится.

Но физическая культура необходима, ведь это не только физическая подготовка и физическая развитие, она также влияет на умственную работоспособность. Из этого следует, что физкультура нужна в учебных заведениях, и нужно мотивировать учащихся повысить их двигательную активность. Ссылаясь на вышеуказанные мнения повышение положительной мотивации к занятиям физической культурой, зависит и от преподавателя по физической культуре и от условий учебного заведения.

Важным является то, что необходимо учитывать индивидуальные особенности студентов: интенсивность нагрузок, частота занятий и их желание заниматься определенным видом спорта.

И тогда, занимаясь физической культурой, каждый будет знать, для чего он это делает: для поддержания себя в тонусе, для коррекции фигуры, для укрепления здоровья или для достижения спортивных результатов, победы.

Поэтому, всегда стоит помнить, что принуждение никогда не приносило свои положительные «плоды». Нельзя заставлять, надо прививать любовь, желание к занятиям физической культурой, и давать выбор человеку, каким спортом он хочет заниматься, какие нагрузки для него оптимальны. И, конечно же, всегда нужны люди, которые поведут за собой массы, будут помогать, консультировать в занятиях физической культурой, станут наставниками для студентов в нашем случае.

Список литературы

  1. Татарова С.Ю. Физическая культура как один из аспектов составляющих здоровый образ жизни студентов. — Электрон. текстовые данные. — М.: Научный консультант, 2017. — 211 c.
  2. Тычинин Н.В. Физическая культура в техническом вузе: учебное пособие. — Электрон. текстовые данные. — Воронеж: Воронежский государственный университет инженерных технологий, 2017. — 100 c.
  3. Электронно-библиотечная система IPRbooks [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru
  4. Фахрутдинов Р.Р., Хайруллин И.Т. К вопросу физического воспитания студентов в вузе / Научный аспект. Научный журнал РИНЦ. – 2018. №1 – С.42-46.
  5. ФроловА.С., Хайруллин И.Т.Проблема мотивации студентов к занятиям физической культуры/ Сборник XIII Международной молодежной научной конференции «Тинчуринские чтения». Казань. 2018. –Том -3. –С.77-78.