УДК 159.922

Архитектоника творчества

Нефедов Евгений Александрович – студент Академии строительства и архитектуры Донского государственного технического университета.

Аннотация: В статье рассматривается понятие архитектоники в искусстве, в художественных произведениях. Она является очень близким синонимом слову «композиция». Описаны деления искусства на группы: пространственные, временные и пространственно-временны. Затронуты такие виды искусства как живопись, литература, скульптура, архитектура, прикладное искусство. Рассмотрена бифункциональность архитектоники. Сделаны выводы о значимости данного понятия в современном мире.

Ключевые слова: Композиция, творчество, искусство, построение, живопись, литература, архитектура.

Понятие архитектоника представляет собой соотношение частей одного произведения, их расположение и взаимосвязь внутри него, образование единого смыслового пространства. Также понятие включает в себя внешнюю структуру произведения и его деление на составляющие, оно широко применяется в самых различных видах искусства. В музыкальных и литературных произведениях оно означает единое целое, взаимосвязанные элементы составляющих частей и элементов в рамках одной идеи [1].

Архитектоника близка по смыслу со словом «композиция». Приемы этого метода являются одним из значимых элементов художественного стиля, являясь социально значимыми. В рамках одного стиля приемы архитектоники могут меняться в зависимости от направления творчества, ведь каждый жанр имеет свои характерные черты, требующие особенной композиции. Композиция подразумевает собой совмещение отдельных частей какого-либо произведения в единое целое [2].

Произведения искусства можно поделить на три обширные группы: пространственные, временные и пространственно-временные. Хотя данная классификация является довольно условной, ведь границы данных групп размыты и могут изменяться. Пространственные изучают окружающий мир и передают его в материально-образном воспроизведении, являясь пластическими и воспринимаемыми органами чувств. В качестве примера можно привести скульптуру и прикладное искусство. В этом классе искусств изобразительный прием художественного языка присущ живописи, графике, фотографии, которые с большой долей правдивости воспроизводят реальность [3]. Такое изображение может быть объемным (или даже трехмерным) или плоскостным (двухмерным). Неизобразительным строем характеризуются архитектурные произведения, прикладное и промышленное искусство, где сложно подобрать аналогию в реальном мире. Важные открытия и научно-технические достижения отражаются в новых художественных образах и технологиях [4].

Б. Галеев разделил все искусства на 4 основные группы: зрительное, выразительное, изобразительное и слышимое. Между тем, архитектура в этой классификации занимает промежуточное место между выразительным и зрительным искусством.

Архитектоническое искусство является бифункциональным, так как выполняет сразу две функции: утилитарную и художественную. Таким образом, при оценке эстетики самого произведения обращается внимание на его функциональность. В истории девятнадцатого века была некая критическая ситуация, когда в европейских странах был период застоя и упадка ремесел, и образовалось несоответствие жизненных процессов и производимых товаров, вызванное повторением старых форм в новых изделиях. В связи с этим возникла потребность в поиске нового формообразования, опирающегося на иные эстетические принципы и отвечающего характеристикам бурно развивающихся технологий и процессов [5].

Творения высокого художественного уровня обязательно должна отличать оригинальность. Форма и размер должны быть уникального образа, непохожего на предыдущий. Композиционные задачи ежедневно должны решаться по-новому, потому что много раз показанные идеи воспринимаются как неудачные и устаревшие. Хотя оригинальность авторского решения не должна переходить в неопределенность, в нарушение информативности, правдивости формы. Композиционные решения разрабатываются с учетом развития моды, и несколько опережает её, тем самым воспитывая вкусы потребителей. Искусство двадцатого века сумело создать на основе великого прошлого свои новые и не менее великие произведения, сохранившие многовековые традиции. Основой многих проектов послужили знания о силе земного тяготения, статичности и весе предметов [6].

В живописи для получения целостности работы художник заранее прорабатывает сюжет вплоть до мельчайших подробностей: люди, природа, животные, предметы. В конечном итоге получается произведение, способное передать свое особое настроение. Каждый объект состоит из конкретного цвета, формы и текстуры.

С музыкальными произведениями обстоит немного сложнее, ведь они более разнообразны и едины одновременно. Каждому человеку близко свое определенное музыкальное направление и стиль. Любая мелодия – это композиция штрихов, оттенков, темпа, размера и тональности. При соединении они образуют конкретную форму, называемую архитектоникой классического произведения [7].

Литературная архитектоника включает в себя две основные составляющие: внешнюю структуру и сюжет. Приемы композиции являются элементами стиля и понятны социуму. Повествование может быть как логическим, плавным и последовательным, так и несоразмерным его частям. В зависимости архитектонические приемы могут поменяться. Благодаря принципу целостности архитектоники существует и природа океанов, и сам человек, и даже космос. Благодаря этому люди воплотили многие свои творения как в науке, так и в обычной жизни.

Список литературы

  1. Живопулова Н.В. Исповедь антигероя в архитектонике «Игрока» Достоевского // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. – 2004. – №1. – С. 13-16.
  2. Федосеенков А.В. Философия жизни: экзистенциальный аспект социальной маргинальности. Ростов-на-Дону, 2014, С. 138-146.
  3. Борцов Ю.С., Веселая Т.В., Драч Г.В., Запрудский Ю.Г., Коновалов В.Н., Королев В.К., Коротец И.Д., Лубский А.В., Фомина С.И., Федосеенков А.В., Чичина Е.А., Штомпель Л.А., Штомпель О.М. Человек и общество (культурология) // Словарь-справочник. – Ростов-на-Дону, 1996.
  4. Белоконев Г.П., Федосеенков А.В. . – Педагогическая культура в высшей школе: учеб. Пособие // Ростов н/Д, РГСУ. – 2005. – С. 60.
  5. Майданская И.А., Федосеенков А.В., Синкретические ценности «калифорнийской идеологии». Интернет-журнал «Науковедение». 2012, – №4, С. 216-221.
  6. Федосеенков А.В. Философия маргинальности. В сб.: Современный человек в пространстве образования и науки. – Таганрог, 2004. – С. 41-45
  7. Федосеенков А.В. Культура субъективности // Путь в науку. – Ростов-на-Дону, 2001. – С. 123-125.