gototopgototop

УДК 72.01

Философия дизайна

Углев Александр Александрович – студент кафедры Истории и гуманитарных наук Донского государственного технического университета.

Аннотация: В данной статье автор рассматривает ключевые понятия дизайна и рассматривает его значение в культуре и обществе

Ключевые слова: Философия, дизайн, проект, концепт, идеи.

Дизайн – это вид деятельности, направленный на разработку и проектирования различных идеи.

Основные направления дизайна, как творческого процесса:

  • техническая эстетика
  • художественный дизайн

Главное призвание дизайна – выполнять не только идейную и проектную функцию, но и реализовывать различные потребительские задачи. В современном мире дизайн является одним из наиболее популярных и важных видов человеческой деятельности, которая охватывает все сферы жизни. Нельзя недооценивать его значение для общества, потому что влияние современных концепций и проектов, созданных молодыми дизайнерами, оставляет свой след в культуре и воздействует на эмоциональный и психологический мир человека выполняя утешающую и компенсаторную функцию. Существование дизайна невозможно без исторического аспекта. Как самостоятельное направление он появился в конце 19 века, ознаменовав собой наступление эпохи массовой культуры. Раньше духовные традиции и материальные ценности находили отражение в искусстве, музыке и т.д., но постепенно искусство материализовалось и потребовало некоторого совершенствования и улучшения, для понимания и восприятия человека. В этот момент дизайн и пришел на помощь. Основные факторы, повлиявшие на появление дизайна:

  1. Развитие в 19 веке промышленности и производства привело перенасыщению рынком продукции от различных производителей, именно концепции рекламы, созданные дизайнерами, смогли создать необходимые условия для здоровой конкуренции между производителями.
  2. В это время происходило уровня жизни населения и увеличение грамотности, как следствие демократизации и либерализации общества, которое привело к повышению культуры и необходимости в новых идеях, проектах и разработках. Увеличилось количество печатных изданий и новых областей специальностей дизайна и его применения.
  3. Дизайну, особенно коммерческому, всегда был присущ особый пафос недоступности и роскоши, но с ростом производства и промышленности все изменилось, благодаря формированию понятия о том, что дизайн должен выполнять прежде всего социальные и бытовые задачи, обеспечивая общество всем необходимым для комфортной жизни.

Осмысления функций дизайна невозможно без анализа основных групп, отражающих наиболее важные особенности и задачи.

  1. Первая группа включает в себе философское осмысления дизайна, обобщения основных понятий, например: «Дизайн является единым началом материальной и духовной сфер бытия, их объединением». Данное определение является основополагающим принципом философии дизайна, потому что создание материи и весь многообразный мир природы может рассматриваться как законченный результат природного проектирования. В современном мире ученые проявляют все больший интерес к биопроектированию и биоэтике, для создания проектов на основе природных моделей.
  2. Вторая группа включает в себя утилитарные определения, обозначающие практическое значение и смысл. Например: «Дизайн является художественным проектированием проектов и изделий массового производства». Основной смысл данного направления заключается в применении дизайна для решения бытовых и производственных задач, поставленных мануфактурой, обществом, государством. Утилитарные определения ставят приоритетной задачей не “пронести художественный замысел в массы”, а увеличить спрос на различные виды продукции, путем разработки идеи и проектов, прежде всего для коммерческой выгоды. При этом теряется основой смысл дизайна.
  3. Третья группа содержит в себе духовную составляющую дизайна. Например: «Дизайн –это способ воплотить в реальность какую-либо задумку материальным средствами». Потребительская задача всегда играла большую роль в культуре человечества. Одной из приоритетных задач философии дизайна является воплощение дизайна как одного из видов ремесленной, профессиональной деятельности человека, развивающей человека и общество в целом. С философской точки зрения дизайн должен рассматриваться как объект изменения и преобразования окружающего мира. А дизайнера, способного своими идеями и проектами изменять общество и творить культуру и историю.

В самом понимании дизайна кроются две ключевые идеи, которые идут вместе неразрывной нитью. Это прежде всего:

  • Объект духовной культуры
  • Вид профессиональной человеческой деятельности

Актуально задачей философии дизайна безусловно является принятие его теоретической роли, как основы в культурном и историческом аспекте.

Историческая роль философии анализа дизайна позволяет выявить его различные оттенки и особенности, в разные эпохи становления и развития не только как проектной и конструкторской деятельности, но и функциональной и социально-значимой профессии.

Однако функциональность в современном мире, далеко не саамы важный и главный критерий хорошего дизайна. В исследованиях европейских ученых сформировались два направления роли и сущности философии дизайна в обществе:

  1. Представители первого направления акцентировали свое внимание на большой роли дизайна, как инструмента, влияющего на сознание и мировосприятие людей. Так, как представляли дизайн- как особый результат роста промышленности, техники и цивилизации
  2. Представители второго направления считали, что обширный предметный мир настолько развился, что для современного человека не осталось материальных благ, которые не были бы не удовлетворены им. Большинство товара находится в избытке, поэтому производители стараются превратить свой товар в произведение искусства, чтобы повысить продажи.

Таким образом, философия дизайна заключается в его огромном и безграничном влиянии на культуру «В основе любой ценностной системы, представляющей определённую культуру», всегда лежит идеал, общество и производство. Исторически заложенная связь между предметным миром человека и его сознанием способна позитивно повлиять духовное и социальное развитие общества, изменить его в лучшую сторону.

Список литературы

  1. Федосеенков А.В.Божественная природа человеческой субъективности. – Ростов н/Д: Рост. гос. строит. ун‐т, . – 7 с
  2. Федосеенков А.В. Социальная маргинальность: экзистенциальный аспект: автореф. дис. канд. филос. наук. Ростов на/Д., 1998. 24 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Отправить статью

...

Форма оплаты

Номер статьи, присвоенный редакцией
Количество страниц в статье
Количество экземпляров журнала
Доставка: РФСНГ
Скидка (%)
Заказать свидетельство о публикации
1. Стоимость публикации каждой страницы статьи составляет 200 рублей.
2. Стоимость каждого экземпляра журнала, включая его печать и доставку, составляет 300 рублей для России и 500 рублей для стран СНГ.
3. Стоимость свидетельства о публикации составляет 100 рублей

Реквизиты для оплаты через банк