gototopgototop

УДК 342

К вопросу о правовом регулировании национальной политики в Удмуртской Республике

Голованов Михаил Олегович – преподаватель кафедры Государственного и административного права Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарёва.

Белоглазов Александр Евгеньевич – студент Юридического факультета Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарёва.

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению правового регулирования национальной политики в Республике Удмуртия на современном этапе. Обозначены механизмы и основные направления реализации государственной национальной политики в Республики Удмуртия. В заключение статьи сформулированы основные выводы.

Ключевые слова: Правовое регулирование, национальная политика, языковая политика, межэтнические отношения.

Удмуртская Республика представляет собою многонациональный регион со сложной фактурой языковых и межэтнических отношений. Одним из главных событий в истории республики можно считать процесс её образования. Так, датой образования Удмуртской Республики можно считать 28 декабря 1934 года, потому что именно тогда постановлением ВЦИК Удмуртская автономная область была преобразована в Удмуртскую Автономную Советскую Социалистическую Республику.

Сегодня в Удмуртии насчитывают порядка 130 этнических групп, в том числе свыше 80 народов России и стран СНГ. Численность населения в республике по данным переписи населения 2010 года составляет 1 521 420 чел. Среди лиц, которые указали свою национальную принадлежность, самыми многочисленными являются: русские – 60,2%, удмурты – 26%, татары – 6,7%, украинцы – 0,6% и марийцы – 0,6%; представители иных этнических групп составляют в совокупности около 6% от населения региона.

Среди сельского населения республики удмурты, согласно данным переписи населения 2010 года, составляют относительное большинство – свыше 50%. Представление о том, что удмурты в большей степени относятся к сельскому этносу, является устаревшим стереотипом, т.к. свыше 40% представители удмуртского этноса проживают в городах. Русские и татары проживают преимущественно в городах – 78,4% и 83,1% от численности соответствующего народа [3].

Для решения большого количества вопросов национальной политики в регионе было образовано Министерство национальной политики Удмуртской Республики. Его деятельность регулируется рядом нормативных правовых актов, среди которых:

Из них следует выделить ряд положений, отражающих их сущность касаемо национальной политики. Так, первая статья Конституции УР провозглашает равноправное участие всех наций, национальностей и народностей республики во всех сферах её жизнедеятельности, а также гарантирует сохранение и развитие языка и культуры удмуртского и других народов [1]. В Конституции государственными языками признаются: русский и удмуртский языки, она предоставляет гарантию права на сохранение и дальнейшее развитие языков других национальностей.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» был принят Указ Главы Удмуртской Республики «Об утверждении Стратегии реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Удмуртской Республики». Данная стратегия является структурированной системой политических взглядов, ценностных ориентиров в системе межнациональных отношений, которая определяет механизмы и основные направления реализации государственной национальной политики в Республики Удмуртия. Она направлена на решение современных проблем в данной сфере, к которым можно отнести:

Поэтому целью данной стратегии является создание максимально благоприятных условий для согласования и гармонизации национальных интересов всех народов, проживающих на территории Удмуртии.

Интересным направлением в этой стратегии является языковая политика в республике, а именно создание оптимальных условий для сохранения и дальнейшего развития языков представителей народов, проживающих в Удмуртии, укрепление статуса удмуртского языка и в первую очередь создание необходимых условий для его изучения всеми желающими.

Языковая политика в республике регулируется Законом Удмуртской Республики от 6 декабря 2001 г. № 60-РЗ «О государственных языках Удмуртской Республики и иных языках народов Удмуртской Республики». В нём предусматривается:

Также предусмотрены некоторые особенности использования удмуртского языка:

Всё это даёт нам основание предполагать, что закон направлен на создание условия для сохранения, изучения и развития удмуртского языка как одного из государственных языков Удмуртской Республики, но без ущерба для других языковых групп.

Следует перейти к государственной программе Удмуртской Республики «Этносоциальное развитие и гармонизация межэтнических отношений», ответственность за реализацию которой непосредственно лежит на Министерстве национальной политики республики.

Данная программа создана для решения следующих задач:

Она включает в себя ряд подпрограмм: «Гармонизация межэтнических отношений, профилактика экстремизма и терроризма в Удмуртской Республике» и «Сохранение и развитие языков народов Удмуртии»[4].

Характерным отличием этого нормативного правового акта от анализируемых нами ранее состоит в том, что он предусматривает более детальное изложение реализации национальной политики. В нём предусмотрено деление на подпрограммы, планирование бюджета на их реализацию вплоть до 2020 года и даже запланирован приблизительный график мероприятий, чем характеризует продуманное отношение властей к реализуемым программам в области национальной политики.

Подводя итог, можно сказать, что национальная политика играет очень важную роль не только для Удмуртии, но и для России в целом. В самой же республике к взаимоотношениям различных национальностей относятся очень серьёзно, что свидетельствует наличие обширного систематизированного законодательства. Особое место в национальной политике занимает язык, т. к. созданы все необходимые условия для сохранения, изучения и развития удмуртского языка.

Поэтому одной из приоритетных задач национальной политики Удмуртской Республики является создание максимально благоприятных условий для согласования и гармонизации национальных интересов всех народов, проживающих на территории республики.

Список литературы

  1. Конституция Удмуртской Республики [Электронный ресурс] : принята постановлением Верховного Совета УР от 07.12.1994 № 663-XII (с изм. и доп.) // Гарант : [сайт информ.-правовой компании]. URL: http://base.garant.ru/15700562/ (дата обращения 30.04.2017).
  2. Закон Удмуртской Республики от 6 декабря 2001 года № 60-РЗ «О государственных языках Удмуртской Республики и иных языках народов Удмуртской Республики» (с изм. и доп.) // Гарант : [сайт информ.-правовой компании]. URL: http://base.garant.ru/15713906/ (дата обращения 30.04.2017).
  3. Указ Главы Удмуртской Республики от 19 января 2016 года № 9 «Об утверждении Стратегии реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Удмуртской Республики» [Электронный ресурс] : (с изм. и доп.) // Гарант : [сайт информ.-правовой компании]. URL: http://base.garant.ru/15780985/ (дата обращения 30.04.2017).
  4. Постановление Правительства Удмуртской Республики от 14 марта 2016 года № 92 «Об утверждении новой редакции государственной программы УР «Этносоциальное развитие и гармонизация межэтнических отношений» [Электронный ресурс] : (с изм. и доп.) // Гарант : [сайт информ.-правовой компании]. URL: http://base.garant.ru/15782309/ (дата обращения 30.04.2017).

Печать