УДК 342.2

Формирование и развитие идей автономизации в трудах дореволюционных учёных

Алексеев Станислав Олегович – адъюнкт кафедры Теории и истории государства и права Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации.

Аннотация: Целью статьи является анализ развития идей автономизации в трудах дореволюционных учёных. Определяется сложность и противоречивость понятия автономии. Выявлены особенности применения принципа автономии для российского государства, обозначены основные результаты исследования проблемы автономизации в научных публикациях ученых до 1917 года.

Ключевые слова: Автономия, автономизация, государственное устройство, национальный вопрос, суверенитет, территориальные единицы, федерация.

Для отечественного государствоведения конца XIX - начала XX века автономизация является малоисследованной областью. Это связано не столько с тем, что идею автономий поддерживали относительно небольшое число ученых этого периода, а скорее с терминологической путаницей. Не было четкого определения автономии, как формы государственного устройства. Часто автономию путали с федерализмом, более того, официально в российской империи не было такого территориального образования, как автономия. Между тем, фактически автономии в тот период существовали. В состав России Великое княжество Финляндское, которое было присоединено к России в 1809 году в результате русско-шведской войны, обладало особым правовым статусом и пользовалось правами автономией.

Так, в Финляндии была собственная конституция, имелся свой законодательный орган и судебная система. Царство Польское также обладало особым правовым статусом с правами автономии. Других примеров существования автономий в России исследуемого периода привести не получится. Официальная политика российской империи была направлена на централизацию территориального управления, а не на предоставление широких прав национальным образованиям и выделение в составе государства автономий.

Между тем, идеи автономии в ученой среде тесно пересекались с решением национального вопроса и предоставлением прав инородцам.

Автономия представляет собой достаточно широкое явление. Сложно дать единственно правильно толкование данному термину.

По мнению И.А. Ильина, автономия связана с самостоятельностью органов власти, организаций, территориальных и иных образований в решение наиболее важных вопросов своей деятельности [3, с. 37].

Автономия – это определенное право действовать в рамках собственных правил, норм, устанавливать пределы своей деятельности. В узком, политико-правовом смысле является правом самостоятельно осуществлять органами, представляющими территорию (территориальную единицу) властные полномочия в тех пределах, которые предоставлены этой территории конституцией или иным законодательством. В этом плане Царство Польское и Финляндия, несомненно, признавались автономией.

Автономия также является формой внутреннего самоопределения этнических и региональных групп в пределах единого унитарного государства.

Научная мысль до 1917 года рассматривается в контексте изучения автономий лишь в рамках определенных ограничений, поскольку на государственном уровне в Российской империи автономий не было [1, с. 5].

Среди дореволюционных российских юристов, рассматривающими идеи автономии, можно отметить Н.М. Коркунова, С.А. Котляревского, Ф.Ф. Кокошкина, А.П. Щапова. Работы этих ученых вышли в свет в конце XIX - начале XX в. [5]. До этого периода серьезного изучения автономий в отечественном государствоведения не проводилось.

Теоретические построения в работах указанных ученых были основаны на изучении теорией Г. Еллинска, П. Лабанда, В. Уиллоуби об едином суверенитете федерации при сохранении государственности ее участников. Согласно данной теории территориальные единицы сложного многонационального государства считались государствами, но не обладали государственным суверенитетом, поскольку не имели права издавать собственные законы и не имели собственной судебной системы.

Приведенные выше идеи оказали влияние на формирование собственного представления об автономиях. Так, идеи автономии отстаивал профессор Казанского университета А.П. Щапов. Автор считал возможным создание «Российской Федерации самоуправляющихся областей» (само по себе название весьма символично в плане преемственности государственных названий).

А.П. Щапов последовательно проводил в жизнь идеи областного самоуправления вплоть до хозяйственно-культурной автономии в составе федеративной России [6]. По его мнению, областные самоуправляемые автономии в рамках единого федеративного государства могли возникнуть после осуществления крестьянских революций. Примечательно, что автор считал возможным существование автономий лишь в рамках демократического федеративного государства. Его идеи во многом предвосхитили национальное строительство в суверенной России 90-х годов прошлого века.

Определенный вклад в развитие идей автономизации России внес русский дореволюционный ученый А.С. Ященко. Заслуга ученого заключается в том, что он тщательно рассмотрел идеи, которые касаются федерализма и автономизма от взглядов декабристов до идеологий на окраинах Российской империи, которые неофициально и по праву считались образчиками российских автономий.

А.С. Ященко определяет автономию, как форму децентрализации сложного централизованного государства, построенного на принципах федерализма. Автономии он ставит в ряд с формами местного самоуправления, основанными на определенных соглашениях с центральной властью [7, с. 253].

Такая трактовка автономий позволяет их рассматривать как явления более позднего исторического порядка, поскольку их существование возможно лишь в более поздних централизованных государствах.

В работах В.М. Гессена рассмотрена национальная особенность автономизации. По мнению В.М. Гессена особенностью автономной области является дарованность им прав самоопределения «по доброй воле» господствующего над ними государства [2, с. 19]. Тем самым, автономии, по мнению ученого, самостоятельно возникнуть не могут, поскольку право предоставлять полномочий автономий дано лишь центральной власти.

Интересно рассмотреть точку зрения Ф.Ф. Кокошкина об автономиях. Автор представил свои идею на решение проблем многонационального государства, являясь противником учреждений автономий по национальному признаку [4, с. 45].

По мнению ученого, учреждение в Российской империи федерации и автономий по национальному признаку может привести в результате к образованию конфедерации, т.е. свободного союза суверенных государств. Это недопустимо, поскольку может привести к распаду сложного многонационального государства.

Для сохранения целостности государства автор склонялся к идее автономии как исключительно территориальной единице, которая учитывает этнографические условия и не обладает широкими правами, а лишь правами местного значения. Свою деятельность автономии могут осуществлять лишь в строго определенных рамках и под неусыпным контролем органов государственного управления или их представителей на местах.

Решение проблемы автономии Ф.Ф. Кокошкин видит в соглашениях и союзах автономий между собой, консолидации губерний в более обширные области с учетом интересов социальных и национальных групп и направленности на создание «государства с автономным устройством провинций».

Кроме рассмотренных выше авторов, идеи автономизации в той или иной степени рассматривались также в работах К. Кульчицкого, Н.И. Лазаревского, С.А. Котляревского и других авторов.

Итак, изучение идей автономизации в трудах дореволюционных учёных показывает, что единства мнений по поводу возможности введения в России автономий не было. Весьма перспективны были идеи А.П. Щапова о создании «Российской Федерации самоуправляющихся областей». Такая идея не была воспринята его соратниками, между тем, некоторые идеи нашли практическое воплощение в годы советского строительства национальных автономий.

Идеи Ф.Ф. Кокошкина об автономии, как разновидности управляемых государством территориальных единиц без учета национальных признаков не нашли своего развития и дальнейшего практического воплощения, поскольку в России с учетом ее многонационального состава нельзя полностью игнорировать национальные интересы. Тем более автор придерживался того мнения, что функционировать автономии в России могут лишь при условии постоянного и жесткого контроля со стороны центральных органов власти или их представителей на местах.

Спор об автономиях в рамках многонационального государства не разрешен и в настоящее время. Вопрос существования автономий в рамках федеративного государства проработан и изучен еще в трудах дореволюционных ученых, но годы существования советского государства, сама идея автономизации была искажена и заменена классовыми интересами. В настоящее время с учетом современных реализации требуется выработка более взвешенного подхода к определению сущности и признаков автономии, ее соотношении с системной органов центральной власти и органов местного самоуправления. Думается, что дискуссия об автономии еще не завершена.

Список литературы

  1. Гаранжа, А.П. Российский федерализм: зарождение, становление, развитие: автореф. дис. … канд. юрид. наук / А.П. Гаранжа. – Омск, 2009. – С. 6.
  2. Гессен, В.М. Автономия, федерация и национальный вопрос / В.М. Гессен. – СПб.: Книга по требованию, 2012. – 48 с.
  3. Ильин, И.А. Искусство строить федерацию / И.А. Ильин // Родина. – 1990. – № 7. – С.37-39.
  4. Кокошкин, Ф.Ф. Областная автономия и единство России / Ф.Ф. Кокошкин. – М.: Тип. Г.Лисспера и Д.Совко, 1905. – 67 с.
  5. Ульянищев, П.В. Автономия как форма территориального самоуправления / П.В. Ульянищев // Вестник РУДН, серия Юридические науки. – 2008. – № 2. – С.28-36.
  6. Чернышов, Е. Революционный демократ-историк – А.П. Щапов / Е. Чернышев // Вопросы истории. – 1951. - №8. - C. 38-58. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://libmonster.ru/m/articles/view/РЕВОЛЮЦИОННЫЙ-ДЕМОКРАТ-ИСТОРИК-А-П-ЩАПОВ-1830-1876-гг.
  7. Ященко А.С. Теория федерализма: Опыт синтетической теории права и государства/ А.С. Ященко. – Юрьев, 1912. – 852 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: