gototopgototop

УДК 338.49

Исследование значения территорий опережающего развития как перспективных участников финансового рынка России

Джусс Арина Романовна – студентка кафедры Финансов и кредита факультета Экономики и финансов Сибирского института управления – филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Аннотация: В статье рассматривается сущность и необходимость территорий опережающего развития (ТОР) на базе особого правового режима ведения предпринимательской и других видов деятельности в российской экономике. Проанализированы ТОР на примере Сибирского региона как перспективных участников финансового рынка. В заключении статьи сформулированы основные выводы.

Ключевые слова: Территории, инвестиции, развитие, участник, финансовый рынок.

О необходимости выделения зоны с темпами развития социальной структуры и экономики, опережающими другие регионы, заявил глава государства в ежегодном обращении к Федеральному собранию еще в декабре 2013 года. А уже через год Госдумой был принят федеральный закон №473-ФЗ «о территориях опережающего развития: настоящий закон позволяет арендовать и эксплуатировать гражданами иной страны 60% территорий РФ на срок до 70 лет с правом продления…» [1]. Изначально Президент России предложил начать с Дальнего Востока и Сибири. Причем особым условием должно было стать создание производств на не сырьевой основе, ориентированных по большей части на экспорт [2]. Целью данной статьи является исследование сущности и необходимости территорий опережающего развития (ТОР) как перспективного участника финансового рынка России, а именно, на примере такого участника, как Сибирского региона.

В настоящей статье сначала определим, что по законодательству [1] представляет собой ТОР - это территория опережающего социально-экономического развития - часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.

Рассмотрим необходимость в ТОР на примере Сибирского региона, как перспективного участника финансового рынка, о функционировании которого как регулятора с рассмотрением методик инвестиционной оценки и перспектив его развития рассматривается в работах [3,с.36] и [4, с.355]. «…В Новосибирской области в 2016 г. была создана рабочая группа для пилотного проекта "Территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) на ресурсной базе Маслянинского, Черепановского и Сузунского районов…" [5]. Алгоритмы функционирования подобных пилотных проектов также представлены в общей концепции развития рынка объектов интеллектуальной собственности (ОИС) в России, одним из примеров оценки которого рассмотрен в работе [6, С.214]. Конечно же, не стоит забывать и про риски в осуществлении таких проектов, как ТОСЭР, некоторые оценочные методы с понижением рисков с инвестициями описаны в работе [7, С.226], а непосредственно касающиеся методов снижения риска рынка страхования описаны в работе [8, с.244]. Создание ТОСЭР в Новосибирской области предполагает объединение экономического потенциала трех районов, формирование с привлечением инвесторов на их базе агропромышленного, туристического и логистического кластеров. В частности, точками роста экономики Маслянинского района должны стать комплексы по производству и переработке молока, тепличные и рыбохозяйственные предприятия, производства фанеры и кирпича, парк зимних олимпийских видов спорта, отдыха и туризма "Салаир Олимпик". В начале работы рабочей группы над пилотным проектном развития ТОР в НСО, была изучена карта полезных ископаемых НСО. Напомним, что территории опережающего развития (ТОР) – это часть территории субъекта Российской Федерации, а именно, которая находилась бы на территории НСО, на которой установился бы особый правовой режим ведения предпринимательской и других видов деятельности. Поскольку на северо-западе НСО имеются месторождения нефти и природного газа. На территории Северного района области найдено семь нефтяных месторождений: Верх-Тарское; Малоичское; Восточно-Тарское; Тай-Дасское; Ракитинское; Восточное и Восточно-Межовское. По данным автора статьи [9]: «…Конечная цель программы – к 2025 году вывести моногорода из зависимости от градообразующих предприятий путём привлечения инвесторов и открытия новых производств…Статус ТОСЭР даёт территориям налоговые и прочие преференции. Например, налог на прибыль, составляющий порядка 20%, может быть снижен от 0 до 5% в первые пять лет существования ТОСЭР и составлять от 10 до 17% – во вторую пятилетку. Страховые взносы, общепринятый размер которых – 30%, для ТОСЭР предусмотрены в размере 7% в течение первых пяти лет. Будут льготы по налогу на имущество и налогу на землю...». Для реализации всех этих проектов необходимо создание инфраструктуры, за счет средств, как федерального бюджета, так и бюджета Новосибирска, и, как правило, с привлечением частных инвестиции, что позволит создать новые высокопроизводительные рабочие места. А в общем реализация ТОСЭР поспособствует: пополнению бюджета Новосибирской области; росту субсидий и дотаций; созданию новых рабочих мест (как отмечено выше); привлечению инвестиций; росту конкурентноспособности отдельных проектов и региона в целом; поддержке отечественного производителя; повышению качества продукции и снабжению населения необходимой продукцией. В РФ сейчас 319 моногородов в 61 субъекте Федерации. К концу 2018 года в них планируют сделать 37 ТОСЭР на 105 резидентов, создав в общей сложности 230 новых рабочих мест [9].

Таким образом, как следствие, образование территории опережающего экономического развития для Сибирского региона создаст прецедент для роста ВРП, прироста инвестиций Новосибирской области и улучшение в целом уровня жизни для населения моногородов.

Список литературы

  1. О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2014 г. №473-ФЗ (ред. от 31.12.2017 г., с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2015. - №1 (ч.I). - Ст. 26.
  2. Наталия Островерхова. Территория опережающего развития: создание, льготы, закон. – 2017. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.syl.ru/article/313835/territoriya-operejayuschego-razvitiya-sozdanie-lgotyi-zakon-territoriya-operejayuschego-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 14.04.2018 г.)
  3. Щербина О.Ю. Мегарегулятор финансовых рынков в России // Финансы и кредит. – 2015. - №34 (658). – С.36-46.
  4. Щербина О.Ю. Финансовый рынок: концепция перспектив развития // Экономические науки. - 2010.- №62. - С. 355-361.
  5. Наталья Решетникова. Новосибирская область будет бороться за ТОР. – Российская газета. – 2016. [Электронный ресурс]. – URL: https://rg.ru/2016/01/25/reg-sibfo/rasvitie-anons.html (дата обращения: 14.04.2018)
  6. Щербина, О.Ю., Судиловская Я.Л. Исследование процесса оценки объектов интеллектуальной собственности / О.Ю. Щербина, Я.Л. Судиловская // В сборнике: Фундаментальная наука и технологии – перспективные разработки. Материалы XII международной научно-практической конференции. н.-и. ц. «Академический». North Charleston, SC, USA. – 2017. – С. 214-216.
  7. Щербина О.Ю., Либрехт Е.А. Исследование интернет-трейдинга как упрощенного процесса заключения сделок с ценными бумагами / О.Ю. Щербина, Е.А. Либрехт // Современные аспекты экономики. – 2008. – №3. – С. 226-228.
  8. Щербина, О.Ю. Разработка моделей оценки рисков и страхования автотранспортных средств, морских и воздушных судов // В сборнике: 21 век: фундаментальная наука и технологии. Материалы VI международной научно-практической конференции. н.-и. ц. «Академический». North Charleston, SC, USA. – 2015. – С. 244-248.
  9. Екатерина Соснина. Территория опережающего развития. – Аргументы и факты. - №11. – 14.03.2018г.[Электронный ресурс]. – URL: http://www.nsk.aif.ru/society/territorii_operezhayushchego_razvitiya (дата обращения: 14.04.2018 г.)

 

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Отправить статью

...

Форма оплаты

Номер статьи, присвоенный редакцией
Количество страниц в статье
Количество экземпляров журнала
Доставка: РФСНГ
Скидка (%)
Заказать свидетельство о публикации
1. Стоимость публикации каждой страницы статьи составляет 200 рублей.
2. Стоимость каждого экземпляра журнала, включая его изготовление и доставку, составляет 300 рублей для России и 600 рублей для стран СНГ.
3. Стоимость печатного свидетельства о публикации составляет 100 рублей

Реквизиты для оплаты через банк