УДК 338.22.021.4

К вопросу об эффективности менеджмента в государственных органах

Абдыров Толонбек Шакирович – доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой Экономики и управления Международного университета Кыргызстана.

Аннотация: В статье рассматриваются актуальные вопросы менеджмента в государственных органах. Исходя из основных методологий оценки эффективности деятельности государственных органов выявлены проблемы и сформулированы направления совершенствования.

Ключевые слова: Менеджмент, государственные органы, эффективность деятельности, планирование, экономическая политика.

Современные условия диктуют переход на новые принципы деятельности государственных органов, обеспечивающие конкурентоспособность национальной экономики. Основным направлением в решении первоочередных задач является повышение ответственности, эффективности и функциональности государственных органов, внедрение перспективных инструментов менеджмента, а также масштабная модернизация.

Менеджмент в государственных органах рассматривается как процесс управления, обеспечивающий взаимодействие подразделений и служб с целью выполнения поставленных перед ними задач. Данный процесс способен существенно повысить эффектив¬ность управления при помощи различных методов для оптимизации деятельности государственных органов.

При этом менеджмент охватывает несколько основных сфер деятельности государственных органов: стратегия (стратегический менеджмент); маркетинг (маркетинговый менеджмент); финансы (финансовый менеджмент); персонал (кадровый менеджмент); исследования и разработки (инновационный менеджмент). Кроме того, менеджмент предполагает выполнение таких управленческих функций как планирование, организация, координация, мотивация, принятие решений, руководство, учет и анализ, контроль и регулирование.

Важнейшей целью оценки деятельности государственных органов является определение эффективности реализации возложенных на них задач и функций при помощи анализа исполнительской дисциплины, качества бюджетного и стратегического планирования, оказания государственных услуг, управления персоналом и применения информационных технологий.

На реализацию задач и достижение поставленных целей развития отраслей и регионов напрямую оказывает влияние эффективность менеджмента выделяемых бюджетных средств. Это характеризуется качеством планирования и организации исполнения бюджета, а также соблюдением финансовой дисциплины и законодательства, эффективностью принимаемых контрольных мер и развития системы внутреннего аудита. В ходе оценки можно выявить проблемы в планировании бюджетных средств, управлении целевыми трансфертами, эффективности исполнения бюджетных программ, организации государственных закупок и контроля за использованием бюджетных средств. Также весьма актуальными проблемами остаются реализация государственными органами социально важных бюджетных программ развития, таких как строительство жилья, объектов здравоохранения и образования, развития теплоэнергетической системы, инженерно–коммуникационной инфраструктуры, коммунального хозяйства, системы водоснабжения, газификации населенных пунктов.

Можно отметить позитивные сдвиги в части эффективности услуг, оказываемых государственными органами. Наполняемость интернет–ресурсов информацией о порядке оказания государственных услуг в 2017 году в Кыргызской Республике по сравнению с предыдущим периодом значительно возросла, а общее количество жалоб на оказанные услуги снизилось более чем в 10 раз [1]. Тем не менее, имеются проблемы, а именно неэффективность механизма получения обратной связи, что свидетельствует о не выстроенной системе внутреннего контроля государственных органов.

Что касается менеджмента персонала государственных органов, то здесь имеются свои особенности и в целом общая динамика эффективности положительная. Так, в 2017 году в Кыргызской Республике на удовлетворение карьерных ожиданий государственных служащих повлияло назначение их на вышестоящие должности из числа своих сотрудников в 1,5 раза [2, с.14]. В связи с этим, улучшились показатели сменяемости кадров и ротации.

Оценка применения информационных технологий в государственных органах показывает высокий уровень. Практически во всех государственных органах реализован принцип обеспечения прозрачности их деятельности перед общественностью путем размещения данных на официальных ресурсах, что способствовало сокращению административных барьеров.

Выделяя определенные проблемы в сфере применения информационных технологий государственными органами, связанные с автоматизацией функций управления, то они проводятся неравномерно, поскольку отличаются материально–технические возможности, а разработки информационных систем зачастую дублируют друг друга, что является следствием неправильной внутренней координации.

Совершенствование менеджмента в государственных органах и его регламентации в последние годы связывают с развитием цифровой экономики, что в значительной степени является общемировой тенденцией. Стоит отметить, что внедрение новых электронных услуг не должно сопровождаться полным вытеснением традиционных способов взаимодействия государственных органов с населением и бизнесом, а должно идти параллельно с их оптимизацией.

Основными приоритетами дальнейшего реформирования менеджмента в государственных органах будут являться: повышение качества оказания государ¬ственных услуг; внедрение системы государственного планирования и бюджетирования; сокращение административных барьеров и наве¬дение порядка в сферах, где присутствует избы¬точное государственное вмешательство; дальнейшее развитие электронных компонентов, прежде всего ориентированных на обеспечение широкого предостав¬ления государственных услуг в электронной фор¬ме; реформа государственной службы.

Таким образом, система оценки эффективности становится ключевым инструментом совершенствования менеджмента в государственных органах в направлении экономической политики государства.

Список литературы

  1. Программа по форсированному внедрению «электронного правительства» Кыргызской Республики на 2013 – 2017 годы [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Кыргызской Республики – Режим доступа: URL: http://static.akipress.org/127/.storage/business/files/Sveta/d6e2730ffed3cd2cfbd028016d294483.pdf
  2. Бекташев К. Д., Мурзаев С. К. О подходах к оценке эффективности деятельности представительных органов местного самоуправления Кыргызской Республики / К. Д. Бекташев, С. К. Мурзаев // Вестник АГУПКР. – 2017. – № 23. – С. 12–17.

Интересная статья? Поделись ей с другими: