УДК 338.242

Принципы в антимонопольном правоприменении

Газарян Арам Владимирович – магистрант Юридического факультета Института сервиса, туризма и дизайна (филиала) Северо-Кавказского федерального университета в г. Пятигорске.

Аннотация: В настоящем исследовании предпринимается попытка проанализировать антимонопольные принципы; сформулированы основные из неписанных принципов.

Ключевые слова: Законодательство, принципы, антимонополия, конкуренция, ограничения.

Принципы права, которыми в интегративном понимании самостоятельные формы международного и внутригосударственного права, определяющие их сущность, обеспечивающие сбалансированное состояние права, его взаимосвязь с иными формами права, внутреннее единство и целостность; ожидаемость, предсказуемость, непротиворечивость и последовательность правотворческого и правореализационных процессов [1]. Принципы могут и не содержаться в нормативных правовых актах, но существуют как правовое явление. Они выступают в качестве «стабилизаторов» - они обеспечивают правовую логику применения закона даже в том случае, если нормативные правовые акты дефектны или содержат пробелы. Использование принципов в антимонопольном правоприменении сложно переоценить - следование одной только букве закона приводит к негативным последствиям.

Принципы приводятся в национальных нормативных правовых актах, а также в международных договорах, на неписаные принципы, устанавливаемые антимонопольными ограничениями, ссылаются российские и зарубежные суды [2].

В первую очередь - это принцип добросовестности конкуренции, не в узком понимании российского Закона о защите конкуренции, где он сведен к перечислению видов административных правонарушений с использованием интеллектуальной собственности или имени конкурента, а в глобальном - соблюдение правил честной игры, соблюдение антимонопольных ограничений. Принцип равенства - формулируемый зачастую как отсутствие дискриминации - именно из этого принципа происходят антимонопольные ограничения для тех участников рынка, которые обладают относительной или абсолютной властью на нем. Принцип единства экономических интересов- он позволяет вычленить группу лиц как единого хозяйствующего субъекта и распространить антимонопольные ограничения на всех ее участников. Принцип отсутствия необоснованных ограничений предпринимательской деятельности и разумного вмешательства государства- его проявления можно наблюдать как в Конституции РФ, так и в Договоре о ЕС- это провозглашенная свобода передвижения товаров, работ и услуг. Но в действительности этот принцип намного шире - его содержанием является невмешательство государства в предпринимательскую деятельность до тех пор, пока это не требуется для достижения общественного блага или защиты законных прав и интересов участников рынка.

Помимо общих принципов, антимонопольные ограничения содержатся и в специальных. К ним можно, например, отнести принцип соответствия национального режима регулирования конкуренции общеевропейскому (Регламент ЕС 1/2003 [3]), а также принцип согласованности государственной политики в области конкуренции, проводимой странами- членами Евразийского союза (ст. 75 Договора о Евразийском экономическом союзе).

Также существует группа так называемых «утилитарных» антимонопольных принципов, которые представляют собой зачастую непоименованные в нормативных правовых актах, но существующие самостоятельно принципы, позволяющие отграничить антиконкурентную практику от обычной хозяйственной деятельности, и обеспечивающие правильность применения антимонопольных ограничений. Это принцип per se illegal, который сегодня свелся к норме - картели незаконны сами по себе, и принцип rule of reason - прежде чем установить нарушение антимонопольного ограничения, надо проверить разумность хозяйственного поведения потенциального нарушителя. Дополняет этот перечень утилитарный принцип эффективности: даже если антимонопольное ограничение нарушено и пределы реализации гражданских прав превышены, но рынок получил от этого нарушения преимущество, нарушитель не должен преследоваться за свои действия.

Антимонопольные ограничения могут быть связаны как с одним, так и с совокупностью принципов: например, запрет злоупотребления доминирующим положением, устанавливающий ограничения для обладающего властью участника рынка и не дающие ему ущемлять права зависимого контрагента, равно как и его зеркальное доктринальное отражение «доктрина необходимого оборудования», не позволяющая одним участникам рынка паразитировать на достижениях других, основаны на нескольких принципах: равенство, отсутствие дискриминации и разумность вмешательства государства, эффективность [4].

Список литературы

  1. Ершов В.В. Право и «неправо»// Проблемы организации органов государственной власти и местного самоуправления: история, теория, практика и перспективы: сборник научных трудов/ отв. ред. Н.В. Кешикова. Иркутск. 2013. С.22
  2. Российские суды, как правило ссылаются на принцип равноправия, см. например, определение ВС РФ от 13.05.2015 по делу № 306-ЭС14-6558, сформулированный как принцип «запрета необоснованных предпочтений», ссылки на принципы rule of reason и per se illegal есть практически в каждом американском судебном решении, а раздел 60 английского Competition Act 1998 г. содержит так называемый governing principle clause, требующий соответствия национального режима общеевропейскому.-Прим. авт. Е.Б.
  3. Доронина Н.Г. Правовое регулирование офшорных зон по российскому законодательству/ Н.Г Доронина//Журнал российского права, 2012, № 6 (186). С. 107-111.
  4. Ершов, В.В. Международное и внутригосударственное право и неправо: юридическая природа, классификация и дифференциация/В.В. Ершов// Российское правосудие. -2015.-№9 (113).- С.3-18.