gototopgototop

УДК 17.018.22

Становление и развитие системы экономического образования в России

Сайфутдинова Гузель Борисовна – кандидат исторических наук, доцент Казанского государственного энергетического университета.

Белянчиков Андрей Сергеевич – студент Казанского государственного энергетического университета.

Аннотация: В статье рассматривается необходимость обеспечения качественного отечественного образования в высших учебных заведениях и состояние образовательной сферы на продолжительном историческом этапе.

Ключевые слова: Российское образование, рыночная экономика, экономические дисциплины.

В начале ХХ века в Российской империи насчитываюсь 123745 начальных учебных заведений. В целом в России к 1 января 1914 г. из 8902621 учащихся в начальных и низших школах обучалось около 82% всех учащихся, в средних общеобразовательных и специальных учебных заведения – около 6%, в специальных средних и низших школах – 3,2%, в различных частных, национально-религиозных и т.п. учебных заведениях – около 7%, в высших учебных заведениях – 0,8% и около 1% не распределены по категориям заведений [1].

Принципы образования в Советском Союзе были сформулированы ещё в 1903 году в Программе РСДРП, озвученной на II съезде РСДРП: всеобщее бесплатное обязательное образование детей обоего пола до 16 лет; ликвидация сословных школ и ограничений в образовании по национальным признакам; отделение школы от церкви; обучение на родном языке и другое [2]. 26 декабря 1919 был подписан декрет о том, что всё население страны в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязывалось обучаться грамоте на родном или русском языке — по желанию. К 1970 гг. грамотных среди населения союзных республик в возрасте 9-49 лет было свыше 98 % [3].

С 1990-х годов Россия перешла на рыночную экономику, а экономическая наука и образование претерпело существенные трансформации, как ни какое другое направление. Социалистическая экономика не была приспособлена для управления рыночной экономикой. А население, не имело опыта рыночных отношений. Среди многочисленных задач, стоящих перед отечественной системой образования – повышения качества обучения экономическим дисциплинам, изменения роли преподавателя в учебном процессе, перехода к современным образовательным технологиям.

В настоящий момент в отечественном экономическом образование важной является проблема отсутствия достаточного количества квалифицированных кадров в области обучения экономике и предпринимательству, что связано с практическим отсутствием подготовки преподавателей экономики в педвузах, сокращением различных курсов подготовки. Вместе с тем имеет место отсутствие у педагогов позитивного опыта практической работы в сферах экономики и бизнеса. Предпринимательство – в постсоветском пространстве достаточно новый термин. В экономическом курсе предпринимательство может рассматриваться в узком понимании, как набор прикладных областей экономики, права, психологии, а также менеджмента, маркетинга и других дисциплин, которые должны способствовать развитию социально-экономической активности населения [4, 5].

При изучении дисциплин экономического направления традиционно ученые больше внимания уделяют внедрению инновационных технологий в преподавании в высших учебных заведениях (Волков А. Е., Ливанов Д. В., Фурсенко А. А.) [6]. Современные экономисты стремятся мотивировать свой арсенал методов и приемов своеобразием экономического мышления, формирование и развитие которого считают важнейшей задачей высшего образования, потому что экономическое мышление проявляется в понимании природы экономических аргументов.

Современное экономическое образование выполняет следующие функции: целенаправленная подготовка личности к участию в общественной жизни; дополнение к первичным этапам социализации личности (влияние традиций, среды и т.д.) концентрированной специально отобранной информацией, которая превращается в знания в процессе обучения; реализация конкретно-исторических общественных целей через учебно-воспитательный процесс, построенный на соответствующих технологиях обучения; проверка уровня готовности личности к участию в жизни общества путем соответствующих публичных испытаний (диспут, семинары, дискуссии, конференции) [7, С. 300-304].

За знания, умения, навыки, в том числе технологические, в области экономических дисциплин отвечает социально-экономический подход, основанный на том, что прикладная экономика, бизнес-дисциплина, изучается на основе экономической теории или точнее, как примеры ее применения. Изучение экономики строится с преобладанием математических методов, таким образом, достигается цель – понимание обучающимися ценностных установок рыночной экономики, преимущественной эффективности частной собственности, понимание необходимости рационального поведения в хозяйственной жизни.

В наше время содержание экономического образования требует формирования современных принципов преподавания гуманитарных дисциплин вообще и экономики в частности. Формирование экономического мышления происходит через: привлечение в преподавание значительного арсенала разнообразных источников; привлечение в научный оборот наиболее существенных, реально проверенных фактов; освещение экономических явлений через принципы конституции России, широкий плюрализм мнений, взглядов, видений общественных явлений; педагогическое партнерство преподавателя и студента.

Таким образом, отечественное экономическое образование имеет свой неповторимый исторический опыт и нуждается в обеспечении качественного преподавания с учетом новейших достижений в экономических областях знаний.

Список литературы

  1. Миф о введении обязательного всеобщего начального образования в царской России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://monco83.livejournal.com/18703.html (Дата обращения: 25.10.2017).
  2. Образование в СССР // Википедия. [2017—2017]. Дата обновления: 11.11.2017. URL: http://ru.wikipedia.org/?oldid=88919523 (дата обращения: 11.11.2017).
  3. Грамотность [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/81110/%c3%f0%e0%ec%ee%f2%ed%ee%f1%f2%fc (Дата обращения: 25.10.2017).
  4. Адамчук В. В. Ромашов В. В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда. – М.: ЮНИТИ, 1999.
  5. Баткаева И. А. Организация оплаты труда в условиях перехода к рыночной экономике: учебное пособие. – М.: ГАУ, 1994.
  6. Волков А. Е., Ливанов Д. В., Фурсенко А. А. Высшее образование: повестка 2008-2016 // Российское образование: тенденции и вызовы: сб. статей и аналитических докл. М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2009.
  7. Сайфутдинова Г. Б., Козелков О. В., Тактамышева Р. Р., Усачев С. С. Педагогические условия повышения мотивации студентов вузов к учебной и научно-исследовательской работе посредством ИКТ // Казанский педагогический журнал. – 2015. № 5 (Ч. 2). С. 300-304.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Отправить статью

...

Форма оплаты

Номер статьи, присвоенный редакцией
Количество страниц в статье
Количество экземпляров журнала
Доставка: РФСНГ
Скидка (%)
Заказать свидетельство о публикации
1. Стоимость публикации каждой страницы статьи составляет 200 рублей.
2. Стоимость каждого экземпляра журнала, включая его изготовление и доставку, составляет 300 рублей для России и 600 рублей для стран СНГ.
3. Стоимость печатного свидетельства о публикации составляет 100 рублей

Реквизиты для оплаты через банк