УДК 378

Историография проблемы подготовки курсантов к международному взаимодействию

Передерий Оксана Сергеевна – аспирант Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, преподаватель английского языка и авиационного английского языка в Военном учебно-научном центре Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия орденов Ленина и Октябрьской революции Краснознамённая имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина».

Аннотация: Статья посвящена обзору историографии проблемы подготовки курсантов военных училищ к международному взаимодействию. В статье предлагается рассмотреть всю историю вооружённых сил России, разделенную на четыре этапа, с выделением сильных и слабых сторон на каждом этапе. В статье так же предлагаются краткие выводы о положительном и отрицательном решении рассматриваемой проблемы.

Ключевые слова: Международное взаимодействие, курсанты, история вооружённых сил, положительный опыт, система военного образования.

Не вызывает сомнения тот факт, что составление историографии любой проблемы необходимо для более чёткой и корректной структуризации решения обозначенной проблемы. Изучение исторического опыта позволяет выделить ключевые моменты любого события и любой реалии. По этим причинам определяем историографию проблемы подготовки курсантов к международному взаимодействию обязательным начальным этапом в решении обозначенной проблемы.

Историю проблемы мы будем рассматривать, начиная с 1918 года, потому что именно 1918 год исторически является годом создания Рабоче-крестьянской Красной Армии на добровольче¬ской основе и Рабоче-крестьянского Красного Флота. Анализ литературы по проблеме исследования позволяет выделить четыре этапа становления проблемы подготовки курсантов к международному взаимодействию.

В конце первого этапа была создана нормативно-правовая база, которая позволила перевести международное взаимодействие на правовую основу, которая заключалась в том, что были приняты следующие документы: Конституция СССР 1936 года; Закон от 20 августа 1938 года «О порядке ратификации и денонсации международных договоров СССР»; Международные договоры и соглашения (Монгольская Народная Республика, Чехословакия).

Данный период завершается переводом вооружённых сил на единое кадровое устройство, который был юридически завершен при¬нятием в 1939 г. Закона о всеобщей воинской обязанности [2].

Таким образом, к 1939 году система военно-профессионального образования функционировала по всем направлениям.

Основываясь на исторических фактах, выявляется некоторая пассивность в подготовке курсантов к международному взаимодействию, что объясняется историческими событиями, которые, в свою очередь, обусловили повышение активности в профессионально-образовательной сфере в конце этого этапа.

Начало второго этапа (1940-1953 г.г.) ознаменовано крупной реорганизацией летом 1940 года органов высшего военного управления, что повлекло за собой обновление составов Комитета обороны СССР и Главного военного совета Рабоче-крестьянской Красной Армии, что не могло не отразиться на системе подготовки профессиональных военных. Анализ системы профессиональной подготовки военных временного периода 1940-1953 г.г. демонстрирует, что в ходе Великой Отечественной войны первоочередное внимание в военно-педагогической теории и практике было обращено на совершенствование системы обучения и воспитания бойцов и командиров армии и флота.

К началу 1941 года высший и старший начсостав готовился в 16 военных академиях и 10 военных факультетах при гражданских вузах. Кадры среднего начсостава готовили 63 сухопутных училища, 32 летные и летно-технические и 14 военно-морских училищ. Организация военно-учебных заведений в начальный период войны включала следующие мероприятия: 1) изменение сети военно-учебных заведений; 2) увеличение пропускной способности военных училищ и академий за счет сокращения сроков обучения и увеличения численности обучаемых; 3) изменение учебной программы, профиля подготовки военных кадров; 4) внесение изменений в организацию учебных занятий и методику обучения; 5) упорядочение практики подбора для военно-учебных заведений профессорско-преподавательского и командного состава и др.

Однако курс на международное сотрудничество положил начало реализации усовершенствованной модели военно-профессионального образования, которая началась с открытия Высшего военно-педагогического института для подготовки кадров преподавателей военных училищ. Открытие специализированного учебного заведения, способствующего подготовке высококвалифицированных инструкторов и преподавателей для военных учебных заведений, является одним из шагов в улучшении подготовки курсантов к международному взаимодействию.

2 марта 1951 г. Советом Министров СССР было принято решение о создании в структуре Минобороны более крупного органа, непосредственно отвечающего за осуществление военного сотрудничества с армиями зарубежных государств.

Анализ источников позволяет назвать такие причины и результаты усовершенствования подготовки курсантов к международному взаимодействию, как реорганизации всей системы военно-технического сотрудничества и изменение учебных планов вузов с акцентом на подготовку к международному взаимодействию.

Третий этап в становлении современных ВС РФ (195401991) ознаменован и представляет собой военную реформу периода хрущёвской «оттепели», определяемая в научной литературе как «структурное преобразование вооруженных сил в рамках советской политической системы, не затрагивающее доминирующего положения Коммунистической партии в данной политической системе».

Анализ литературы по проблематике исследования данного периода в историографии ВС РФ позволяет констатировать, что на преобразования тех лет в области международного взаимодействия оказал влияние ряд объективных и субъективных факторов.

Проходило сокращение Советской Армии, в результате чего ее численность сокращалась с каждой волной на несколько миллионов, и к 1962 была приблизительно 2.5 млн. военных (на 1 марта 1953 г. численность Вооруженных сил СССР составляла 5.5 млн. чел).

Многочисленные источники [9;8;3] называют время появления ракетно-ядерного оружия, отправной точкой в проведении новых существенных преобразований в советских Вооруженных Силах, началом нового этапа в строительстве Вооруженных Сил. В большинстве учебных заведений того времени в учебных программах и методиках первостепенное значение придавалось военно-технической подготовке военнослужащих, и было отменено преподавание военной педагогики и психологии. Тем самым военной педагогике был нанесен ощутимый удар, отразившийся на войсковой педагогической практике, принесший немало проблем теории и практике обучения и воспитания военнослужащих.

Подготовка курсантов к международному взаимодействию была обусловлена тем, что советские военные не должны были отставать в технической подготовке от представителей зарубежных стран. Именно поэтому в рассматриваемый период много внимания было уделено военно-эксплуатационной направленности обучения в военных учебных заведениях, внедрению в учебный процесс передового мирового опыта, что было очевидной предпосылкой и одним из направлений подготовки курсантов к международному взаимодействию.

С каждым годом росла потребность в высококвалифицированных военных инженерах, конструкторах, переводчиках для выполнения мирных военных миссий на Кубе (1963-1993), во Вьетнаме (1961-1991) и в других дружественных СССР странах.

Подготовка курсантов к международному взаимодействию на образовательном уровне реализовывалась через подготовку военных советников, военных юристов, техников, инженеров, конструкторов и других специалистов, входящих в контингент военных специалистов, выполняющих различные миссии в зарубежных странах.

Анализ литературы по проблеме исследования и по смежным с ней позволил нам обратить внимание на усиление акцента на идеологической составляющей военного образования в тот период времени, во второй половине третьего этапа [7].

Именно усиление идеологической составляющей военного образования может рассматриваться как особое направление, специфичное для военных учебных заведений третьего этапа становления ВС и военно-профессионального образования, представляющее собой составляющую подготовки курсантов к международному взаимодействию.

Принимая во внимание специфику профессии советских военных, полагаем корректным рассматривать данное направление как подготовку курсантов к международному взаимодействию.

Начало заключительного этапа (с 1992 г. до настоящего времени) соответствует распаду СССР, который обусловил постановку новых целей, направлений и задач. Согласно Федеральному закону РФ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» от 1998 года [6] одним из проявлений международного сотрудничества являются военно-политическое и военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами.

В военной доктрине РФ [1], являющейся декларацией о политике государства в области военной (оборонной) безопасности, сформулированы задачи, указывающие главенствующее направление российской внешней политики.

В Указе Президента РФ об образовании Вооруженных Сил в мае 1992 года [44] отмечается, что готовность к международному взаимодействию является одной из основных задач в современной внешней политике.

Формирование готовности к международному взаимодействию так же обусловлено требованиями, обозначенными в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. В нем отмечается, что «в общие обязанности военнослужащих входит соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации (П. 16) и способствовать укреплению мира и дружбы между народами, предотвращению национальных и религиозных конфликтов (П. 18)» [55].

Одним из важнейших направлений развития системы военного образования на современном этапе, безусловно, выступает анализ опыта прошлых этапов: изучение позитивного и негативного опыта и путей и способов избегания возможных ошибок.

Было так же учтено, что следует избегать уменьшения количества учебных дисциплин, изучаемых курсантами и слушателями – устранение из учебных планов военной педагогики и психологии; расформировывания военных училищ, институтов и кафедр; информационного вакуума и т.д.

Приняв во внимание разрушительные последствия ошибок, совершённых на предыдущих этапах в системе военного образования, и учитывая конструктивные результаты положительного опыта, понимая необходимость преобразований в системе профессиональной подготовки военных, правительство отмечает, что с учетом формирования нового облика Вооруженных Сил РФ военнослужащие станут обучаться по принципиально новым учебно-боевым программам.

Изменяющиеся задачи, структура и техническая оснащенность Вооруженных Сил на современном этапе потребуют новых подходов к организации подготовки офицерских кадров. Поэтому одним из приоритетных направлений военной реформы должно стать повышение эффективности системы военного образования, перевод военного образования и качества подготовки военных на новый уровень.

Значимость готовности к международному взаимодействию осознаётся многими образовательными заведениями, готовящими будущих офицеров.

В заключение отмечаем, что цель современного этапа сформирована посредством осмысления ошибок прошлого и значимости положительного опыта, осмысленного за годы становления российского военного образования и ВС РФ. Таким образом, цель заключается в том, чтобы роль РФ на международной арене была сохранена, что возможно при активном участии российских военных в миротворческих и внешнеэкономических акциях с максимально позитивным и эффективным результатом. Осуществление данной цели возможно при условии максимальной готовности военных к международному взаимодействию.

Список литературы

  1. Военная доктрина РФ: утверждена Указом Президента РФ от 5.02.2010 г. №146 // Военно-политическое обозрение.
  2. История призывов «О всеобщей воинской обязанности» / Ведомости Верховного Совета СССР. 1967. № 42. С. 552.
  3. Сафонов И. А. История зарождения военного образования // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. LIII междунар. науч.-практ. конф. № 9(49). – Новосибирск: СибАК, 2015.
  4. Указ Президента РФ от 07.05.1992 N 466 «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации».
  5. Указ Президента РФ от 10.11.2007 N 1495 (ред. от 25.03.2015) «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (вместе с «Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации», «Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации»).
  6. Федеральный закон от 19.07.1998 N 114-ФЗ (ред. от 04.12.2007) «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» (принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 03.07.1998).
  7. Чурбанов С. Г. Модернизация подготовки офицерских кадров в 1964–1984 гг. / С. Г. Чурбанов // История науки и техники в современной системе знаний : Шестая ежегодная конференция кафедры Истории науки и техники, 8 февраля 2016. Екатеринбург: УМЦ УПИ, 2016. С. 223-233.
  8. Шалупенко В. В. Военно-профессиональная готовность выпускников высших военно-учебных заведений МО РФ: сущность, состояние, пути формирования : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.08. Москва, 2005. 275 с.
  9. Шубин А.В. Мир на краю бездны. От глобального кризиса к мировой войне. 1929-1941 годы. М.: Вече, 2004. 576 с. 9.

Интересная статья? Поделись ей с другими: