УДК 347.89
Степанов Александр Александрович – магистрант Юридического факультета Института сервиса, туризма и дизайна (филиала) Северо-Кавказского федерального университета в г. Пятигорске.
Степанова Людмила Петровна - кандидат юридических наук, доцент кафедры Гражданского права и процесса Института сервиса туризма и дизайна (филиала) Северо-Кавказского федерального университета в г. Пятигорске.
Аннотация: В представленной статье рассматриваются некоторые вопросы процедуры ликвидации органов государственной власти и органов местного самоуправления, являющихся юридическими лицами.
Ключевые слова: Государственные органы, казенные учреждения, юридическое лицоликвидация.
Ликвидация органов государственной власти и органов местного самоуправления имеет ряд существенных особенностей. Так, в большей степени данная процедура урегулирована подзаконными актами, актами государственных органов субъектов РФ и муниципальными актами, нормы же ФЗ «О некоммерческих организациях»[1] и ГК РФ[2] применяются только в случае, если он не урегулирован специальным законодательством, так, например, положения ст. 19 ФЗ «О некоммерческих организациях», посвященной ликвидации некоммерческих организаций не применяются к казенным учреждениям.
Решение о ликвидации федерального казенного учреждения принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющем полномочия и функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию. Если речь идет о региональных казенных учреждениях, то такое решение принимается высшим органом исполнительной власти субъекта РФ (например, Правительством Челябинской области [3]). Ликвидация муниципального казенного учреждения производится на основании решения, выраженного в форме постановления местной администрации.
Содержание такого решения практически идентично у всех видов казенных учреждений. Однако следует обратить внимание на такой пункт в решении о ликвидации казенного учреждения, как наименование правопреемника, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений. Уже достаточно одного только этого факта, чтобы усмотреть полное несоответствие ликвидации казенного учреждения понимаю ликвидация юридического лица. Считаем данное положение, полностью противоречащим институту ликвидации и нормам гражданского законодательства. Предлагаем исключить такой пункт в решении о ликвидации казенных учреждений и внести соответствующие изменения в Постановление Правительства РФ № 539, нормативные акты субъектов РФ и муниципальные акты, посвященные вопросам ликвидации таких учреждений. В обоснование данного довода следует добавить, что публично- правовое образование является учредителем казенного учреждения - органа публично-правового образования и несет субсидиарную ответственность по обязательствам своего учреждения, следовательно, при ликвидации такого юридического лица в случае недостаточности денежных средств, публично- правовое образование в порядке субсидиарности сможет удовлетворить требования кредиторов учреждения. В такой ситуации необходимо разграничивать правопреемство в гражданско-правовом смысле от перехода полномочий и функций ликвидируемого государственного (муниципального) органа. В последнем случае речь идет не о гражданских правоотношениях, а о сфере административно-правового регулирования по передаче компетенции одного органа власти другому. Данный процесс для органов публично-правовых образований при их ликвидации является стандартным, однако это не означает, что новому органу - юридическому лицу должны переходить права и обязанности в порядке гражданского правопреемства.
Также хотелось бы отметить, что орган государственный власти, ответственный за ликвидацию, выполняет роль ликвидационной комиссии от имени учредителя - Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования.
Ликвидация высших органов исполнительной власти таких, как министерства осуществляется по решению Правительства РФ.
Помимо решения о ликвидации также представляется пояснительная записка, в которой указывается целесообразность ликвидации такого учреждения и размер кредиторской задолженности.
Еще одно отличие процедуры ликвидации казенных учреждений от ликвидации юридических лиц, установленное в ГК РФ и ФЗ «О некоммерческих организациях» заключается в сроках этой процедуры, они носят специальный характер.
Особенностью процедуры ликвидации казенных учреждений, в организационно-правовой форме которых действуют государственные и муниципальные органы власти, заключается также в том, что в силу пункта 7 статьи 63 ГК РФ собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность перед кредиторами. Соответственно, кредиторы, в период ликвидации такого учреждения при недостаточности имущества у последнего, могут обратиться в суд с исковым заявлением об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества учреждения.
С момента завершения ликвидации учреждения кредиторы данного учреждения, не заявившие своих требований в процессе ликвидации учреждения, утрачивают право удовлетворения таких требований за счет собственника имущества этого учреждения [4].
Итоговое отличие заключается в распределении имущества казенного учреждения. Так, недвижимое имущество федерального казенного учреждения, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, а также недвижное имущество, на которое не может быть обращено взыскание предается федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия ликвидационной комиссии. Движимое имущество передается органу исполнительной власти по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию.
Несколько иной подход закреплен в отношении ликвидируемого имущества региональных учреждений. Так, и движимое, и недвижимое имущество, оставшееся после ликвидации, передается в казну соответствующего субъекта РФ. Такое правило, например, установлено в отношении казенных учреждений Орловской области [5].
Оставшееся после ликвидации движимое и недвижимое имущество муниципальных казенных учреждений переходит ликвидационной комиссии администрации муниципального образования.
Наиболее верным представляется подход в отношении ликвидации казенных учреждений субъектов РФ. В силу того, что имущество, переданное такому юридическому лицу, находится у него на праве оперативного управления, а за публично-правовым образованием сохраняется право собственности, то было бы логично и это соответствует институту ликвидации юридического лица, оставшееся движимое и недвижимое имущество передать собственнику, в казну. На основании изложенного необходимым представляется внести соответствующие изменения в Постановление Правительства РФ № 539 и муниципальные акты.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ). Получается, что с этого момента орган государственной власти или орган местного самоуправления утрачивает свою гражданско- правовую личность, однако это не означает, что прекращается его публично- правовой статус.
Банкротство как основание ликвидации в отношении казенных учреждений не применяется.
Список литературы