УДК 34.09

Зооправо как новое направление теоретико-правовых исследований в юриспруденции

Иванова Елена Александровна – старший преподаватель кафедры Гражданского права и процесса Юридического факультета Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета.

Аннотация: В статье обосновывается необходимость обращения научной общественности к теоретико-правовой проблематике такого феномена как «зооправо». Предлагается, что зооправо возможно рассматривать в первую очередь как новое формирующееся системное образование законодательства, но также не должны исключаться попытки его исследования и как новой формирующейся отрасли права.

Ключевые слова: Животные, зооправо, теоретико-правовые исследования, право, законодательство, комплексное системное образование, юриспруденция.

На современном этапе, расширение правового регулирования некоторых отдельных сфер нашей жизни привело к тому, что наряду с существованием традиционных отраслей российского права и законодательства, начинают появляться также и отдельные, более узкоспециализированные комплексные отрасли. Как отмечает А.В. Сердюков: «Возрастание роли комплексного, то есть находящегося на стыке основных отраслей права, правового регулирования является одной из главных тенденций развития современного российского законодательства» [5, с 3].

Расширение правового регулирования происходит сегодня во многих важнейших сферах общественной жизни. Примерами комплексных системных образований права и законодательства могут служить информационное, медицинское, спортивное, транспортное право и др. Но, пожалуй, наибольший интерес вызывает вопрос о рассмотрении в данных ипостасях такого феномена как «зооправо». При этом следует сразу отметить, что, данный феномен является новым для российской юридической науки, и даже сам термин «зооправо» используется в среде юристов пока лишь фрагментарно, что, вероятно, и объясняет практически полное отсутствие научных работ по данной тематике.

Между тем об отношениях с участием животных и о правовых нормах, их регламентирующих вполне можно говорить не только в рамках уже существующих отраслей права (законодательства), но и отдельно.

Действительно, начиная уже с давних времён, животные участвуют практически во всех значимых общественных отношениях людей и занимают одно из главных мест в построении их комфортной жизнедеятельности: являются источниками получения продуктов питания, а также материалов для изготовления одежды, жилища и даже лекарств; могут использоваться в качестве тяговой силы и средства передвижения; служат помощниками при выполнении людьми поисково-спасательных и служебно-розыскных мероприятий либо являются непосредственными помощниками для лиц с ограниченными возможностями здоровья; могут использоваться при проведении экспериментов, а также в культурно-зрелищных мероприятиях, и, наконец, могут находиться рядом с человеком просто в целях получения позитивных эмоций, эстетического и душевного комфорта [подробнее об этом см.: 2].

Значимость общественных отношений, в которых животные могут участвовать проявляется, помимо прочего, и в необходимости их правовой регламентации. Так как основными видами данных общественных отношений выступают экологические (природоресурсные) и гражданские отношения, то эта самая правовая регламентация названных сфер уже осуществляется, соответственно экологическим (природоресурсным) и гражданским отраслями российского права.

Так, согласно ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ [8] животный мир (в составе используемого в статье понятия «компоненты природной среды» (см. абз. 4 ст. 1 данного закона)) выступает в качестве объектов охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 137 Гражданского кодекса РФ (части первой) от 30.11.1994 года № 51 [6] животные выступают в качестве особых объектов гражданских прав, к которым применяются общие правила об имуществе.

Тем не менее, данные отрасли права, не посвящены непосредственно тому, что бы регулировать лишь отношения с участием животных, а потому они просто неспособны (зачастую, даже в рамках своей предметной области) к полноценному их регулированию, следствием чего являются многочисленные проблемы в данной сфере.

Первое, чего касаются данные проблемы – это отсутствие на федеральном уровне как такового общего понятия «животные» и понятий их отдельных основных категорий, упоминаемых в нормативно-правовых актах: диких, домашних, безнадзорных и лабораторных. И если в отношении общего понятия «животные» можно предположить, что в силу его распространённости и получения общих сведений о нём в процессе обучения в общеобразовательных учреждениях, в специальном толковании он не нуждается, то формулирование законодательных определений отдельным категориям животных, для целей более точного и правильного правового регулирования, просто необходимо [подробнее об этом см.: 1].

В отсутствии данных определений встаёт и другая проблема – проблема выбора нормативно-правового акта, в котором эти понятия должны формулироваться. Ведь отношения с участием животных регулируются различными нормативно-правовыми актами, а потому включение данных понятий в какой-то один из них либо сразу во все – логически неоправдан. Думается, что более целесообразным было бы принятие отдельного нормативно-правового акта, посвящённого животным. Например, в качестве такового можно было бы рассматривать законопроект № 458458-5 «Об ответственном обращении с животными», который был принят в первом чтении Государственной Думой РФ 23.03.2011 года [4]. При этом в данном законопроекте можно было бы закрепить не только основные понятия. Дополнительно он мог бы закрепить и основы государственной политики в области обращения с животными, так как их отсутствие, на сегодняшний день, является ещё одной проблемой в данной сфере.

Ну и наконец, особенно острыми, на сегодняшний день, являются проблемы, связанные с недостатком правового регулирования таких, например, отношений с участием животных, как отношения по обращению с безнадзорными животными, отношения по использованию животных в культурно-зрелищных мероприятиях и отношения по поводу использования животных в экспериментах. Применительно к данным примерам, можно с уверенностью заявить, что тех отдельных правовых установлений, имеющихся в экологическом (природоресурсном) и гражданском законодательстве относительно указанных вопросов, очевидно недостаточно, вследствие чего требуется принятие отдельных нормативно-правовых актов. Причём на этот же факт указывают и уже имеющиеся законодательные акты. В частности ст. 3 Федерального закона «О животном мире» от 24.04.1995 года № 52-ФЗ [7] содержит в себе указание на то, что отношения в области охраны и использования объектов животного мира, содержащихся в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания в научных целях должны, помимо указанного закона регулироваться также и другими законами и иными правовыми актами РФ и субъектов РФ (а на федеральном уровне такого специального федерального закона пока нет).

Таким образом, общественные отношения с участием животных являются по своей природе – сложными, разносторонними и многоуровневыми, соответственно обеспечить их полноценное правовое регулирование в рамках только какой-либо одной из уже имеющихся отраслей права и законодательства невозможно. На это указывает также и позиция заместителя председателя Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Л. Боковой, которая на круглом столе «Участие институтов гражданского общества в защите животных», проведённом в Совете Федерации 19.02.2015 года отметила следующее: «…недостаточно чёткое распределение предметов ведения между разными уровнями власти, а также разделение полномочий в области защиты животных между различными министерствами и службами затрудняет эффективное регулирование в данной сфере, поскольку вопросы, относящиеся к защите животных, распределены по разным отраслям права» [3].

Соответственно, возникает насущная необходимость в создании некой новой единой отрасли права или законодательства, которая бы комплексным образом урегулировала данную сферу правоотношений – начиная с установления понятийно-категориального аппарата, формирования общих принципов правового регулирования и, заканчивая закреплением основ государственной политики в области обращения с животными. И название для этого нового системного образования – зооправо.

Рассматривая зооправо как целостное образование важно определить его место в правовой системе РФ. Думается, что теоретико-правовые исследования зооправа можно проводить в разных качествах и как отрасли законодательства, и даже как отрасли права. При этом, несомненно, данное образование должно носить комплексный характер, потому что, как было отмечено ранее, отношения с участием животных подпадают под сферы регулирования одновременно различных отраслей права.

Обоснованность существования такого отдельного комплексного образования как зооправо подтверждается, в первую очередь специфичностью предмета правового регулирования – во всех случаях это будут общественные отношения, складывающиеся по поводу обращения (в том числе и жестокого), охраны, защиты или использования той или иной категории животного (дикого, домашнего, безнадзорного или лабораторного).

Однако процесс рассмотрения зооправа как комплексной отрасли права является более сложным, поэтому представляется, что в первую очередь зооправо может быть рассмотрено именно как системное образование законодательства. Тем более, что определённая совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих указанную сферу общественных отношений, так или иначе, уже сформировалась (например, хотя бы даже из уже названных федеральных законов) и продолжает формироваться в настоящее время.

Можно попытаться дать следующее определение зооправу как комплексной отрасли законодательства – это обособленная совокупность нормативно-правовых актов, содержащих нормы различных отраслей права, регулирующих общественные отношения, в которых в качестве объекта, предмета или спецсредства выступают животные.

Учитывая большую разницу в правовом режиме охраны и использования различных категорий животных, создать один единый целостный нормативно-правовой акт, посвящённый одновременно различным категориям животных, на практике будет весьма затруднительно, если не сказать, невозможно. Но при этом, создать законы, которые будут выступать в качестве базовых для конкретной отдельно взятой категории животного – возможно. Например, на сегодняшний день для отношений по охране и использованию животного мира таковым выступает Федеральный закон «О животном мире». Также если, указанный ранее законопроект «Об ответственном обращении с животными» всё-таки будет принят, то он сможет выступать в этом статусе уже для отношений с участием животных-компаньонов, служебных животных и животных, используемых в культурно-зрелищных мероприятиях.

Таким образом, в заключении можно сказать, что на сегодняшний день зооправо уже вполне может рассматриваться в качестве самостоятельного элемента системы российского законодательства, который находится в стадии формирования. А предстоящие изменения в законодательном обеспечении отношений с участием животных должны будут оказать дополнительное положительное воздействие на его состояние.

В тоже время «сам по себе факт сложившейся области законодательства является свидетельством существования определённых особенностей в структуре права» [См.: 5, с. 62]. Таким образом, нельзя исключать и попытки теоретико-правовых исследований зооправа и как новой комплексной отрасли права.

В своё время Д. Шестаков для описания ситуации, связанной с недостаточной научной разработанностью проблемы, понимания сущности интеллектуальной собственности и исключительных прав, а также отсутствия в данных сферах правовой доктрины в собственном смысле слова, использовал понятие «правовая целина» [9].

Думается, что именно этот термин как нельзя кстати, можно применить и к ситуации, связанной с практически полным отсутствием научных работ по теоретико-правовым исследованиям зооправа как комплексной отрасли законодательства и права. Эта область тоже представляет собой не что иное как «правовую целину». А учитывая ежегодное увеличение внимания общественности к проблемам животных, можно заключить, что обращение к теоретико-правовой проблематике зооправа, видится, на сегодняшний день не только актуальным, но и своевременным, а также весьма необходимым в юриспруденции.

Список литературы

  1. Иванова Е.А. К вопросу о понятии животных по Российскому законодательству // Молодой ученый. – 2014. – № 3 (62). – С. 648-651.
  2. Иванова Е.А. Правовой анализ места и роли животных в построении комфортной жизнедеятельности человека // Молодой учёный. – 2014. – № 17 (76). – С. 391-394.
  3. Необходимо ускорить процесс рассмотрения федерального закона, устанавливающего основы государственной политики в сфере обращения с животными – Л. Бокова: [Электронный ресурс] // Международное Движение Реалистической Зоозащиты «Пять свобод». – Режим доступа: http://www.real-ap.ru/node/906 (Дата обращения: 19.06.2017).
  4. Проект Федерального закона № 458458-5 «Об ответственном обращении с животными» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 19.11.2010): [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ&n=81953#0 (Дата обращения: 19.06.2017).
  5. Сердюков А.В. Спортивное право как комплексная отрасль законодательства: дис. … канд. юрид. наук. – Москва, 2010. – 233 с.
  6. СЗ РФ, 1994, № 32, ст. 3301 (с изм. на 28.03.2017 год № 39-ФЗ // СЗ РФ, 2017, № 14, ст. 1998).
  7. СЗ РФ, 1995, № 17, ст. 1462 (с изм. на 03.07.2016 год № 227-ФЗ // СЗ РФ, 2016, № 27 (часть I), ст. 4160).
  8. СЗ РФ, 2002, № 2, ст. 133 (с изм. на 23.06.2016 год № 218-ФЗ // СЗ РФ, 2016, № 26 (часть I), ст. 3887).
  9. Шестаков Д. Интеллектуальная собственность в системе российского права и законодательства // Российская юстиция. – 2000. – № 5: [Электронный ресурс] // Юридический портал Center Bereg. – Режим доступа: http://w.pc-forums.ru/b18133.html (Дата обращения: 19.06.2017).

Интересная статья? Поделись ей с другими: