gototopgototop

УДК 340:323.1(470.345)

Отдельные вопросы правового регулирования национальной политики в Республике Коми

Голованов Михаил Олегович – преподаватель кафедры Государственного и административного права Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарёва.

Глазкова Виктория Александровна – студентка Юридического факультета Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарёва.

Аннотация: Данная статья посвящена рассмотрению вопросов правового регулирования в сфере национальной политики Республики Коми на современном этапе. Рассмотрены цели, основные направления, программа реализации национальной политики Республики Коми. В заключении статьи сформулированы общие выводы.

Ключевые слова: Правовое регулирование, национальная политика, политика, межэтнические отношения.

Вопросы проблематики развития отношений между нациями, населяющими Российскую Федерацию, вопросы взаимоотношений и опыт сглаживания конфликтов между национальностями являются темой дискуссий не только для отечественных, но и зарубежных исследователей. Учёные-политологи не раз отмечали, что основным критерием в сохранении стабильности как внутри-, так и внешнеполитической, является создание внутри государства приемлемой модели урегулирования отношений между населяющими его народностями.

Во времена тотальной глобализации вопрос о сохранении самобытности национальной культуры является основополагающим. Интеграционные процессы наносят урон не только крупным, но и, прежде всего, малочисленным народам, разрушая их обычаи, традиции, уничтожая язык. Последний, в свою очередь, играет ключевое значение для той или иной нации. Пропадает язык – исчезают особенности коммуникации нации, стирается культура как таковая.

Успешная политика в сфере национальных отношений для государства является залогом мирной и спокойной жизни людей, населяющих его. Игнорирование связанных с ней вопросов и проблем может запустить механизм народных волнений, привести к конфликту социума, тем самым полностью принижая авторитет власти. К примеру, император Николай II пренебрёг интересами финнов и в 1899 году присвоил себе право издавать для Финляндии законы без полного согласия на то Сейма. В 1901 году вышел один из таких нормативных правовых актов, который обязывал финнов служить в рядах русской армии. Сейм отказался выполнять предписания закона, а высокопоставленные чиновники объявили бойкот властям [8]. Таким образом, территория Финляндии превратилась в базу для развития различных революционных групп, что значительно обострило политическую обстановку в регионе.

В Советском Союзе имело распространение определение «советский народ», а проблемы этнического национализма прикрывались жёсткой тоталитарной политикой, влиянием идеологических идей о классовой солидарности. Такая схема национальной политики действовала вплоть до окончания 80-х годов прошлого столетия, вплоть до того момента, когда её несоответствие социальным реалиям стало вполне очевидным. Многие эксперты считают, что идеологический этнический национализм в сфере национальной политики, крайне остро проявившийся в прибалтийских республиках, стал толчком, который запустил процесс распада всего Союза.

Как уже было отмечено ранее, порядок выстраивания взаимоотношений между государством и народностями, которые его населяют, имеет крайне трудный механизм устройства. Не зря целый ряд учёных отмечает факт хрупкости таких связей и, основываясь на различных исторических примерах, мы можем с уверенностью сказать, что любой незначительный шаг может разрушить их, тогда как на восстановление уходят целые годы, особенно если речь идёт о недопустимой в национальной политике государства дискриминации по рассматриваемому признаку.

Ведя речь о специфическом сотрудничестве государственных органов с населяющими страну народами, следует ввести понятие «национальной политики». Национальная политика – система законодательных, организационных, идеологических мер, осуществляемых государством, направленных на учёт, сочетание и реализацию национальных интересов, на разрешение противоречий в сфере национальных отношений [4].

Российская Федерация – многонациональное государство. Согласно статье 3 Конституции РФ, многонациональный народ является единственным источником власти, а в статье 13 закреплён запрет на создание и деятельность организаций, целью которых является разжигание межнациональных конфликтов [1]. В нашей стране запрещена дискриминация, в том числе и по национальному признаку.

Следует сказать о том, что вне зависимости от особенностей образования, культурных и исторических традиций народов, населяющих тот или иной регион, все субъекты федерации в отношениях с федеральной властью равны. Существует устаревшая точка зрения о том, что некоторые субъекты являются привилегированными, однако она не может существовать в современном российском обществе. Примером того, что каждый субъект является цельным членом государственной политики, служит равное количество представителей от каждого региона в Совете Федерации Федерального Собрания РФ.

Органы власти являются основным субъектом национальной политики, причём большое внимание в этом аспекте уделяется органам власти национальных республик. Правильное построение системы, выбор верного курса развития, привлечение внимания к проблемам этносов будет способствовать развитию национальной политики, повышению уровня этновосприимчовости у населения, изничтожению межнациональных конфликтов.

Основа национальной самобытности, определяющая национальную политику Республики Коми, закреплена в Конституции Республики Коми. Статья 3 гласит: «Образование Республики Коми и её название связанны с исконным проживанием на её территории коми народа» [3]. Такая формулировка подчёркивает национальную идентичность населения, при этом выступая своеобразным продолжением принципов, закреплённых в Конституции РФ. Нельзя не отметить, что закреплённый принцип обращения имеет колоссальное значение. Фактически тем самым признаётся равноправие коми-этноса в соотношении с другими национальностями, проживающими на территории региона, что подтверждается установлением коми-языка, наряду с русским, как государственного.

В течение последних лет для развития национальной политики Республики Коми была разработана обновлённая база нормативных актов. В апреле 2015 года распоряжением Правительства РК–133-р получила подтверждение стратегия национальной политики до 2025 года [6].

Стратегия была негласно названа «Стратегия РК 2025» и, как нормативный правовой акт, она выполняет ряд принципиально важных для национальной политики функций. Следует особенно выделить такие, как идеологическая и инструментальная. Они создают определённый уровень качества национальных отношений, который должен благотворно влиять на укрепление государственного единства и территориальной целостности Российской Федерации, а также повышать уровень развития национальных языков и культуры народностей, проживающих на территории республики Коми.

Суть инструментальной функции заключается в усовершенствовании структуры органов управления, главной задачей которых является ведение национальной политики, а также создание условий для взаимодействия органов государственной и муниципальных властей по данному вопросу.

Идеологическая функция направлена на повышение уровня национального сознания у жителей республики Коми [5]. Именно она должна в полной мере влиять на развитие интереса граждан к культуре, языку, традициям региона, в котором они проживают.

Следует отметить тот факт, что создание «Стратегии 2025» послужило знаком для коренного пересмотра выбранного курса политики, главная задача который – регулирование взаимоотношений между различными нациями. Согласно официальным данным, она принималась при плотном взаимодействии органов государственной власти и научного сообщества. Был разработан ряд основных задач, при условии выполнения которых будет достигнут высокий уровень качества национальной политики. В число таковых вошли следующие: создание условий для развития этнокультурного плюрализма народов, проживающих на территории региона, развитие структуры образовательных органов, которые должны повышать уровень национального сознания в мировоззрении обучающихся, обеспечение условий развития культуры и языков народа Коми.

Уже сейчас можно говорить о значительных успехах разработанной стратегии. Независимо от того, что прошёл незначительный временной отрезок, был воплощён в жизнь перечень мероприятий специфического характера. В частности, была выработана программа поддержки малого и среднего бизнеса для коренных народов республики Коми, организация летнего отдыха для детей оленеводов, этнокультурных и этнопросветительских мероприятий для жителей республики, была оказана правительственная поддержка созданию этнографических туров, ориентированных на ознакомление туриста с культурными особенностями, укладом быта, языком народа коми, развитие сотрудничества по вопросам социально-экономического и этнокультурного развития коренных малочисленных народов Севера в рамках деятельности региональных и международных организаций.

Нельзя не отметить и то, что в рамках программы было отмечено и воплощается в жизнь по сей день развитие сотрудничества с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и общественными организациями по вопросам социально-экономического и этнокультурного развития коренных малочисленных народов Севера, что только подтверждает готовность Правительства Республики Коми идти на контакт с федеральными органами власти.

Основным районом, в котором национальная политика проводится более тщательно, с привлечением особого внимания властей, считается территориальная область Воркутинского района. Издревле здесь проживали коренные малочисленные народы Севера, главным занятием которых считалось оленеводство, и несущие в своих традициях ту самобытность, которая постепенно искореняется, исчезает в процессе глобализации из нашего мира. Руководство республики считает важным сохранение культуры ненцев и всячески способствует поддержанию уровня жизни в достаточно непростых условиях.

Нормативная база, регулирующая национальную политику Воркуты, включает в себя различные муниципальные планы и программы, разработанные при поддержке региональных властей. К таким можно отнести: «Обеспечение безопасности населения и территории муниципального образования Воркута», «Развитие культуры», «Развитие социальной сферы», «План мероприятий по реализации в 2014 – 2017 годах на территории МОГО «Воркута» стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года» [7].

В рамках программы, носящей региональный характер, «Социально-экономическое развитие Арктической зоны республики Коми на период до 2020 года» подчёркивается уделение особого внимания вопросам об учёте интересов проживающих на территории Республики Коми коренных малочисленных народов [3]. Ряд основополагающих действий ориентирован на поддержку промыслов ненцев, защиту среды обитания, привычного ведения быта. В этих целях органы власти всячески содействуют населению: повышается уровень образования, модернизируется система преподавания, разрабатывается инфраструктура.

Примером того, что деятельность по поддержке коренных народов действительно ведётся, можно назвать создание в Воркуте санаторной школы-интерната, которая является единственным учреждением в регионе, создающим все условия для адаптации к современным условиям жизни детей ненцев, при этом целиком и полностью сохраняя их традиционный уклад жизни.

В целом анализ вышеперечисленных данных наводит на мысль, что развитие национальной политики в Республике Коми проходит динамично, в постоянном развитии нормативно правовой базы, которая обеспечивает развитие сферы как нельзя более действенно. Следует отметить и то, что опыт осуществления в рамках Республики Коми национальной политики особенно значителен и для иных регионов Северо-Западного федерального округа, но при этом существует потребность продолжения совершенствования концептуальных основ арктического вектора политики.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята всенарод. голосованием 12.12.1993 (с изм. и доп.). – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  2. О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 30.04.1999 № 2-ФЗ : (с изм. и доп.) // Гарант : [сайт информ.-правовой компании]. – [М., 2017]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/act/right/180406/ (10.05.2017).
  3. Конституция Республики Коми [Электронный ресурс] : принята Верховным Советом Республики Коми от 17.02.1994 (с изм. и доп.) // Гарант : [сайт информ.-правовой компании]. – [М., 2017]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/region/cons_komi/chapter/1/#block_1000 (10.05.2017).
  4. О национально-культурной автономии в Республике Коми [Электронный ресурс] : закон Республики Коми от 28.06.2005 №58-РЗ : (с изм. и доп.) // КонсультантПлюс : [сайт информ.-правовой компании]. – [М., 2017]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW096&n=19527&dst=100007/#0 (10.05.2017).
  5. О долгосрочной республиканской целевой программе «Сохранение и развитие государственных языков Республики Коми (2010 - 2012 годы) [Электронный ресурс] : постановление Правительства Республики Коми от 14.09.2009 №258 : (с изм. и доп.) // Гарант : [сайт информ.-правовой компании]. – [М., 2017]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/hotlaw/komi/209327/ (10.05.2017).
  6. Об утверждении стратегии национальной политики в Республике Коми на период до 2025 года [Электронный ресурс] : постановление Правительства Республики Коми от 15.04.2015 № 133–р (с изм. и доп.) // Гарант : [сайт информ.-правовой компании]. – [М., 2017]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/27338489/ (10.05.2017).
  7. Об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2016-2018 годах на территории Республики Коми Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства Республики Коми от 29.03.2016 № 117-р : (с изм. и доп.) // Гарант : [сайт информ.-правовой компании]. – [М., 2017]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71195422/#0 (10.05.2017).
  8. Исаев И. А. История государства и права России : учебник / И. А. Исаев. – М. : Норма, – 2013. – 800 c.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Отправить статью

...

Форма оплаты

Номер статьи, присвоенный редакцией
Количество страниц в статье
Количество экземпляров журнала
Доставка: РФСНГ
Скидка (%)
Заказать свидетельство о публикации
1. Стоимость публикации каждой страницы статьи составляет 200 рублей.
2. Стоимость каждого экземпляра журнала, включая его печать и доставку, составляет 300 рублей для России и 500 рублей для стран СНГ.
3. Стоимость свидетельства о публикации составляет 100 рублей

Реквизиты для оплаты через банк