gototopgototop

УДК 656.062

Перспективы развития транспортной логистики

Трифонова Светлана Юрьевна – студентка департамента Менеджмента Финансового университет при Правительстве Российской Федерации.

Аннотация: В данной статье проведен анализ и перспективы развития транспортной логистики в нашей стране. Рассмотрена структура рынка транспортно-логистических услуг. Сделан вывод о сложности данных услуг в настоящее время.

Ключевые слова: Транспортная логистика, транспортно-логистические услуги, грузоперевозки, страна, анализ.

В последние десятилетия замечается определенная тенденция, которая показывает возрастающий интерес к логистической деятельности, в частности к транспортной логистике. Все больше накапливается число теоретических и практических знаний, посвященных решению различных транспортных проблем.

По развитию транспортной инфраструктуры, Россия относиться к числу стран, имеющих весьма низкий уровень. Данный показатель стоит наряду со многими другими, которые в итоги сдерживают экономическое развитие нашей страны [1]. Для решения этих серьезных задач возникает необходимость анализа и экономической оценки работы, повышения точности планирования, как крупных транспортных систем, так и отдельных ее элементов. На сегодняшний день выполнение данных задач возможно лишь с применением логистических методов, т.е. определенного алгоритма, который с помощью вариантивных экономико – математических методов позволяет оптимизировать работу отдельных элементов транспортного процесса и способствовать объединению этих элементов в целостную структуру. Именно актуальность данной темы дает целесообразность рассмотрения новых подходов транспортной логистики для решения поставленной проблемы.

Транспортная логистика – оптимизация перемещение требуемого количества товара в нужную точку, определенным маршрутом за требуемое время и с наименьшими затратами [2]. Транспортная логистика способствует решению следующих задач:

  • обеспечение единства технической составляющей транспортно – складского процесса;
  • определение оптимального маршрута транспортировки груза;
  • создание транспортных систем;
  • выбор вида и типа транспортного средства;
  • создание транспортных цепей и коридоров;
  • совместное планирование складского, производственного и транспортного процессов.

Данная область логистики координирует и выбирает наиболее эффективные варианты передвижения материальных потоков. Уделяет внимание сокращению затрат на все логистические операции: от закупки материалов и сырья до сбыта готовой продукции конечному потребителю. При этом рассматривает возможные варианты наценок на товар, который следует по определенному каналу логистических звеньев, и использование различных транспортных средств.

В современной транспортной логистике для выбора оптимальных маршрутов и транспорта необходима компьютерная обработка исходных данных (свойства груза, количество заказов и т.п.) [2]. Так как ежедневно множество компаний сталкиваются с рядовыми проблемами, такими как, выбор способа и вида грузоперевозок, построение оптимального маршрута движения и других. Компании готовы вложить немалые денежные средства, чтобы решить данные проблемы. Для многих небольших компаний порой бывает достаточным использование пакета Microsoft Excel. Названная программа оптимизирует процесс поиска наиболее рационального маршрута перевозки с помощью решения транспортных задач набором представленных функций. Не смотря на то, что подход является стандартным он позволяет не только получить оптимальный результат, но и предлагает ресурсы для проведения анализа.

Более того, транспортная логистика является одним из эффективных способов повышения конкурентоспособности различных предприятий.Зачастую можно наблюдать, что перевозка грузов осуществляется либо самим производителями, либо специализированными компания.

Второй вариант является наиболее эффективным, так как в этом случае все участники транспортно – логистического процесса плотно взаимодействуют друг с другом. Действия таких участников согласованы и экономически эффективны. При такой форме организации транспортных перевозок можно достичь единого управления материальными потоками, что позволит точно планировать доставку товаров, в определенный срок, с минимальными издержками.

Если рассматривать решение транспортно – логистических задач Российской Федерации, то можно заметить, что более 80% объема транспортной работы приходится на железнодорожный транспорт, между тем в мировой системе доставки товаров 60% внешнеторговых сделок заключается с привлечением морского транспорта. Для страны характерны резкая неравномерность перевозок — концентрация в направлении удовлетворения спроса нескольких сырьевых отраслей [4].

Согласно данным исследовательского агентства «M.A.RESEARCH» структура рынка транспортно-логистических услуг выглядит следующим образом (Рис.1).

Рисунок 1. Структура российского рынка ТЛУ в 2015 г., %

По данным таблицы можно сделать вывод, что к наибольшую долю транспортно – логистический услуг в 2015 год составили грузоперевозки, а наименьшую управленческая логистика 88% и 1% соответственно.

На основе данных можно выделить основные прогнозируемые тренды на рынке транспортно – логистических услуг до 2018 года [4]:

  • Низкий спрос на транспортно – логистические услуги.
  • Сокращение объема грузоперевозок в импортном сообщении.
  • Повышение значения портов РФ в перевалке экспортных грузов, а также продовольствия и сырья для его производства из развивающихся стран, увеличение грузоперевозок из Китая.
  • Рост внутрироссийских грузоперевозок (импортозамещение).
  • Усложнение цепочек поставок, изменение маршрутов.
  • Сохранение рисков неплатежей со стороны заказчика - банкротство транспортных и логистических компаний.
  • Усиление проблемы безопасности перевозок.

В связи с этим, требуется принятие решений и мер по развитию представленных транспортно – логистических услуг.

Постановление Правительства РФ от 05.12.2001 N 848 (ред. от 13.10.2016) «О Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)» будет проводить ряд программ [3]:

  • повышение конкурентоспособности транспортной системы России;
  • развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике;
  • повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы;
  • улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений на транспорте.

Для реализации этих целей необходимо решение следующих задач:

  • развитие путей сообщения (автомобильные дороги, железнодорожные линии, внутренние водные пути);
  • регулирование тарифной системы, которая на данный момент времени влечет за собой обходные и значительно более дешевые маршруты транспортировки готовой продукции;
  • увеличение пропускной способности российских морских портов;
  • контроль чрезмерно высокого уровня налогов и таможенных пошлин, что ведет к сложности обновления парка подвижного состава;
  • необходима работа с информационным обеспечением, так как большой документооборот, вызывает проблемы связанные с оформлением прохождения грузового потока через транспортные центры, преодолением таможенных барьеров посредством бумажных документов;
  • налаживание правовых вопросов, касающиеся взаимодействия таможни и грузовладельцев;
  • автоматизация управление транспортной логистикой;
  • внедрение интегрированного управления цепями поставок.

Вышеперечисленные моменты говорят о том, что транспортной логистике в России не хватает четкой нормативной и законодательной базы, технического обеспечения в плане инфраструктуры, техники и информационных систем.

Таким образом, можно сделать вывод, что транспортно – логистический рынок на сегодняшний день испытывает сложности. Основными и главными направлениями его развитиями должны стать совершенствование законодательной базы, обновление инфраструктуры нового поколения, контроль цепей доставки и каналов распределения готовой продукции, стимулирование работы транспортных компаний, единство информационной системы. Развитие данных направлений приведет к уличению позиций нашей страны в области транспортной логистике.

Список литературы

  1. Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России) www.mintrans.ru/activity/ (дата обращения: 29.06.2017).
  2. Плохих Ю. В., Губич М. Е. Перспективы и проблемы развития рынка транспортно-логистических услуг // Молодой ученый. - 2015. - №9. - С. 684-686.
  3. Постановление Правительства РФ от 05.12.2001 N 848 (ред. от 13.10.2016) «О Федеральной целевой программе "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)». Источник:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_86305/. Дата обращения: 29.06.2017).
  4. Федеральная служба государственной статистики: Транспорт и связь [электронный ресурс] - Режим доступа. -URL: www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/transport/ (дата обращения: 27.06.2017).

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Отправить статью

...

Форма оплаты

Номер статьи, присвоенный редакцией
Количество страниц в статье
Количество экземпляров журнала
Доставка: РФСНГ
Скидка (%)
Заказать свидетельство о публикации
1. Стоимость публикации каждой страницы статьи составляет 200 рублей.
2. Стоимость каждого экземпляра журнала, включая его печать и доставку, составляет 300 рублей для России и 500 рублей для стран СНГ.
3. Стоимость свидетельства о публикации составляет 100 рублей

Реквизиты для оплаты через банк