gototopgototop

УДК 347.89

Особенности ликвидации органов государственной власти и органов местного самоуправления

Степанов Александр Александрович – магистрант Юридического факультета Института сервиса, туризма и дизайна (филиала) Северо-Кавказского федерального университета в г. Пятигорске.

Степанова Людмила Петровна - кандидат юридических наук, доцент кафедры Гражданского права и процесса Института сервиса туризма и дизайна (филиала) Северо-Кавказского федерального университета в г. Пятигорске.

Аннотация: В представленной статье рассматриваются некоторые вопросы процедуры ликвидации органов государственной власти и органов местного самоуправления, являющихся юридическими лицами.

Ключевые слова: Государственные органы, казенные учреждения, юридическое лицоликвидация.

Ликвидация органов государственной власти и органов местного самоуправления имеет ряд существенных особенностей. Так, в большей степени данная процедура урегулирована подзаконными актами, актами государственных органов субъектов РФ и муниципальными актами, нормы же ФЗ «О некоммерческих организациях»[1] и ГК РФ[2] применяются только в случае, если он не урегулирован специальным законодательством, так, например, положения ст. 19 ФЗ «О некоммерческих организациях», посвященной ликвидации некоммерческих организаций не применяются к казенным учреждениям.

Решение о ликвидации федерального казенного учреждения принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющем полномочия и функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию. Если речь идет о региональных казенных учреждениях, то такое решение принимается высшим органом исполнительной власти субъекта РФ (например, Правительством Челябинской области [3]). Ликвидация муниципального казенного учреждения производится на основании решения, выраженного в форме постановления местной администрации.

Содержание такого решения практически идентично у всех видов казенных учреждений. Однако следует обратить внимание на такой пункт в решении о ликвидации казенного учреждения, как наименование правопреемника, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений. Уже достаточно одного только этого факта, чтобы усмотреть полное несоответствие ликвидации казенного учреждения понимаю ликвидация юридического лица. Считаем данное положение, полностью противоречащим институту ликвидации и нормам гражданского законодательства. Предлагаем исключить такой пункт в решении о ликвидации казенных учреждений и внести соответствующие изменения в Постановление Правительства РФ № 539, нормативные акты субъектов РФ и муниципальные акты, посвященные вопросам ликвидации таких учреждений. В обоснование данного довода следует добавить, что публично- правовое образование является учредителем казенного учреждения - органа публично-правового образования и несет субсидиарную ответственность по обязательствам своего учреждения, следовательно, при ликвидации такого юридического лица в случае недостаточности денежных средств, публично- правовое образование в порядке субсидиарности сможет удовлетворить требования кредиторов учреждения. В такой ситуации необходимо разграничивать правопреемство в гражданско-правовом смысле от перехода полномочий и функций ликвидируемого государственного (муниципального) органа. В последнем случае речь идет не о гражданских правоотношениях, а о сфере административно-правового регулирования по передаче компетенции одного органа власти другому. Данный процесс для органов публично-правовых образований при их ликвидации является стандартным, однако это не означает, что новому органу - юридическому лицу должны переходить права и обязанности в порядке гражданского правопреемства.

Также хотелось бы отметить, что орган государственный власти, ответственный за ликвидацию, выполняет роль ликвидационной комиссии от имени учредителя - Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования.

Ликвидация высших органов исполнительной власти таких, как министерства осуществляется по решению Правительства РФ.

Помимо решения о ликвидации также представляется пояснительная записка, в которой указывается целесообразность ликвидации такого учреждения и размер кредиторской задолженности.

Еще одно отличие процедуры ликвидации казенных учреждений от ликвидации юридических лиц, установленное в ГК РФ и ФЗ «О некоммерческих организациях» заключается в сроках этой процедуры, они носят специальный характер.

Особенностью процедуры ликвидации казенных учреждений, в организационно-правовой форме которых действуют государственные и муниципальные органы власти, заключается также в том, что в силу пункта 7 статьи 63 ГК РФ собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность перед кредиторами. Соответственно, кредиторы, в период ликвидации такого учреждения при недостаточности имущества у последнего, могут обратиться в суд с исковым заявлением об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества учреждения.

С момента завершения ликвидации учреждения кредиторы данного учреждения, не заявившие своих требований в процессе ликвидации учреждения, утрачивают право удовлетворения таких требований за счет собственника имущества этого учреждения [4].

Итоговое отличие заключается в распределении имущества казенного учреждения. Так, недвижимое имущество федерального казенного учреждения, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, а также недвижное имущество, на которое не может быть обращено взыскание предается федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия ликвидационной комиссии. Движимое имущество передается органу исполнительной власти по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию.

Несколько иной подход закреплен в отношении ликвидируемого имущества региональных учреждений. Так, и движимое, и недвижимое имущество, оставшееся после ликвидации, передается в казну соответствующего субъекта РФ. Такое правило, например, установлено в отношении казенных учреждений Орловской области [5].

Оставшееся после ликвидации движимое и недвижимое имущество муниципальных казенных учреждений переходит ликвидационной комиссии администрации муниципального образования.

Наиболее верным представляется подход в отношении ликвидации казенных учреждений субъектов РФ. В силу того, что имущество, переданное такому юридическому лицу, находится у него на праве оперативного управления, а за публично-правовым образованием сохраняется право собственности, то было бы логично и это соответствует институту ликвидации юридического лица, оставшееся движимое и недвижимое имущество передать собственнику, в казну. На основании изложенного необходимым представляется внести соответствующие изменения в Постановление Правительства РФ № 539 и муниципальные акты.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ). Получается, что с этого момента орган государственной власти или орган местного самоуправления утрачивает свою гражданско- правовую личность, однако это не означает, что прекращается его публично- правовой статус.

Банкротство как основание ликвидации в отношении казенных учреждений не применяется.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ (ред. от 05.02.2018)«О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, N 3, ст. 145.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
  3. Постановление Правительства Челябинской области от 22.12.2010 № 364-П «О порядке создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации областных государственных учреждений, а также утверждение уставов областных государственных учреждений и внесения в них изменений // СПС «КонсультантПлюс».
  4. Пункт 6 информационного письма Президиума ВАС РФ от 21.12.2005 № 104 «Обзор практики применения арбитражными судами норм Гражданского кодекса РФ о некоторых основаниях прекращения обязательств» // Вестник ВАС РФ. 2006. № 4.
  5. Постановление Правительства Орловской области от 06.12.2010 № 412 «Об утверждении порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации областных государственных учреждений, а также утверждения уставов областных государственных учреждений и внесения в них изменений» / URL: http://docs.cntd.ru/document/473704815 (дата обращения - 02.10.2013).

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Отправить статью

...

Форма оплаты

Номер статьи, присвоенный редакцией
Количество страниц в статье
Количество экземпляров журнала
Доставка: РФСНГ
Скидка (%)
Заказать свидетельство о публикации
1. Стоимость публикации каждой страницы статьи составляет 200 рублей.
2. Стоимость каждого экземпляра журнала, включая его изготовление и доставку, составляет 300 рублей для России и 600 рублей для стран СНГ.
3. Стоимость печатного свидетельства о публикации составляет 100 рублей

Реквизиты для оплаты через банк